Leave a comment

neuport June 2 2017, 09:14:51 UTC
Сильное выступление. Много смелых, неожиданных тезисов, к сожалению, подчас сомнительного свойства.
Вот, например, что такое "сингулярность времени"? Интернету неизвестно такое словосочетание http://wikisimple.ru/singulyarnost/ В этом предложении: /Мы уже можем с достаточно большой вероятностью предположить приближение нашей цивилизации к конечной точке сингулярности времени./ слово "сингулярность" попросту лишнее. Или лишнее "конечная точка", потому что "конечная точка сингулярности" - это тавтология.

А это вообще требует отдельного серьёзного обоснования: /Скорость временного потока измеряется количеством информации, которую он в себе несет./ С чего вы взяли? Я уже не говорю о том, что время нельзя называть никаким потоком (если уж очень хочется, тогда придётся тоже обосновать), а потому скорости у него никакой нет.

Reply

sergey_tikhonov June 3 2017, 10:51:56 UTC
1
Тут есть повод продолжить наш разговор, начатый здесь - http://neuport.livejournal.com/50799.html , о котором я вспоминаю чуть ли не каждый день.

Да, интересное выступление. Скажу, как я понял. Конечно, было бы неплохо спросить самого отца Игоря, но сомневаюсь, что у него есть время для разговоров в ЖЖ.

Думаю, что он говорит не о физическом времени, поэтому все употребляемые им термины - это не физические термины. В заблуждение может ввести вот эта фраза в самом начале:

“Но само понятие времени, не только в духовном, но и в хронологическом порядке, не есть величина постоянная и неизменная. Время имеет разную продолжительность…”.На мой взгляд, здесь есть некоторая неизбежная запутанность. Как мы понимаем время, что оно такое? Трудно говорить о том, что не до конца определено. У нас нет возможности измерять время как-то иначе, чем ходом известных нам процессов: течением воды или песка, ходом часового механизма, вращением планеты вокруг Солнца, полётом звёзд по небосводу, ( ... )

Reply

neuport June 3 2017, 19:26:00 UTC
Я так понял, что кайрос - это сама возможность изменения, а хронос - отсчитываемые часы и дни, так сказать, летопись бытия. В этом смысле, действительно, хронос - лишь проявление кайроса в мире. Когда я говорю, что времени нет, я говорю, что нет хроноса, но возможность изменяться у материи есть - в этом ценность времени, - и это есть кайрос. Значит, пользуясь древнегреческой терминологией, согласно своей теории я могу утверждать, что из тандема кайрос-хронос существует только первый компонент.

Я отказываюсь признавать за временем даже статус "физической постоянной". Это не есть никакая величина. Это, повторяю, лишь возможность измениться, присущая тому, что существует в нашем мире. Возможность как таковая не может быть названа ни величиной, ни постоянной. Если у меня есть завтра возможность поехать в город (равно как и возможность остаться дома), стоит ли из этого выводить некую постоянную величину?

Reply

sergey_tikhonov July 24 2017, 18:48:29 UTC
О кайросе хорошо сказано у Екклезиаста:

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.Один очень известный, вполне серьёзный наш астрофизик Николай Козырев считал, что время - это активно действующий фактор. У Козырева были друзья, я не буду даже их называть, самые выдающиеся астрофизики мира, которые самым серьёзным образом относились к его теории. Да и сам он был доктором наук, астрофизиком, а вовсе не каким-нибудь оккультистом ( ... )

Reply

neuport July 24 2017, 19:57:37 UTC
/И в этом смысле тоже можно говорить, что потеря времени невосполнима. Потому что если какое-то дело не было сделано в нужный момент, то даже если удастся потом сделать вдвойне, это будет уже не то. Например: можно прочитать хорошую книгу когда-нибудь потом, но, если ты не прочитал её в юности, у тебя будет другая юность./
Когда Вы говорите так, Вы говорите об упущенных возможностях. Это мне понятно и близко. Но когда время называют "активно действующим фактором", я не могу понять, что это. Даже если признать время неким параметром вроде линейки с сантиметровыми (или часовыми) делениями, то как линейка может быть "активно действующей"? Она всего лишь фон, помогающий масштабировать предмет.

Reply

sergey_tikhonov July 25 2017, 09:22:03 UTC
Всего лишь линейка -- это хронос. А я пытаюсь говорить о том, что у времени есть и качественная характеристика. Одиночная возможность -- это, скажем так, лишь одна черта на линейке. Но когда в одной точке сходится множество возможностей, тогда появляется активность времени. Попадая в эту точку, чувствуешь, что в ней есть напряжение, ток. Особый момент жизни. Некоторые люди описывают это как мистическое или близкое к мистическому переживание. Тогда ты делаешь, и, как говорится, сам Бог помогает тебе. Кайрос -- благоприятное время. В другое время будешь биться -- и всё без толку; потому что или ещё рано, или уже поздно.

Об этом говорят много всякого. Даже вот такое: Хронос и Кайрос в семейной жизни - https://www.all-psy.com/stati/detail/2549/1/

Reply

neuport July 26 2017, 13:14:09 UTC
Ну, во-первых, кайрос тоже ложится на линейку. Этот "благоприятный момент" возникает ведь не где-нибудь, а в общем течении хроноса.

Во-вторых,
//когда в одной точке сходится множество возможностей, тогда появляется активность времени.//
Вот этого я и не могу понять. Разве не проще говорить об активности субъекта (человека) или Бога, устраивающего "пучок возможностей" для человека во времени? Не слишком ли много важности приписывается делению линейки?

Reply

sergey_tikhonov June 3 2017, 10:54:35 UTC
2
Но отец Игорь говорит не о таком времени, а об историческом времени, поэтому его подход чисто философский. Когда он говорит, что “время ускоряет свой бег, приближаясь к некой таинственной точке сингулярности”, и что “каждый его предшествующий виток в два раза короче предыдущего”, он имеет в виду, что уплотняется ткань исторических событий, и в меняющихся условиях фазы исторического развития общества сменяют одна другую всё быстрее. Спираль исторического развития всё сильнее скручивается. В этом смысле “сингулярность времени” - это скручивание этой спирали, а “конечная точка сингулярности времени” - некий предел этого скручивания, дальше которого сжатие и уплотнение больше невозможно, что лишний раз подчёркивается прилагательным “конечная”.

Следовательно, когда отец Игорь говорит, что “скорость временного потока измеряется количеством информации, которую он в себе несет”, речь идёт об историческом процессе, ход которого ускоряется вместе с возрастанием информационной и событийной насыщенности жизни людей ( ... )

Reply

neuport June 3 2017, 19:40:29 UTC
/“конечная точка сингулярности времени” - некий предел этого скручивания, дальше которого сжатие и уплотнение больше невозможно, что лишний раз подчёркивается прилагательным “конечная”./
Я так и понял. Но повторяю, мне видится тут тавтология. И Вы увидите, если вникните в смысл слова "сингулярность".

Что ж, если говорить об историческом процессе, а не о временном потоке, тогда, пожалуй, слова нашего автора не лишены смысла. Но согласитесь, исторический процесс и временной поток - это не совсем одно и то же.

Полагаю, те, кто даёт оценку в 30 лет, слишком высокого мнения о своей способности увидеть этот самый "предел сжатия исторического времени". Не будем забывать слова Христа, что времена и сроки Отец положил в Своей власти.

Reply


Leave a comment

Up