Речные канонерки на Ниле (часть 1)

Jan 31, 2022 09:22

Намедни перевел часть "оспрейки" авторства Ангуса Констама, посвященной действиям речных канонерок на Ниле в 1884-1898 гг. Перевел только куски, посвященные собственно кораблям, текст по предыстории и боевым действиям переводить не стал, ибо много воды, повторов и цитат из работ других историков (включая небезызвестную "Речную войну" Уинстона нашего Черчилля).

Желающим получить общее впечатление о ходе событий могу порекомендовать странички в Википедии, посвященные восстанию Махди, осаде Хартума и гибели генерала Гордона, а также статью на Варспоте.

Перевод будет состоять из трех частей:
- первая посвящена импровизированным канонеркам, переделанным в первую кампанию генерала Гордона;
- вторая будет рассказывать о заднеколесных канонерках специальной постройки;
- третья - о винтовых канонерках типа "Султан".
В качестве иллюстраций использованы цветные рисунки Пола Райта из той же "оспрейки" (с переводными же подписями), а также фотографии из различных мест.


К моменту прибытия генерала Гордона в Хартум в 1884 году ни одна из имевшихся там канонерок не являлась кораблем специальной постройки. Они являлись гражданскими пароходами, принадлежавшими египетскому правительству и использовавшимися для перевозки почты и пассажиров по Верхнему Нилу. Они несли то немногочисленное вооружение, которое удавалось найти, и защищались тем, что имелось под рукой. В большинстве случаев их надстройки прикрывались тяжелыми бревнами, в которых оставлялись амбразуры для французских 9-фнт (86-мм) гаубиц образца 1859 г. или 88-мм полевых пушек Круппа образца 1873 г., которые Гордон устанавливал на них. Дополнительную защиту давали металлические пластины или мешки с песком. Это придавало кораблям весьма «колхозный» вид, делая их похожими на плавучие деревянные бараки.

Если имелась возможность, на канонерки устанавливалось дополнительное вооружение - например, картечницы Норденфельда или Гатлинга. Эти корабли называли «грошовыми пароходами» (penny steamers) по аналогии с небольшими пассажирскими пароходиками того времени. Все они имели примерно сходную конструкцию: колесные пароходы с парой бортовых гребных колес и тонкой высокой дымовой трубой в кормовой части. Все они были весьма узкими, что обеспечивало им довольно высокую скорость, и обычно имели открытый рулевой пост или мостик - иногда этот мостик опирался на кожухи гребных колес, или же имелся небольшой прямоугольный рулевой пост в корме, на крыше кормовой надстройки. Будучи вполне быстроходными и маневренными, они плохо подходили для службы на Верхнем Ниле, а в качестве канонерок их вооружение и защита были далеки от идеала.

Одним из самых крупных «грошовых пароходов» был «Бордеин». Он был построен в Попларе в 1869 г. по заказу сэра Сэмюэля Бейкера для его Нильской экспедиции 1871 года. Пароход строился разборным, после чего был перевезен в Египет и собран на верфи «Булак» в Каире в 1870 г. После отмены экспедиции и возвращения Бейкера в Великобританию в 1873 году, остававшийся невооруженным «Бордеин» был продан египетскому правительству.

Три других парохода - «Сафия», «Мансура» и «Талахавие» - имели в целом похожую конструкцию и использовались в мирных целях на Верхнем Ниле. На самом деле, «Талахавие» был построен на той же верфи в Попларе, что и «Бордеин», но был на 6 метров длиннее и слегка шире. Все они, если уже не использовались в данной роли, были переоборудованы в канонерки Гордоном в 1884 году. В дополнение к ним имелось несколько меньших по размеру пароходов, каждый из которых нес легкое вооружение, однако не имеется никаких свидетельств, что они классифицировались как канонерские лодки.

«Бордеин», «Сафия» и «Талахавие» вместе с двумя малыми пароходами были направлены на прорыв обороны махдистов навстречу колонне войск, наступавших от границы с Египтом.
При этом «Бордеин» и «Талахавие» прорвались в Хартум, но слишком поздно, чтобы спасти город. В результате этой операции оба корабля разбились, но впоследствии были подняты и отремонтированы махдистами.

Двумя другими канонерками, входившими в состав флотилии в Хартуме, были «Шибин» (или «Шиби») и «Эмбара», являвшиеся слегка уменьшенной версией «Бордеина» и использовавшиеся египетским правительством в качестве посыльных судов. Они участвовали в провальной экспедиции Хикса в 1883 г., но в конце года «Эмбара» разбилась у Аль-Вана рядом с Шестым порогом. В начале 1884 г. «Шибин» проходил в Хартуме крайне необходимый ему ремонт, и находился на берегу вплоть до падения города. Впоследствии он был разобран махдистами и использовался в качестве источника запчастей для поддержания захваченных ими канонерок в боеспособном состоянии. Оба этих судна имели бортовые гребные колеса.

«Исмаилеи» и «Аббас» также являлись колесными пароходами на египетской службе и использовались, в основном, для перевозки пассажиров. Оба были меньше остальных «грошовых пароходов», оба были вооружены по приказу Гордона, однако сведений об установленном на них вооружении не имеется.

«Bordein»
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1869 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1870 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 42,67 м, ширина 3,66 м (с колесами 7,92 м), осадка 1,07 м;
мощность 40 л.с. (два гребных колеса);
скорость 10 уз (по сообщениям, к 1885 г. упала до 5 уз);
вооружение: два 9-фнт нарезных казнозарядных орудия.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., вскоре продал египетскому правительству для службы в Хартуме. Принимал участие в экспедиции Хикса в 1883 г., а затем - в обороне Хартума. В начале 1885 г. спустился по реке и присоединился к наступавшей британской армии, а затем участвовал в «Прорыве по реке». При возвращении 31 января 1885 г. сел на мель у острова Мернат. После этого был захвачен и восстановлен махдистами и оставался в их руках до 1898 года, когда был захвачен в Омдурмане. После этого использовался для местных перевозок по реке до 1905 года. Вновь кратковременно вводился в эксплуатацию в 1936-1937 гг., но вскоре снова был брошен. Корпус судна по-прежнему находился в Хартуме.



Канонерская лодка «Бордеин» (1884 г.).
«Бордеин» являлся колесным пароходом, построенным в Попларе в 1869 г. и начавшим службу на Ниле в 1871 г. В 1883 году он принял участие в провальной экспедиции Хикс-паши, а в 1885-м - в “Прорыве по реке” (“The River Dash”), но 31 января 1885 г. сел на мель у острова Мернат. Оставленный командой, он вскоре был снят с мели и служил под знаменем Махди. На рисунке корабль представлен во время патрулирования на Ниле у острова Губат. Его палуба и надстройки защищены бревнами и металлическими листами, а «короб» на носу обеспечивает защиту для артиллеристов.

«Talahawiyeh» (также упоминается как «Tel El-Hoween»)
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1868 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1870 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 48,77 м, ширина 4,27 м (с колесами 7,92 м), осадка 1,07 м;
мощность 40 л.с. (два гребных колеса);
скорость 10 уз (по сообщениям, к 1885 г. упала до 5 уз);
вооружение: два 9-фнт нарезных казнозарядных орудия.
Практически однотипен «Bordein», но немного крупнее. Оборудован большой кормовой каютой и салоном.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., вскоре продал египетскому правительству для службы в Хартуме. Принимал участие в экспедиции Хикса в 1883 г., затем был направлен генералом Гордоном в Шени для патрулирования в нижней части Верхнего Нила. Участвовал в «Прорыве по реке» в январе-феврале 1885 г., но 29 января 1885 г. сел на мель у Джебеля на Шестом пороге. Так и не был восстановлен, его паровой котел находился на месте катастрофы, как минимум, до 1909 года.

«Safia»
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1870 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1871 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 41,15 м, ширина 3,35 м (с колесами 7,62 м), осадка 1,07 м;
мощность 50 л.с. (два гребных колеса);
скорость 8 уз;
вооружение: два 9-фнт нарезных казнозарядных орудия, две картечницы Гарднера.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., однако использовался в качестве посыльного и административного судна в течение двух десятилетий - сначала Бейкером, затем Гордоном. В сентябре 1880 г., потеряв ход ввиду израсходования топлива, запутался в плавучих зарослях (судде) на реке Бахр-эль-Газал в Южном Судане. К тому времени, как спустя четыре месяца до судна добрались спасатели на «Bordein», большинство команды умерло от голода и болезней. Согласно рапортам, на борту имели место случаи каннибализма. В 1883 г. «Safia» участвовал в экспедиции Хикса, а в следующем году был отправлен вниз по течению в Шенди. Хотя пароход не участвовал в «Прорыве по реке», в начале февраля 1885 г. он был отправлен на спасение команды «Bordein» с острова Мернат, находившегося под сильным обстрелом. Он прибыл вовремя, но при отходе его котел лопнул. Заклепать его не удалось, и 13 февраля 1885 г. «Safia» был затоплен у Гербата. Тем не менее, вскоре пароход был поднят махдистами и оставался в их руках до 15 сентября 1898 г., когда после короткой перестрелки его захватила канонерская лодка «Sultan». Он был отремонтирован и в конце 1898 г. отправлен в Фашоду для поддержки находившихся там британских войск. Пароход служил до 1905 г., после чего его машина была демонтирована, а корпус использовался в качестве сухогрузной баржи, пока не был окончательно списан после 1912 года.



Канонерская лодка «Сафия» (1885 г.).
В 1883 году «Сафия» являлась одной из принадлежавших египетскому правительству и базировавшихся на Хартум колесных канонерок. Она была почти однотипна «Бордеин», но слегка уступала по размерам. В 1884 г. она была серьезно переделана и обшита досками и бревнами, обеспечивавшими защиту для египетского экипажа. На носу и на корме установили 9-фнт медные гаубицы, а в средней части - картечницы Гарднера. Вырвавшись из Хартума, она присоединилась к силам, участвовавшим в экспедиции генерала Гордона, и под командованием кэптена лорда Чарльза Бересфорда участвовала в бою к северу от Гумбата, но села на мель при отступлении к египетской границе. Она была снята с мели махдистами, которые использовали ее до 1898 года.

«Mansoura» (также упоминается как «Mansurah»)
построен на верфи «Samuda Brothers» в Попларе (Лондон) в 1870 г.;
собран на верфи «Boulak» в Каире в 1871 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 42,67 м, ширина 3,81 м (с колесами 7,8 м), осадка 1,22 м;
мощность 50 л.с. (два гребных колеса);
скорость 9 уз;
вооружение: неизвестно; вероятно, одно 88-мм полевое орудие Круппа С/73 и одна 4-фнт дульнозарядная горная пушка, оба на полевых лафетах.
Строился для экспедиции Сэмюэля Бейкера 1871 г., однако им не использовался, а использовался египетским правительством как почтовый пароход, после чего был реквизирован генералом Гордоном и переоборудован в канонерскую лодку. В 1883 г. участвовал в поддержке экспедиции Хикса, а в 1884 г. был отправлен генералом Гордоном вниз по реке в Шенди для защиты линии коммуникации с Хартумом. 7 декабря 1884 г. получил пробоину ниже ватерлинии от огня батареи мехдистов у Мисеиктаба, в нескольких милях к северу от Шенди, и ночью затонул посередине реки.

«Tawfiqiyeh»
построен в Лондоне в 1873 г.; собран в Каире в 1875 г.
водоизмещение неизвестно;
длина 33,5 м, ширина 3,2 м (с колесами 6,4 м), осадка 0,76 м;
мощность 40 л.с. (два гребных колеса);
скорость 8 уз;
вооружение: неизвестно; вероятно, одно 88-мм полевое орудие Круппа С/73 и одна 4-фнт дульнозарядная гаубица, оба на полевых лафетах.
Построено по заказу египетского правительства для службы на Верхнем Ниле и в течение большей части своей короткой карьеры находилось в Шенди. В 1883-1884 гг. осуществляло патрулирование на Ниле между Шенди и Хартумом, а затем сопровождало наступавшие британские войска. Почти наверняка было затоплено у Гербата 13 февраля 1885 г. Нет никаких упоминаний о том, что впоследствии было поднято.


Принадлежавшая египетскому правительству канонерская лодка «Аббас» сумела уйти вниз по Нилу из осажденного Хартума, но 18 сентября 1884 г. выскочила на берег у деревни Хеббех. Хотя ее команда и пассажиры благополучно спаслись, сама канонерка была потеряна. Данный рисунок был опубликован в журнале «Graphic Illustrated» в ноябре 1884 г.



Пароход «Насаф Эль-Кайхар» являлся речным колесным пароходом, построенным в 1860 г. и реквизированным в 1884 г. для деблокадной экспедиции генерала Гордона. На него почти не устанавливалось дополнительной защиты или вооружения, поскольку он служил плавучим штабом генерал-майора Уолсли. Его единственное вооружение состояло из пары картечниц Норденфельда, установленных прямо перед гребными колесами. Формально он не являлся канонерской лодкой, но дает представление о множестве небольших вооруженных судов, участвовавших в кампании в качестве патрульных кораблей, транспортов или судов снабжения.

royal navy, канонерские лодки, мобилизованные суда, речные боевые корабли, Викторианская эпоха

Previous post Next post
Up