Так уж получилось, к сожалению или счастью, что пришлось по прошествии 11 месяцев обратиться за помощью к китайским врачам. Ничего хорошего от них мы не ожидали, так как между нами громадный языковой барьер, да и по слухам в Китае медицина довольно своеобразная. С китайскими больницами и докторами впервые мы познакомились еще в Чэнду. Визиты в
стоматологию нас разочаровали, а вот лечение гостя, сломавшего себе шейку бедра в отеле, прошло вполне неплохо, и на месяц из гостиничных работников мы
переквалифицировались в сиделок. В том же Чэнду по всем вопросам несколько раз мы обращались к доктору, который работал в отеле. Эти визиты происходили по определенной схеме: взвешивание, измерение давления и температуры, наши жалобы и выдача лекарств (от простуды или укачивания).
Однажды в 2012м вызывали скорую, врачи которой посоветовали открыть окна и выпить горячей воды с сахаром… И вот, после того, как самолечение не помогло, и запасы российских лекарств иссякли, пришлось нам снова пойти к врачу в Китае, но на этот раз в Харбине.
Как обычно, впечатления получились неоднозначные. С одной стороны есть организационные моменты, до которых районным поликлиникам РФ еще далеко, с другой стороны - там полный беспредел. Не добившись какой-нибудь толковой информации от коллег, мы выбрали ближайшую больницу на карте и с утра отправились искать терапевта, вооружившись заготовленной переведенной фразой с жалобами и симптомами. Ближайшая больница оказалась при медицинском университете - несколько огромных корпусов, главный даже больше похож на торговый центр с эскалаторами и зонами отдыха. Есть несколько информационных пунктов, один из них направил на третий этаж, где мы оплатили визит к врачу, оформили «историю болезни» и карточку пациента за 9 юаней. Карточка - это электронная история болезни, никаких тебе тетрадок в линию 12-48 листов, фотографий и заявлений на имя главврача. Доктор/касса/аптека просто проводят картой, и вся информация уже на экране компьютера.
Каждый визит к врачу, каждый анализ и все лекарства оплачиваются предварительно и отображаются на карте.
Каждое отделение имеет свою информационную стойку, сотрудник нас провела в кабинет врача, в котором было подозрительно мало пациентов. Но к нашему счастью, доктор говорила немного на английском, и, выслушав наши жалобы, отправила сдавать общий анализ крови (30 юаней). Назначение анализа вносится на карту, оплачивается в кассе.
При этом никаких бахил, просьб снять верхнюю одежду, отключить мобильные, соблюдения тишины и всего остального, к чему привыкаешь в российских больницах, не требовалось. Здесь даже ждать не принято в коридоре - пациенты сразу заходят в кабинет к врачу, шумят и кидают свои истории, также, как на вокзале или в супермаркете - очередь типа "клин". Врач в свою очередь осматривает просто внешне, можно даже куртку не снимать, не требуется врачу заглянуть в горло пациенту или послушать фонендоскопом, все видно мастеру с первого взгляда))
говорят, что такая же толпа даже в кабинете у гинеколога
Китайская больница - это зрелище и место, требующее выдержки. Все кашляющие и чихающие прикрывать рот и нос считают зазорным, также просто можно сплюнуть всю мокроту на пол, или высморкаться, стоя в очереди, само собой не в платок. Здесь же бегают и катаются по полу какие-то дети, заваривается лапша, и вся эта масса народа еще и кричит, подгоняет друг друга и старается пролезть без очереди.
Через некоторое время мы оказались в зале забора крови, именно зале, а не кабинете, потому что это помещение по своим атмосфере и размерам больше напоминает зал ожидания. Постоял в очереди, подсел к окошку, закатал рукав, просунул руку медицинскому работнику, потерпел минутку и свободен на час. Мед.работник тоже считывает карту, что-то читает и выбирает нужные из разноцветных пробирок.
Результат общего анализа крови готов через примерно час (хотя по бумагам - 15-20 минут). Получить свои результаты можно в специальных терминалах, которые считывают данные твоей карты специальным аппаратам. Проводишь картой пациента и твой анализ автоматически распечатывается. Попытка одна - нам повезло, в аппарате закончилась бумага, пришлось требовать распечатку анализа на офисном компе в лаборатории. Бумага формата А4 - в основном на китайском, но международные сокращения присутствуют. Показатели, которые выходят за пределы нормы, отмечены стрелочками. Очень удобная система, которую хотелось бы внедрить в наших больницах.
По результатам анализа врач вбила на карту назначение, написала что-то на китайском и отправила в аптеку на 1 этаже. Там нас уже в отдельном ящике у фармацевта ждали лекарства, которые оставалось только оплатить (250 юаней) и выяснить, как принимать.
Прошла неделя, но лекарства так и не помогли, пришлось снова пойти в больницу. Направились напрямую к тому же доктору, но ее не оказалось, как не оказалось никого, кто бы говорил на английском. Потребовалось обойти еще не один кабинет безуспешно, но в итоге мы сами смогли настоять (по рекомендациям родных докторов) на сдаче анализа на пневмонию, сделать рентген легких и флюорограмму (все вместе - 200 юаней).
Про рентген стоит рассказать отдельно. С чеком об оплате нужно выстоять очередь в регистратуре и получить пакет с именной наклейкой.
С этим пакетом дождаться своего имени на табло.
Потом ворваться в кабинет, не снимая одежды, не одевая защиты, сделать снимок, отдать пакет врачу, взять у него бумажку с номером.
Рентген готов через час. (Эх, где бы такие скорости взять в родном Ростове, чтобы еще и за срочность не платить)
Еще нам надо было сдать анализ крови на гормоны и проверить щитовидную железу, но это мы так и не смогли объяснить местным врачам. Они заглядывали в глаза, оттягивали ворот свитера, смотрели на шею и говорили - с щитовидкой все нормально! Последний доктор, к которому мы обратились, даже не стал смотреть снимки и результаты анализов, а лишь посоветовал пить больше воды. Было бы смешно, если бы было не так предсказуемо и по-китайски непробиваемо.
К основным симптомам после приема антибиотиков добавился кашель, решили снова лечиться от простуды, положившись на рекомендации местных аптекарей: «Это древнее традиционное китайское средство, очень помогает!» И помогло, кашель ушел, а вот температура нет.
После трех недель лечения непонятно от чего, на 5е посещение, исчерпав запас терпения и устав от постоянного плохого самочувствия, отправились напрямую к эндокринологу, объяснили что держится температура, ничего не помогает, проблем с щитовидной железой никогда не было, но хотим сдать анализ крови на гормоны, чтоб исключить этот вариант. Целый консилиум врачей и больных из очереди совещался и выдал решение - с щитовидкой все ок, не будем делать этот анализ. Взяв плату за прием, нас сопроводили снова в то отделение, откуда мы начали 3 недели назад. На этот раз мы попали к врачу, который говорил и (что совсем немаловажно) понимал на английском, посмотрел, как следует, снимки и все анализы за последние несколько недель, отправил сдать еще раз анализ крови. Отверг теории про туберкулез и щитовидную железу, объяснил такое состояние - инфекцией, гриппом, и назначил снова лекарства (250 юаней). И они вроде бы помогают!
у врача перерыв, пациент ожидает
Подводя итог, можно смело сказать, что всё хорошее, и все плохое в китайской больнице по причине огромного количества людей. Мы бы хотели посмотреть на работников любой больницы Ростова, перед которыми бы поставили дневной объем работы этой больницы Харбина - отсюда и технологии, анализы за час и карты с компьютерами, а не регистратуры с подшивками и запись на УЗИ за 3 месяца. С другой стороны, если у нас еще можно заставить одеть бахилы или подождать в коридоре, то здесь масса людей становится просто неконтролируемой, времени на прием у врача - абсолютный минимум, толком внимания не уделяется (если вообще удается доктору сосредоточиться среди летящих историй и криков) - типовые сценарии лечения, никакого тут индивидуального подхода.
Лучше не болеть, нигде)
Всем хорошей недели и хорошего здоровья)