Уже пятый год продолжаем наше путешествие по Волге. В этом году начинаем от Саратова. (Напомню: каждый год я решил проплывать по ~400 км между крупными городами и таким образом осмотреть всю Волгу.)
На прогноз погоды для этой поездки мы посматривали недели за две. В
прошлом году (от Сызрани до Саратова) первую часть пути нам подпортил неприятный ветер, разогнавший волну на широченной Волге, поэтому силе и направлению ветра уделяли особенное внимание. В Саратове к нашему приезду установилась какая-то необычно прохладная погода. Для нас в общем-то было тепло, но я ожидал более гнетущей жары. Первый день после двухдневной дороги решили побыть в городе, размяться. Очень странно, что ни в прошлом году, ни в
предпредыдущую поездку, целиком посвящённую Саратову, мы не ходили в музеи. В этот день я решил наверстать побольше, и посетили сразу 3.
Сначала пошли в дом-музей художника Павла Кузнецова, на выставке которого
были этой зимой. Музейчик оказался скромненьким, мемориальным, зато там смотритель порекомендовала сходить в художественный музей города-спутника Энгельса (сам бы я не догадался ни за что), куда мы сразу и отправились. Там оказался шикарный музей живописи всего 20 века, от начала и до конца. Кузнецову был отведён один большой зал. Ещё там была отличная выставка "Тема изобилия в советской живописи". Потом пошли в дом-музей Чернышевского, оказавшийся очень слабеньким, но зато там посетили неплохую временную выставку гравюр Шишкина (привезённых из Новгорода). По рекламе в городе узнали, что в художественном музее проходит временная персональная выставка художника Боголюбова. Решили уже не задерживаться с отплытием, а зайти на неё на обратном пути (выставка оказалась шикарной). Хотя Саратов дико неухожен и запущен, вот эта его часть - музейная и кофешечная - очень нам полюбилась.
Кстати о Боголюбове. Вот была на выставке его картина, вид от Нижнего Новгорода на Волгу в месте впадения Оки:
Видно, что Волга - на картине это правый верхний рукав и вниз вправо - вполне себе скромной ширины, сравнимой с несколькими длинами судна. Сегодня это многокиломитровое стеродиное чудовище. Дух реки кроме некоторых относительно узких мест практически не уловим. Можно было бы к названию путешествия делать уточнение: путешествие по Волге от и до вдоль правого берега. Потом что конкретно в этой поездке мы левого берега глазами не видели вообще, разве что в биноколь. Не помню в какой из книг читал, что в верхнем течении (типа до Ярославля или около того) на Волге было 3-4 места, где её можно было перейти вброд в летние месяцы. Сегодня от той Волги не осталось ни намёка, разве что в узких местах рядом с Жигулями, где ты действитель чувствуешь, что на реке: видишь ясно противоположный берег, ночью видишь там костры, слышишь голоса людей. Сегодня Волга - это волжское водногноилище со всегда и везде цветущей водой. Думаю, древние называли её великой не из-за ширины, а из-за длины и многообразния нанизанных на неё культурных ландшафтов.
По пути в машине и в лодке слушали рассказы Пелевина, это уже в некотором роде традиция - слушать нового Пелевина в походе по Волге, - времени по пути хватает. В одном из рассказов он упоминул суфия Джалаладдина Руми, а мы как раз были в его родном городе Конья в Турции на майские, ходили в его музей, сразу узнал это имя.
Погода на отплытие была хорошая.
Нас провожает котик, которому налили сливок из запасов провизии.
Свежий ветер если и был, то дул с севера, в спину, что нам было на руку, тк попутную волну практически не ощущаешь. Поэтому расслабились и встали на стоянку на открытом берегу. Вечером-то погода была тихая, а вот ночью уже подул сильный ветер, который начал заметно болтать лодку. Пришлось сначала кинуть второй якорь, чтоб лодку не стаскивало на берег, а потом в темноте развернуть её носом от берега (носом к берегу - удобнее сходить-заходить, но когда сильная волна, об плоскую корму она долбит заметно сильнее, чем об острый нос). Мы разработали удобный способ спать в лодке: расставлять внутри неё палатку, и в ней уже спать. Это позволяет решить проблему комаров и мушек: без палатки они заметно донимают, что надо кутаться в спальник и на голову что-то класть, а при такой тёплой погоде так сильно укутываться совершенно некомфортно. Ну и заметно теплее так, особенно в сильный ветер, который задувает под спальник на открытом воздухе. Этот способ удобен ещё и тем, что берега здесь каменистые, крайне сложно найти ровную плоскость для установки палатки на берегу.
На следующий день ветер сохранился северный. Нам несказанно с этим повезло, тк мы плыли ровно, как по озеру, а попробовав плыть в обратном направлении, сразу получили кучи брызг в лицо и болтанку. Шли мы по лодочным меркам медленно, около 10 км/ч. Во-первых, сильно быстрее на нашем моторе не разгонишься, во-вторых, с ростом оборотов кратно растёт расход бензина, а скорость увеличивается лишь слегка. Защита винта вкупе с такой небольшой скоростью позволяет вообще не париться на счёт дна и возможных ударов мотором - плыви куда глаза глядят. Зато благодаря гладкой воде и остановок в течение дня мы почти не делали, все приготовления еды производили прямо в лодке на ходу. В день таким образом у нас получалось пройти 70-80 км, - столько же, сколько и на великах.
Народу на этой части Волги вообще очень мало. Саратовские все тусят на островках рядом с городом, а волгоградские не плавают тут из-за шлюза выше Волгограда. Туристов или отдыхающих на воде вообще ни одного не видели, только многочисленные рыбачки в лодочках да по берегам. Берега кстати очень грязые. Куда бы мы ни пристали, везде мусор. На каждой стоянке легко собирали по полному пакету мусора, и ещё оставалось. Причём много мусора местного, рыбачьего. Даже удивительно (нет), как эти люди срут там же, где и отдыхают, им же больше ехать некуда.
Ан нет, одного отдыхающего всё же видели: в одной из бухточек, когда искали место приткнуться на ночь, встретили парусник. Проплывая мимо, смотрел на них в упор, всё ожидал, что люди хотя бы кивнут, но нет. Вскоре мы направились примерно к одному пляжику, где сбоку стоял рыбачок. Я думал: вот прикольно, пообщаемся вечерком с ними. Однако (я сам не слышал, потом рыбачок пересказал) с парусника как-то бесцеремонно стали просить рыбачка сворачивать удочки (в прямом смысле), закинутые далеко в воду, тк паруснику с килем удобно было подплыть именно там, на что рыбачок их обругал, и они уплыли.
Этот отрезок, от Саратова до Волгограда, показался мне самым живописным и скалистым (ещё
огромные Жигули, но они не очень протяжённы). Тут не просто срезанные холмы, а настоящие меловые горы, напоминающие о
безводном Мангышлаке и об азиатском духе нижней Волги. Некоторые участки гор выглядят действительно исполински, и всё это при полном безлюдии на воде.
Волга на участке от Саратова до Волгограда широка, без островов и обрывиста, это накладывает определённый отпечаток на быт людей по берегам. Так, лодочные станции в Саратове выглядят вот так вот смешно: все лодочки поднимаются тросами над водой. Это обусловлено, помимо зимовки, ещё и незащишённостью стоянки от сильных волн.
Лестница с обрыва к воде - типичный артефакт на пути.
В одном месте видели очень любопытное явление - десятки беседок, стоящие на платформах в 10 метрах от берега. Внутри диванчик и тумбочка (конечно, всё это дико бомжацкое на вид). Это рыбачьи насесты.
По пути у нас было два города. Первый - Камышин. Городок ничем вообще не впечатлил, но 2 вещи я отмечу. Первая - это по
заметке с пикабу мы пошли посмотреть кинотеатр, где художник вручную уже много-много лет оформляет афиши современных фильмов.
И второе - прекрасная мозаика женщины с арбузом. Учитывая полнейшую запущенность города в целом, удивительно её идеальное состояние.
После Камышина ветер стал более вредным: дул не в спину, а вбок. Но хорошо, что мы плыли вдоль подветренного берега и он был очень высок. Мы жались почти к самому берегу, и волн практически не ощущали, в то время как на удалении от него волны были очень заметны (я пытался сфотать волны, но на фотке ничего не понятно, какого рода волна). Тем не менее мы радовались, что можно плыть ровно и без болтания, и что поездка в плане погоды получилась удачной.
Второй городок был Дубовка, вроде как неплохо сохранившийся, но, пройдя по нему пару километров, решили плыть дальше - вообще ничего приятного: дико запущенный, неухоженный микрогородок. Без слёз на такое не взглянешь, особенно если иметь в виду, какие прекрасные маленькие
городки даже в Белоруссии.
В последний день нас застал дождик. Так-то это была полноценная гроза, но она прошла стороной, задев нас только коротенькими залпами летнено приятного дождика. Дождь на реке - это не страшно, это наоборот прекрасно: после дождя, как правило, устанавливается совершенно безветренная погода. После этого дождя вода была так спокойна, какой мы ни разу не Волге не видели. Жаль, это были последние часы поездки.
Зато уже под Волгоградом, буквально в последний час, ветер стал максимально противным: он дул ровно по ходу реки нам в лицо, из-за чего пришлось поднять тент, чтоб брызги не летели на нас.
По цифрам получилось, что мы проплыли 380 км за 5 дней. Запаса бензина хватило аккурат до Волгограда, осталось литров 5. Хотя по пути были варианты недалеко сбегать на заправку, но не хотелось оставлять в баках много бензина, тк плаваем мы довольно редко, лучше в следующий раз свежий залить.
Предыдущие части сплава по Волге:
От Нижнего до Казани От Казани до Ульяновска От Ульяновска до Сызрани От Сызрани до Саратова