В конце июня борьба за китайский resident permit for foreigners (временное разрешение на проживание для иностранца) вышла на новый уровень. В китайском посольстве в Подгорице наше свидетельство о браке отказались заверять, поэтому пришлось применять "План Б" - справка о родстве из посольства РФ в Пекине (
подробнее обо всех документационных проволочках).
Все решалось за считанные дни, поэтому мы не успели купить билеты в плацкарт и нас ждала ночь в вагоне с сидячими местами.
Про классы китайских поездов не писал только ленивый, но вкратце:
hard seat - сидячий (плюс на него при отсутствии билетов продают места стоячие);
soft seat - сидячий в скоростных поездах (но по стоимости дороже плацкартных, хоть и быстрее в 2 раза)
hard sleeper - плацкарт;
soft sleeper - купе;
Последним классом мы путешествовали
в прошлый раз в 2012м, не можем сказать, что было все прекрасно. Но зал ожидания в Чэнду, приоритетная посадка и относительно нормальный сон были среди положительных сторон.
Чтобы успеть сгонять в Пекин на выходных (а они выпали на понедельник и вторник) мы чудом нашли билеты на ночные поезда. И воскресным вечером, подготовившись морально и на кухне, отправились на вокзал Ханкоу.
Здание вокзала и сама площадь впечатляют размерами, а людей меньше, чем в Сиани и Ченду на улице. Подготовили билеты, документы и пошли внутрь через классический досмотр, который прошел достаточно легко. Сразу на табло увидели последней строчкой наш поезд и по переходному холлу направились в зону ожидания. Заходили в магазинчики, смотрели цены, искали сникерс. Потом пришли к нашему выходу и ожидания поезда набитого людьми подтвердились - почти все места были заняты. Ну не зря же не было билетов в продаже. Почти все поезда предшествующие нашему задерживались, - о чем извещал сменившийся желтый цвет на красный на табло. Но наш пришел по расписанию, а китайцы стали организовывать очередь (классическую многосложную китайскую очередь) еще за 50 минут до прибытия поезда. Мы вклинились где-то в середине, и вместе со всеми направились по перрону на поиски нашего сидячего вагона.
Вагон номер 4, места 75 и 76. Мы еще не подозревали, что нас ждет, но проходя мимо сидячих вагонов, уже не радовались своему положению. Итак, что же такое китайский Hard Seat.
Вагон разделен проходом, двусторонние диванчики с неоткидными спинками, люди сидят спиной и лицом по движению поезда. Левая часть была на 3 посадочных места, правая на 2. Между диванчиками столики - миниатюрные с подносом для мусора. Подлокотников нет, место для багажа как в электричке (но даже на такой забитый поезд хватило).
Когда мы зашли в вагон, на наших местах как коты развалились и спали старые китайцы, но пришлось их разбудить и сказать, куда им идти что места заняты . Вполне возможно, что эти китайцы были счастливыми обладателями стоячих мест (когда вагон заполняется, мест нет, а ехать нужно - продаются стоячие места (можно даже в Тибет 3 дня так ехать)). Такие счастливчики всю ночь ходили по вагону, лежали в тамбуре, или пристраивались на любое свободное место.
Что еще сказать, 6 человек в пространстве 1,5 на 2 метра сидят всю ночь, пытаясь не трогать друг друга ногами, облокачиваются на стол, друг на друга или на окно. Перед нами сидела пара китайцев, которые в поисках сна извивались как змеи всю ночь. Несколько раз по вагону прокатывали тележку с продуктами (в основном местными), но потом наступила глубокая ночь. Стоит отметить, что свет в вагоне так до Пекина и не потушили, отметить детей, лежащих в проходе, отметить шатающихся по вагону китайцев, плюющих на пол.
Кто-то писал, что в поезде был безупречный туалет... Ну не знаю, может это я придираюсь, но туалет классический китайский, запах от него распространяется на весь вагон. А под конец пути он ещё и весь в следах "добросовестных" пользователей.
Кстати уборка утренняя туалета будит даже самых духовно крепких людей. Проводник просто плещет в дверь кипяток, потом засыпает средства, а потом снова кипяток. Запахи и так плохо словами описывать, а в этом случае и браться не стоит.
Кондиционер работает без перерыва (за ночь в вагоне температура понизилась с 29 до 17 градусов по Цельсию) притом довольно сильно. Мы сидели в кофтах, и было совсем не жарко.
Я надеюсь, нам больше не придется испытывать такие поездки, но выбора не было. 10 с небольшим часов в таком вагоне - 1200 км - и мы в Пекине на вокзале «Восточный».
"красивое" пекинское небо
День в Пекине прошел удачно, и предстоял обратный ночной путь. Спасибо судьбе, но нам удалось взять последние! билеты в плацкарт. Правда в разных вагонах, и не самые нижние, но это не помешало нам проспать на них, как иногда в пятизвездочных отелях не получается.
Плацкартный китайский вагон - это вполне приличное место, 3 полки, которые почти не уступают купейным в РФ по длине. Коридор со множеством откидных сидений, и довольно чистый туалет.
Мы были без багажа, однако он мог бы стать проблемой, так как места под него очень мало. Во время посадки билет заменяется на карточку, притом все три места (нижнее, в середине и верхнее) имеют один номер. Различия только в цене, но можно зазеваться и прощелкать место. Благо такую попытку я пресек.
На откидных столиках стоят металлические подносы, на которые можно скидывать мусор. В плацкартном вагоне их на ночь убрали, а вот в сидячем за ночь на нем выросла маленькая гора.
Вывод для себя мы сделали такой: свои путешествия можно планировать из других городов, куда на ночных поездах из нашей Ухани можно легко добраться. Плацкарт вполне приемлим, а вот сидячие места - это самый крайний случай, ну или днем на несколько часов. А ещё китайцы мыслят стереотипно: иностранец без огромного рюкзака за спиной = при деньгах = лучший билет. Этим мы и воспользовались, проскочив вместе с приоритетной посадкой, после приветственных жестов со стороны работника вокзала.