Читая несколько предыдущих моих постов об Uncharted: Drake's Fortune кому-то может показаться, что игра мне совершенно не нравится - иначе зачем мне тратить столько времени на объяснение что с ней не так. Напротив - я не ненавижу первый Uncharted. Он не бесит меня так, как бесил Fallout 3. Иначе зачем я дважды получил в ней Платиновый Трофей (один раз на PS3, второй уже на PS4)? Говоря, что Drake's Fortune - плохая игра, я вовсе не подразумеваю, что боевик Naughty Dog ужасен.
Даже со всеми своими недостатками он и рядом не стоял с каким-нибудь Unearthed: Trail of Ibn Battuta.
Ради этого я и посвятил столько времени на объяснение и анализ всего того, что разработчики сделали верно. Нисколько не сомневаюсь, что они - люди славные и действительно талантливые, и мне очень хотелось это продемонстрировать, прежде чем пускаться в критику и ругань.
Они понимали, как надо строить повествование и каким должен быть протагонист, чтобы каждый геймер за него "болел". Даже музыкальное сопровождение, о котором я не упомянул ни разу за все 4 части разбора, подчеркивает их жажду сделать как надо. Nate's Theme, одна из самых запоминающихся тем Седьмого Поколения Консолей, едва ли может считаться шедевром по меркам музыкальной индустрии, но в ней есть правильный дух, верное настроение - и уже одна эти мелодия лучше дешёвого трэша вроде Unearthed. Она запоминается наизусть с первых нот, в конце концов. Спасибо, Грег Эдмонсон, композитор "Светлячка". Ты могёшь.
И это даже без оглядки на отличные production values и самоиронию вроде пресловутого next-gen фильтра и различных юморных бонусов вроде "отзеркаленной игры" или тому подобного бреда. Подобные детали не делают геймплей лучше, но в них всех есть personality - то, чего во многих шутерах, увы, нет. Этим Uncharted и подкупает. Ведь это так приятно - пройти сюжетную кампанию, получить внутриигровую валюту, пооткрывать читов, скетчей и видео о создании. Напоминает 90-е, время, когда игровая индустрия ещё не превратилась в бездушную машину по выпуску ПРОДУКТОВ.
Да, не "произведений", не "творений", а "продуктов" - бездушных поделок, созданных не ради самовыражения, но состригания бабла. Зовите меня ненормальным, но по игре можно легко прочувствовать, когда её авторы получали кайф от разработки, набрасывали безумных идей в общий котёл, а когда тупо отрабатывали чек. И Naughty Dog пока что не опустилась до уровня ремеслеников-рабов... хотя студия потихоньку приближается к опасной грани. Что, как, почему - в одной из более поздних глав.
Но творческое рвение не отменяет косяков, конечно. Когда что-то так массово переоценивают, и в списки лучших произведений индустрии записывают тайтлы вторичные, да и не шибко-то хорошие сами по себе - вот это уже раздражает.
На Metacritic оригинальная Uncharted висит с довольно высокой оценкой - 88 баллов на основе 66 рецензий, лишь одна из которых относится к категории Mixed. Сайт The A.V. Club очень хлёстко плюнул в лицо Sony, на самом деле:
"Problem is, when it comes to movie-style storytelling, Uncharted is more "Sahara" than "Raiders Of The Lost Ark."
Если помните, был такой дурацкий фильм с Мэттью Макконахи и Стивом Заном лет 10 назад... Впрочем, не важно. В этой строчке нет ни слова о геймплее, а само ревью удалено с портала - то ли со стыда, то ли оно исчезло в песках времён. А жаль: 67 баллов - довольно низкая оценка, если журналисту не понравился только сюжет и постановка.
Ладно, что там пишут другие критики...
DarkStation - 100 This is not only one of the best games of the year, it is the best game on the PS3 thus far as well.
Фраза на заднюю обложку, очевидно.
Play Magazine - 100 Naughty Dog use the PS3 to reinvigorate the adventure gaming experience, combining key elements that every gamer holds dear in a game that looks and feels like a blockbuster film.
Да, every gamer holds dear так себе экшон с укрытиями, тупорылые недоголоволомки и акробатику уровня push this button - something awesome would happen.
Console Monster - 98 The superb attention to detail, coupled with mind-blowing visuals, fantastic combat, immense climbing puzzles and a brilliant storyline makes Uncharted: Drakes Fortune the best PS3 title to date.
Какие ещё climbing puzzles? Где? Покажите мне их. Про fantastic combat - отдельное "ха-ха, нет".
IGN - 91 The final sum is far greater than the individual parts. Maybe you don't dig the combat or maybe the pop-in gets you down, but the overall package of an endearing story, outstanding score, great performances and fun gameplay should put this title on the top of your holiday wishlist.
Вот это уже ближе к делу, но мораль "знаете, если какие-то элементы говнецо, просто закройте глаза, ведь IT'S FUN", как по мне, не работает. в данном контексте. Я понимаю сказать нечто подобное про Deus Ex, который залил столько всего в один флакон (стелс, RPG, шутер, философию, политику, научную фантастику, небольшие разветления сюжета, a bomb - и всё в 2000 году) и двинул жанр вперёд, но Uncharted, где самое главное блюдо хромает на обе ноги, а больше ничего и нет? Который не толкнул жанр вперёд, но потянул его назад (и хорошо потянул, как показали следующие 9 лет)?
Тут я было хотел плюнуть на всё, ведь нигде в этих цитатах нет конкретики, как на глаза попалась выдержка из текста Eurogamer.
Eurogamer - 90 By starting with a great control and camera system, building on that with excellent combat and a wonderful spin on Ico's platform adventuring, and then topping it off with a decent storyline, Naughty Dog has cooked up one of the most relentlessly entertaining, fat-free games to emerge in ages. Topped off with the most stunning use of the PS3's underused technical prowess yet, Uncharted: Drake's Fortune is, for my money, the first must-have PlayStation 3 title.
Мало того, что автор хвалит управление и экшен (о, да, sixaxis - это здорово, а медлительная камера в перестрелках это вообще зашибись), он сравнивают Drake's Fortune с ICO в позитивном ключе! Drake's Fortune с её беззубой автоакробатикой!
PSX Extreme - 90 Uncharted is one of those rare games that truly defines its respective genre, becoming the benchmark for everyone to follow. If you've been dying for a proper Tomb Raider game, and have obviously been left disappointed, you must pick up Uncharted. После этих слов тру-Лара перевернулась в гробу десять раз. И, блин, видать, именно этот обзор вдохновил Crystal Dynamics сделать свой Tomb Raider, с torture porn и лесбиянками.
PALGN - 90 The surprisingly deep combat, impressive AI, immersive cut-scenes, lack of loading and smooth frame rate combine to deliver not only one of the PlayStation 3's best games yet, but one of the best games yet this generation.
Где в Uncharted они нашли глубину - история, увы, умалчивает. Как я уже подчеркивал, тактики в перестрелках нет, а AI работает по раздражающим рутинам, осмысленности в которых нет. Только суета сует палку в жопу главного героя.
Я могу очень долго цитировать эти восторженные обзоры, в которых авторы смело закрывают глаза на всё плохое ("see no evil, hear no evil, speak of no evil") но суть везде одна и та же: красиво, весело, зашибись. Понятно, что о подкупе прессы речи идти не может (слишком дорого и нецелесообразно, учитывая с какой радостью игрожуры раскидываются десятками...), но этот разум роя немного пугает, не правда ли? Словно всем раздали бумажки и попросили зачитать их своими словами.
"Хвали мою игру или кролику крышка"
Это как если бы в "Индиане Джонсе" были бы безобразные экшен-сцены и отсутствовал саспенс, но все вокруг бы звали его "образцом настоящего приключенческого боевика, в котором каждый кадр великолепен, а каждый момент идеален, просто забудьте о том, что плохо и всё станет здорово". Так не работает.
9 баллов и выше заслуживают только проекты в целом безупречные, которые ставят перед собой цель и выполняют её как надо, без навязчивых "но" каждые пару шагов. А Naughty Dog справилась лишь частично: она написала хороший сюжет, выдумала ярких героев, приправила всё своей технической магией... но забывала (или не захотела, что ещё страшнее) завести качественный геймплей. Даже в Army of Two куда больше занятных идей и стрельба ощущается лучше, а этот PS3-эксклюзив в свое время поругивали. Что-то мне подсказывает, красуйся перед игрой лого ND, AoT на руках бы носили и назвали бы "кооперативным шутером нового поколения и маст-хэвом для всех обладателей PlayStation 3".
Итак. Подводя итог.
Uncharted: Drake's Fortune это:
1) хорошая приключенческая история с в целом неплохим кастом
2) один из самых визуально богатых ранних эксклюзивов на PS3
3) хреновый боевик с банальными сет-писами и полными противоречий игровыми механиками
4) посредственный платформер, который проходит сам себя
5) Шедевр Седьмого Поколения консолей
Одно из этих утверждений заведомо ложно. Попробуйте угадать.
Наверняка мои доводы покажутся кому-то глупыми, высосанными из пальца - так всегда, когда идешь против течения: публике начинает казаться, будто ты хочешь привлечь к себе внимание собственной исключительностью, но никак не интересными мыслями. Мне уже доводилось слышать намёки на то, что я просто люблю критиковать, только и делаю, что ищу плохое, бросаю говно в вентилятор, потому что это так весело и вкусно.
Печально, если кто-то такого мнения обо мне, но это не изменит того факта, что Uncharted is overrated.
В следующих главах я планирую разобрать сиквелы, но вот когда будут эти следующие главы - тот ещё вопрос. Я немного устал, хочется отдохнуть.
Пишите свои соображения в комментариях, я всегда открыт к дискуссии - может, я действительно что-то не так понимаю в играх, которые ругаю, и мне срочно нужно вправить мозги. Не стесняйтесь, главное - приводите аргументы.