Гибель крейсера «Спартан»

Jan 30, 2022 20:20


Совсем пропустил вчерашнюю годовщину гибели крейсера «Спартан». Только сегодня подсказали камрады из ВК. Зато в качестве утешительного приза предлагаю кусочек текста из своей книги о крейсерах типа «Дидо», которая, надеюсь, должна выйти в ближайшее время.



Крейсер "Спартан" обстреливает германские позиции под Анцио, январь 1944 г.

27 января «Спартан» пришел под Анцио для обеспечения противовоздушной обороны района высадки. В 17:30 29 января крейсер бросил якорь у берега в 22 кабельтовых восточнее маяка Анцио, в точке с координатами 41°26,2’ с.ш., 12°41,2’ в.д., на глубине 6 фатомов. Солнце только что село, дул умеренный бриз силой 4 балла, море было спокойным. В 17:50 прозвучал сигнал воздушной тревоги - с севера приближалось 18 вражеских самолетов.

Это были Do-217 из состава II/KG 100 под командованием майора Бернхарда Йоппе, каждый из которых нес по две планирующих бомбы Hs-293. Такая бомба имела реактивные двигатели, запускавшиеся после отделения от самолета, который мог наводить ее на цель по радио. Скорость полета бомбы составляла 540-720 км/ч, вес заряда - около 300 кг.
Корабли сразу начали ставить дымовую завесу, но ветер гнал ее прочь. Самолеты кружили над сушей, выбирая момент для атаки на корабли, силуэты которых хорошо выделялись на фоне заката. Радары против них оказались неэффективными из-за помех, создаваемых находящимися на берегу горами.

Как только корабли открыли заградительный огонь, четыре «дорнье» отделились от группы и устремились в сторону якорной стоянки. С высоты около 1500 м они сбросили пять или шесть планирующих бомб, большинство из которых упало в воду. Наблюдатели «Спартана» сначала заметили самолет по правому борту, а в 17:56 - стремительно приближающуюся к кораблю бомбу. Расчеты зенитных автоматов обстреляли ее, казалось, что она упадет за кормой, но она внезапно изменила курс и поразила крейсер в верхнюю палубу позади второй дымовой трубы, пробила несколько переборок и взорвалась в кормовом котельном отделении у левого борта на уровне нижней палубы.

Командир находившегося поблизости эсминца «Алстер» лейтенант-коммандер Уильям Дональд так описывал этот момент:

«Мы находились всего в нескольких кабельтовых от «Спартана», когда он был поражен; это была планирующая бомба, и я видел, как она падала с самолета, будто комета, безжалостно скользящая к своей цели. Она поразила крейсер в середину, и сразу вспыхнуло огромное пламя. Я с трудом мог в это поверить, но наутро это оказалось чистейшей правдой. Корабль лежал вверх килем на мелководье, как огромный выброшенный на берег кит. Казалось изумительным, что всего одна бомба смогла потопить его так быстро. Я был огорчен и разозлен этим вражеским успехом».

Отчет о боевых повреждениях скуп на эмоции, но более конкретен в деталях:

«Большая пробоина образовалась в верхней палубе рядом с торпедным аппаратом левого борта, а также в левом борту ниже нижней палубы. Грот-мачта свалилась на левый борт. Немедленно были затоплены кормовое котельное отделение и коридоры гребных валов левого борта. Корабль получил крен 5-10° на левый борт, кромка нижней палубы по всей длине оказалась ниже уровня воды, что привело к быстрому проникновению воды в помещения над машинными и котельными отделениями. Аварийные клапаны между носовыми машинным и котельным отделениями от сотрясения закрылись, что привело к полной потере кораблем пара и электричества. Левый торпедный аппарат был снесен за борт, а правый смещен на 2 фута. В кормовой надстройке возник серьезный пожар. Огонь охватил боевые зарядные отделения торпед левого аппарата и кранцы первых выстрелов «пом-пома». Попадание осколка вызвало пожар в башне ‘Y’. Дым и пар затруднили борьбу за живучесть».

Все помещения на нижней палубе между шп.83-99 и 117-135 были в той или иной степени разрушены и заполнены дымом и паром. Удалось запустить расположенный на платформе в носовой части (шп.68-74) аварийный дизель-генератор и запитать от него водоотливные и пожарные насосы. «Через девять минут был эвакуирован персонал из кормового машинного отделения и всех помещений на нижней палубе над ним.

[К 18:15] из-за пожара были затоплены погреба башен ‘Х’ и ‘Y’. Корабль накренился на 15° на левый борт. Через пять минут удалось поднять пары в носовом котельном отделении [и запустить турбогенератор № 1]. Восстановить электропитание оказалось невозможным ввиду затопления главного распределительного щита». Из-за нарастающего крена вода начала поступать в носовое машинное отделение через вентиляционные шахты. В 18:15 к борту подошел американский пехотно-десантный корабль LCI-219, с которого начали подавать воду для тушения пожара в районе кормовой надстройки. В 18:25 запустили турбогенератор № 3, однако и его подключить к главной корабельной сети оказалось невозможно. Крен постепенно нарастал и к 18:40 достиг 18°. С поступлением воды справиться не удавалось, и в 19:00 (спустя час после попадания бомбы), когда крен достиг 30°, кэптен Маклафлин отдал приказ оставить корабль. Через пять минут «Спартан» начал стремительно валиться на левый борт и в 19:15 «перевернулся и затонул на глубине 5-6 фатомов», так что часть днища осталась над водой.

Подоспевшие на помощь «Дидо», эсминцы «Лэфори», «Лойял» и LCI-219 подняли 523 уцелевших со «Спартана», включая 42 раненых матросов, двое из которых впоследствии скончались. Вместе с кораблем погибли пять офицеров (в их числе старший помощник коммандер Джоффри Эмброуз) и 59 старшин и матросов.

анонс, royal navy, Вторая мировая война, война на море, британские крейсера

Previous post Next post
Up