«Книга Марсова»: Как Пётр Великий Прибалтику брал

Jun 14, 2020 17:16

И как возвращал праотечественные города, через помощь Всевышнего и мужеством войск наших.

Выражаясь старорежимно, двигаемся навстречу 300-летию Ништадтского мирного договора (подписан 30 августа / 10 сентября 1721 года) и 310-летию взятия русскими войсками Риги (4 / 15 июля 1710)!



Фрагмент гравюры о взятии Выборга. Самая красивая гравюра в «Книге Марсовой», автором которой был Алексей Иванович Ростовцев.
Пётр Великий был не только выдающимся государственным деятелем, кораблестроителем, брадобреем, господином бомбардиром и минхерцем, но и мастером пиара. После ряда блистательных побед над шведами в ходе Северной войны, в 1711 году он решил издать своеобразный памятник славы русского оружия. Так в 1713 году появилась на свет «Книга Марсова, или Воинскихъ дѣлъ отъ воискъ Царскаго Велічества Россіискихъ во взятіи прославныхъ фортіфікацеи и на разныхъ мѣстахъ храбрыхъ баталіи учіненныхъ надъ воіски Его Королевскаго Велічества Свѣіского». Впрочем, работа над книгой продолжилась и позже: в ходе печати добавлялись новые листы, часть старых изымалась. Работа завершилась только в 1716 году. При этом сохранилось всего несколько экземпляров книги.

В ней содержатся победные реляции, описания осад и сражений, списки трофеев, карты и гравюры основных битв и взятий городов. В том числе, произошедших в Прибалтике: битва на Чудском озере в 1704 году, взятие Дерпта (1704), Нарвы и Ивангорода (1704), Митавы (1705), Риги (1710, часть 1 и часть 2), Дюнамюнде (1710), Пернова (1710), Аренсбурга (1710) и Ревеля (1710). Смотрите и наслаждайтесь!

К слову, «Марсова книга» - первая в русском искусстве серия видовых гравюр-проспектов. О том, как шла работа над проспектами, можно судить на примере истории создания «Риги». Дело в том, что из всей серии лишь об этой гравюре сохранился документ, а также известны подготовительный рисунок к ней и западноевропейский аналог изображения. В письме кабинет-секретаря А.В. Макарова коменданту Риги говорится: «Царское величество указал послать от сель доносителя сего писма грыдоровального мастера Гендрика Девита для рисования рижского прешпекту. И когда оной Девит у вас явитца, тогда извольте приказать рижским инженерам, чтоб они с ним в том деле обще трудились и зделали б на том абрисе с которой стороны была атака и бомбардирование и где были батареи и кесели (углубления в земле для установки мортир) и все, что к тому принадлежит...» Итак, художник был послан на место события для его точного изображения. Были ли подобные командировки правилом? Во всяком случае, Девит должен был проехать и в Ревель, ревельскому коменданту было послано аналогичное письмо. Получив сведения на месте от рижских военных инженеров, Девит, надо полагать, с большой точностью показал расстановку русских батарей, обстреливающих Ригу с двух сторон. Эта информация была важна для его современников и интересна историкам. В изображении города Девит не был самостоятелен, он повторил гравюру И. Литтена 1701 года. Так же как у Литтена, на одном листе даны два изображения Риги: на верхнем (вид со стороны Задвинья) город расположен на горизонте, а впереди, за полоской воды (река Западная двина), показаны стреляющие батареи (эту композицию повторяют и другие проспекты), на нижнем (вид со стороны правого берега Западной Двины) дана широкая панорама местности, город помещен в её центре. Рисунок Девита сохранился в альбоме Эрмитажа. В исполненную с него гравюру художник внёс лишь небольшие изменения. На рисунке траектории полёта снарядов, показывающие число пушек на обстреливающих батареях, заканчиваются ядрами, нависшими над мирным, неразрушенным городом. В гравюре город горит, над ним поднимаются клубы дыма - следствие обстрела, перспектива на нижнем изображении теряется в тумане пожара. Гравюра с её более контрастным сочетанием черного и белого более «воинственна», чем мирный, спокойный рисунок.

Между прочим, следует сказать, что в «Книге Марсовой» ещё представлена Бауска (Боуск). В одном из экземпляров библиотеки Российской академии наук (БАН) имеется план этого города, а в одном экземпляре то ли в «Ленинке», то ли в «Публичке» есть гравюра Боуска. Но в моём распоряжении этих плана и гравюры нет. Так что если кто сможет поделиться, то буду только рад! Напомню, что ещё после взятия Митавы Пётр I направил отряд майора Преображенского полка М.Б. фон Кирхена (2 пехотных батальона, драгунский полк, а также подпоручик Преображенского полка В.Д. Корчмин с несколькими орудиями) к небольшой крепости Боуск, расположенной в 40 верстах юго-восточнее Митавы. Гарнизон Бауска составлял менее 500 человек. Решительные действия русского отряда заставили коменданта шведской крепости подполковника М. Сталь фон Гольштейна начать переговоры о сдаче крепости. Прибывший под стены крепости русский генерал-майор И.И. Чамберс 13 (24) сентября 1705 года принял капитуляцию. В Боуске было взято 55 орудий. Гарнизон Боуска, как и Митавы, отпустили в Ригу, а укрепления замка срыли.

Надо сказать, что кампания 1709-1710 годов в Прибалтике была завершена полной победой России. Шведы были изгнаны из Лифляндии и Эстляндии и потеряли опорные пункты в ней и возможность для высадки войск в Прибалтике, война перекинулась в Финляндию, а затем в коренные шведские земли. Официально Лифляндия и Эстляндия отошли к России лишь 11 лет спустя - после заключения в 1721 году мира в городе Ништадте (он же Нюстад, он же Уусикаупунки, что значит всего-навсего «новый город»). Однако в память о фактическом положении дел, например, 200-летие присоединения этих краёв к России отмечалось именно в 1910 году. Но это уже другая история.

Шереметев, Россия, Романовы, Русская императорская армия, Северная война, Эстония, Лифляндия, Прибалтика, Швеция

Previous post Next post
Up