Когда незнакомцы приходят в дом, или Каучсерфинг

Mar 19, 2016 01:26

Ни для кого не секрет, что современные путешественники, и не всегда бюджетные, помимо традиционных отелей/хостелов/палаточных лагерей/полицейских участков и мечетей, охотно выбирают возможность остановиться у таких же путешественников, которые по воле случая или постоянно живут в разных городах и весях на их пути. Да и сама индустрия отелей корнями глубоко в историю уходит как раз в такие вот ночевки незнакомцев у незнакомцев. Целью подобных опытов чаще становится даже не экономия, а возможность погрузиться в жизнь в другом месте, увидеть все вокруг глазами местного человека, обменяться опытом, культурой, а иногда даже рецептами и идеями путешествий. С развитием интернета, соц.сетей и прочей дьявольщины найти ночлег у другого человека стало максимально просто, а лидером, и даже именем нарицательным, по поиску стал сайт couchsurfing.com - на великий и могучий переводить не стали - просто "каучсерфинг". О нашем опыте в этой области и поведаем.



Регистрация на сайте случилась с нами во время подготовки к свадебному автопутешествию. По плану хотели остановиться в славном городе Кишиневе, но не получилось, в гости в Ростов к нам тоже никто не приехал, и первый опыт КС пришлось ждать почти 2 года, притом в нем мы выступили в качестве принимающей стороны.
Буквально через пару недель после переезда в съемную квартиру в Ухани, мы приняли нашего первого гостя. Им стал путешественник из Омска, который после кризиса на работе и серьезных перемен в жизни, перестроился и отправился пешком к другу в гости в Таиланд в 2010м году. С тех пор и продолжается его поход по Азии, за это время изучил, как следует Лаос, пожил несколько лет в Таиланде, и сейчас путешествует по Китаю.



Первый блин, как водится, вышел комом. Встретиться вовремя и организованно у нас не получилось, по началу разговор не клеился, но Китай обсудили вдоль и поперек, обменялись сувенирами и пошли дальше по своим дорогам.
В конце лета мы принимали девочек из Москвы, которые решительно нацелились изучить столицы малоизвестных провинций, и воплотили свою цель, завершая своеобразный круг в Ухани. И хоть из-за работы времени на общение у нас было совсем немного, вечер получился веселый, и проговорили мы до глубокой ночи.



Последующие запросы у нас выпали или на теннис, или на тайское путешествие, ну а потом предстоял переезд в Харбин, который оказался на удивление очень популярным среди каучсерферов, и запросы от путешественников сыпались весь январь и февраль. С каждым нашим гостем были связаны разные истории, но с одним из них мы узнали об обратной стороне такого общения.
Первым нашим гостем стал Анхоу из Тайваня, для которого Китай был промежуточным этапом в его желанной поездке в Россию и предполагаемом длинном путешествии, захватывающем много стран. Анхоу некоторое время жил в Санкт-Петербурге, учил русский язык и очень полюбил русскую кухню и русскую популярную музыку. В России он называл себя Василием и после нас планировал ехать в Хабаровск. Мы общались, обменялись социальными сетями, сувенирами и впечатлениями о Харбине. После отъезда Анхоу мы написали хороший отзыв, пожелали успехов в предстоящем путешествии и в будущем. Как раз в то время на сайте изменилась система оценки хозяина/гостя. И вместо привычных вариантов оценки визита гостя: «положительный, нейтральный, отрицательный», появился категоричный вопрос: «примите ли вы снова этого гостя или нет?» Мы задумались… Все было нормально, ничего плохого Анхоу нам не сделал, отзыв мы написали положительный, но, честно говоря, принимать Анхоу снова не стали бы. Наше общение было некомфортным, наш гость постоянно задавал одни и те же вопросы: «Были вы когда-нибудь в Хабаровске?" и "можете приготовить блины и квас?» В совокупности с другими странностями в поведении и общении Анхоу мы приняли решение и нажали - «нет», т.к. выбрать нейтральный вариант не было возможности. Проверили его остальные отзывы, среди которых было больше 100 положительных, и встречались нейтральные (особенно повеселило сообщение русских ребят с пометкой о блинах и квасе).



Следующим нашим гостем стал чех Штепан, работающий учителем английского языка в Нингбо, который тоже жил и работал какое-то время в России и очень хорошо и грамотно говорил и писал на русском языке. Его российская виза была действительна еще некоторое время, и Штепан собирался сгонять в Уссурийск через границу у г. Суйфэньхэ на несколько дней. Для этого он проделал уже большой путь в сидячих вагонах китайских поездов. Штепан у нас не ночевал, а после приятного вечера на очередном ночном сидячем поезде отправился дальше, забыв зарядку для фотоаппарата. Однако уже на следующий день мы встретились снова. Оказалось, что в преддверии китайского нового года границу закрыли, китайцы не работали и никого не пропускали. Бедолаге ничего не оставалось, как вернуться назад, а к нам в этот день приехала француженка Вероник. Она, как и Штепан работает учителем и путешествовала в дни китайских каникул. Все вместе мы провели отличный вечер, обсуждали «cheese situation» в Китае, делились впечатлениями и историями, обсудили непростую политическую ситуацию в мире. Штепана мы проводили на последний поезд в Пекин, а Вероник осталась и около 5 утра тоже ушла на вокзал.


Ну а мы готовились встретить китайский новый год дома, собирались купить фейерверки и что-нибудь из продуктов. Полностью собравшись и выйдя из квартиры, мы не нашли карты-ключа, с помощью которой можно попасть в подъезд. Пришлось вернуться и все обыскать, но безуспешно, карты нигде не было. А это означало, что кто-то обязательно должен оставаться дома, чтоб открыть дверь. Расстроились, понервничали, написали собственникам - попросили новый ключ и не получили ответа, написали Вероник, на всякий случай… До китайского нового года оставались часы и в этот же вечер пришло подтверждение от Вероник, что она добралась до отеля в Пекине, перепроверила свои вещи и обнаружила карту, которую случайно захватила с собой.



Потом последовала долгая праздничная череда дней, когда никто из китайцев не работал. Карточку доставить из Пекина в Харбин было некому. Сережа ходил на работу, Лена сидела дома в заложниках обстоятельств. В это же время к нам приехал друг из Ухани, погулять и посмотреть город мы вместе с ним не могли по этим же причинам. Довольствовались вечерним общением в Харбине, который толком не произвел впечатления ни на одного из наших гостей.



Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Спустя некоторое время, ранним утром к нам пришли собственники, принесли два новых ключа, а спустя еще неделю, карточка добралась нам с помощью какого-то работника отеля в Пекине и службы доставки. Теперь мы эту историю вспоминаем с улыбкой, а еще, благодаря Вероник, мы узнали и распробовали вкусные конфеты, которые нам напоминают грузинскую пастилу.





В один прекрасный день на сайте пришло гневное злобное письмо от некоего чеха из США - Томаса, который прошелся по нам в самых нелицеприятных выражениях. Отзывов у него не было, человек на фото выглядел незнакомым, а его обвинения были неуместными. Ответить ему было нельзя, но мы заблокировали его и написали, что никогда с ним не встречались и надеемся не встретиться. Возможно это просто спам.



«Спам» ответил нам довольно скоро, снова с ненавистью и желчью в словах. Мы не придали этому значения. А стоило вчитаться внимательнее, увидеть что-то общее в манере письма… Но уже позже нам стали сыпаться подобные сообщения, обвинения и злобные пожелания с разных аккаунтов людей, которых мы никогда не встречали. Имена у всех были явно вымышленные, отзывов и фото не было, ответить им возможности не было. У одного из них мы увидели заполненный род деятельности «nursing assistance», и понимание пришло резко и неожиданно. У него же был один отзыв, где некий путешественник благодарил Василия за прогулку по Тайбею. Мы уже знали одного тайваньского Василия с такой же профессией, только нам он больше запомнился как Анхоу.



Мы не могли вступить с ним в переписки, блокировали весь его поток яда в наш адрес, но из сообщений, которые приходили по 40 за несколько минут, выяснилось, что у него не все в порядке. Наши инстинкты нас не обманули, Анхоу писал, что лечился 10 лет от депрессии, испытывает панические атаки, приступы ненависти и все это многообразие в нем разбередили мы своим негативным отзывом. Ничего не оставалось, как написать в службу поддержки. Поддержка заблокировала его страницу, и Анхоу стал прессовать нас письмами с мольбами и угрозами, что он повесится или утопится, если мы не поможем (попросим поддержку вернуть ему доступ) ему восстановить аккаунт. Несколько суток продолжалась эта атака сообщениями во всех возможных соц.сетях, даже в ЖЖ несколько комментариев от анонима появились. Но надо отдать должное поддержке: они во всем разобрались, все уладили, нас поддержали и даже вернули ему доступ. Хочется верить, что это был первый и последний негативный опыт.

Ну а 2 дня назад мы встретили Лену из Красноярска, которая выдвинулась в большое путешествие автостопом по Китаю.



После небольшой "акклиматизации" и курса теории по выживанию в Китае, мы провели ее сегодня в первый китайский автостоп, и сразу же получили новый запрос от очередного путешественника. А невольно вспоминаем Анхоу, и думаем о том, что никогда не знаешь, кто может прийти в твой дом.

Китай, Ухань, couchsurfing, Харбин

Previous post Next post
Up