Среди пассажирских поездов железных дорог Финляндии по скорости первое место можно с уверенностью отдать скоростным поездам Pendolino, способными развивать скорость до 220 км/ч, хотя на деле их скорость достигает этой цифры лишь на единственном участке Керава - Лахти, да и уровень комфорта в этих поездах является относительно низким по сравнению со многими поездами дальнего следования других категорий этой страны. Второе место уверенно занимают скорые поезда InterCity, которые лишь незначительно уступают Pendolino по средней скорости, но имеют гораздо большее преимущество в комфорте для пассажиров с абсолютно разными возможностями и запросами, что отражено в моём
относительно недавном обзоре. На третьем месте в этом списке - неспешные ночные поезда, имеющие в составах спальные вагоны и связывающие столицу с заполярным севером страны. Не смотря на длинные по меркам Финляндии маршруты и относительно редкие остановки, их средняя скорость движения не является высокой, чтобы за время в пути у пассажиров была возможность хорошо выспаться и отдохнуть. На однопутных участках, которых в Финляндии подавляющее большинство, приоритет отдаётся более быстрым Pendolino и InterCity, а график ночных поездов устроен таким образом, чтобы отправляясь из одного конечного пункта вечером, ночной поезд прибывал в другой конечный пункт уже утром следующего дня, проведя в пути целую ночь. К услугам путешествующих в спальных вагонах таких поездов имеются хоть и небольшие, но довольно комфортабельные купе, часть которых оснащена душем, в вагоне-ресторане весьма вкусная местная кухня, а для возможности передвигаться по северным регионам страны на личном авто в составы таких поездов включены вагоны-автовозы для возможности перевозки личного транспорта. Маршрутов, обслуживаемых составами ночных поездов, всего три: Хельсинки - Рованиеми, Хельсинки - Кемиярви и Хельсинки - Колари. По первым двум маршрутам курсируют поезда, сформированные только из новых двухэтажных вагонов, а на третьем маршруте можно встретить довольно "разношёрстные" составы из вагонов самых разных типов.
1. Составы, курсирующие по маршрутам Хельсинки - Рованиеми и Хельсинки - Кемиярви, проходящие целиком под контактной сетью, по большей части составляют новые двухэтажные спальные вагоны, ведомые электровозами Sr2 или Sr3 на всём протяжении маршрута без смены локомотива. Говорят, что если сильно повезёт, можно увидеть с таким составом и новочеркасский Sr1, но мне на этих маршрутах в последнее время не попадаются.
2. Внешне спальные вагоны можно отличить от сидячих по характерному окрасу - на уже привычном многим бледно-зелёном фоне традиционной окраски пассажирских вагонов железных дорог Финляндии, имеющему непосредственную отсылку к природе страны, обычно изображают сидящую на дереве и подмигивающую левым глазом ночную птицу.
3. Купе в таких вагонах наиболее комфортабельны, имеют по два спальных места, расположенных одно над другим, верхнее из которых оборудовано ступеньками для подъёма, небольшой столик и складное сидячее место у окна. Каждое купе оснащено четырьмя стандартными европейскими розетками на 220 вольт, две из которых находятся над столиком у окна, и ещё по одной у изголовья каждой кровати.
4. В стоимость билета входит постельное бельё, полотенца в количестве двух штук на место и бутылки с питьевой водой.
5. Изголовье спального места. Здесь располагается розетка на 220 вольт, лампочка для чтения с выключателем и электронные часы с будильником, чтобы не проехать свою станцию. Будильник здесь заменяет проводников, которых в привычном для постсоветского пространства понимании здесь нет и соответственно будить пассажиров перед нужной им станцией будет некому.
6. Часы с будильником, чтобы не проехать свою станцию. Крупный план.
7. При выставлении времени на будильнике убедитесь, что возле кнопки с изображением символа будильника горит зелёная лампочка, как на этом фото, иначе рискуете проспать свою станцию. Я выставил время на 4 часа утра - то время, когда в поезде после 2-часового перерыва начинает работать ресторан, но о нём позже.
8. Некоторые купе, расположенные на втором этаже вагона, оборудованы персональным биотуалетом и душевой, которые благодаря своему устройству могут занимать одну и ту же площадь. Консоль с умывальником этого персонального санузла устроена таким образом, что её можно сдвинуть в сторону подобно распашной двери, превратив помещение туалета в небольшую душевую.
9. Для превращения туалета в душевую следует потянуть консоль с умывальником на себя и вправо, после чего туалет приобретает вид душевой кабинки. Кабинка довольно тесная, а для использования душа необходимо нажать на соответствующую кнопку, после чего душ влючается и работает в течении нескольких секунд. Для продолжения процесса принятия душа после прекращения его работы следует повторить манипуляцию и так до тех пор, пока не закончишь процесс. Самый некомфортный момент в этом процессе - температура воды здесь абсолютно никак не регулируется.
10. Купе, расположенные на первом этаже вагона, где персональные туалеты и душевые отсутствуют, оснащены умывальниками. Вода из под крана не предназначена для питья, о чём оповещают соответствующие предупреждения у каждого умывальника. Температура воды также никак не регулируется, причём здесь в отличии от душа, вода постоянно тёплая, что сильно мешает проснуться когда умываешься утром после сна.
11. Двухместное купе, предназначенное для людей с ограниченными возможностями в передвижении, располагается на первом этаже вагона у самого выхода по соседству с туалетом, также предназначенным для людей той же категории, что и купе. Верхнее спальное место - скорее всего для сопровождающего лица.
12. Составы, курсирующие на маршруте Хельсинки - Колари, являются сборной солянкой из разных типов пассажирских вагонов, сохранившихся на сегодняшний день в парке железных дорог Финляндии, и, помимо новых двухэтажных вагонов, здесь в качестве спальных также используются старые одноэтажные "синие вагоны", эксплуатирующиеся на железных дорогах страны ещё с 1980-х. На сегодняшний день маршрут Хельсинки - Колари является единственным, где можно встретить этот тип вагонов.
13. Вагоны этого типа оборудованы трёхместными купе, где три спальных места располагаются вертикально в ряд одно над другим аналогично местам в вагонах европейского стандарта РИЦ, курсирующих по железным дорогам Европы. Кроме располагающихся друг над другом трёх спальных мест, в купе также присутствует небольшой столик и умывальник.
14.
15. В составы ночных поездов как правило входит один или два двухэтажных вагона с сидячими местами и количество этих вагонов в составе обычно зависит от маршрута, который обслуживает состав. На линии Хельсинки - Колари вагон с сидячими местами всего один на весь состав, причём значительную часть первого этажа вагона занимает багажное отделение, использующееся обычно для перевозки велосипедов и колясок.
16. На втором этаже распологается обычный салон с сидячими местами второго класса, аналогичный салонам вагонов в поездах Интерсити. В одном из торцов салона располагается кабинка для разговоров по телефону, относительно недавно описанная мной в обзоре поездов Интерсити железных дорог Финляндии (если кому-нибудь интересно, ссылка в начале записи).
17. В составах, курсирующих на маршрутах Хельсинки - Рованиеми и Хельсинки - Кемиярви, количество вагонов с сидячими местами увеличено до двух и в качестве второй "сидячки" используется обычный вагон Интерсити второго класса, подобные которым курсируют в дневных поездах Интерсити по территории Финляндии.
18. В отличии от поездов InterCity, в составах которых в качестве вагона-ресторана эксплуатируются новые двухэтажные вагоны с барной стойкой на первом этаже и оборудованном столиками салоном на втором, в ночных поездах используются одноэтажные вагоны-рестораны, снятые с поездов InterCity с появлением более новых двухэтажных. Насколько помню, на сегодняшний день в парке VR Group ещё насчитывается 12 одноэтажных вагонов-ресторанов, которые продолжают эксплуатировать в составах, курсирующих на маршрутах ночных поездов (поправьте, если ошибся в количестве).
19. Не смотря на то, что пассажиров ночных поездов обслуживает вагон-ресторан меньшего размера, чем в поедах Интерсити, его меню гораздо разнообразнее и богаче, а еда намного вкуснее. При этом ресторан открыт почти постоянно в течении всей поездки с коротким ночным перерывом на два часа с 2:00 до 4:00.
20.
21. В противоположном конце вагона небольшой салон с двумя рядами столиков, где располагаются 53 сидячих места.
22. Дверь выхода с трафаретом указания места ладони на дверной ручке. Однако количество пальцев на моих руках почему-то несовпадает с количеством пальцев этой изображённой здесь ладони.
23. Дверная ручка с шестипалой ладонью крупным планом.
24. В нижней части двери для желающих открыть дверь ногой также изображён трафарет отпечатка ботинка.
25. Для желающих взять с собой личное авто в составах ночных поездов имеются вагоны-автовозы, в которых можно перевозить личный транспорт. Вагоны-автовозы, эксплуатирующиеся в ночных поездах на железных дорогах Финляндии, бывают двух типов - полностью крытые и с открытым верхним уровнем. Полностью крытые вагоны являются более новым типом и эксплуатируются в основном в составах с новыми двухэтажными спальными вагонами. В таком вагоне можно разместить до 12 автомобилей, 6 из которых размещаются на нижнем этаже, а другие 6 - на верхнем.
26. Внутренний вид крытых вагонов-автовозов более нового типа.
27. Более старые вагоны-автовозы имеют открытый верхний уровень и используются в составах со старыми "синими вагонами" из 1980-х, эксплуатирующимися в составах, курсирующих по маршруту Хельсинки - Колари. Такой вагон может перевозить до 10 автомобилей, по 5 на каждом этаже. Высота транспортного средства, перевозимого на закрытом нижнем уровне не должна превышать 165 см. Открытый верхний этаж способен вместить 5 транспортных средств разной высоты, два из которых могут быть высотой до 205 см, ещё два - высотой до 230 см и одно - высотой до 260 см.
28. Советский УАЗ "Буханка" на открытом верхнем этаже старого вагона-автовоза в составе поезда Хельсинки - Колари. Очень похоже, что кто-то собрался разъезжать по заполярью на советской "Буханке".
29. Погрузка машин в вагоны-автовозы осуществляется на станциях, оборудованных автомобильными терминалами, поэтому перевезти автомобиль возможно исключительно на маршруте между станциями, где имеются такие терминалы. В Хельсинки автомобильный терминал оборудован на
станции Пасила, где делают остановку абсолютно все поезда дальнего следования и пригородные электрички, а ночные поезда также делают на этой станции техническую остановку у автомобильного терминала, где осуществляется прицепка к составу вагонов-автовозов.
30. Автомобильный терминал на станции Тампере. Часть вагонов-автовозов сцепляют с составами ночных поездов здесь.
31. Он же. Ограничение скорости при въезде в вагон - 5 км/ч.
32. Автомобильный терминал на станции Рованиеми. Станция является конечной для вагонов-автовозов всех составов ночных поездов, включая поезд Хельсинки - Кемиярви, для которого эта станция является промежуточной. Далее в Кемиярви состав следует без вагонов-автовозов, а составы ночных поездов Хельсинки - Рованиеми здесь заканчивают свой маршрут и расформировываются.
33. Dv12-2643 на маневровой работе в автомобильном терминале Рованиеми.
34. Однако в Тампере не смотря на наличие дизельных машин Dv12 и Dr14, эксплуатируемых на сортировочной горке и в подгорочном парке станции, для маневровой работы в пассажирском парке по соображениям экологичности предпочитают использовать электровоз Sr1-3040, который также обслуживает и автомобильный терминал станции. Впрочем уже давно заметил, что в Финляндии не принято делить локомотивы по роду службы и машины одних и тех же серий могут выполнять как грузовую, так и пассажирскую, и даже маневровую работу.
35. Автомобильный терминал на станции Колари. Здесь заканчивают свой путь составы, курсирующие по маршруту Хельсинки - Колари, связывающие столицу Финляндии с самым северным городом страны, находящимся на расстоянии более 100 км к северу от полярного круга и насчитывающем около 3000 жителей. Далее к северу населённых пунктов, имеющих статус города, больше нет - только посёлки и деревни.
36. Указатель направления к автомобильному терминалу Колари на четырёх языках, включая русский.
37. Автомобильный терминал на станции Оулу. Хотя не видел, чтобы здесь осуществлялись операции по прицепке автомобилевозов.
38. Станция Оулу является единственной, по которой осуществляется смена локомотива для составов, курсирующих по маршруту Хельсинки - Колари. Это связано с тем, что контактная сеть в направлении Торнио и далее начиная от грузовой станции Лаурила в г. Кеми заканчивается, по причине чего всё движение далее в этом направлении может осуществляться только на автономной дизельной тяге, а в Оулу находится ближайшее к этому участку депо, обслуживающее дизельный подвижной состав. Электровозы Sr2 и Sr3 здесь "передают эстафету" дизельным машинам серии Dr16.
39. Здесь же в составы, курсирующие по маршруту Хельсинки - Колари, включается вагон электроотоления, следующий сразу за локомотивом и использующийся для отопления пассажирских вагонов на участке Оулу - Колари пока состав обслуживается дизельной тягой. На фото локомотивы Dr16-2816 и Dr16-2817, обслуживающие это направление, осуществляют прицепку к составу вагона электроотопления.
40. Sr2-3220, который вёл состав от самого Хельсинки, уходит на заслуженный отдых в депо Оулу.
41.
42. Dr16-2816 и Dr16-2817 с ночным поездом Хельсинки - Колари у платформы "Tornio-Itänen" (в переводе "Торнио-Восточная") близ двух сросшихся на границе Финляндии и Швеции городов Торнио и Хапаранда, которым я посвятил две своих предыдущих записи (
часть 1 и
часть 2). Не считая нескольких островов в Ботническом заливе, которые тоже пересекает граница Швеции и Финляндии, этот участок границы между государствами является единственным, проходящим по суше, а не по рекам или заливу.
43. Состав ночного пассажирского поезда Хельсинки - Колари под двойной дизельной тягой на конечной станции Колари.
Благодарю за внимание!