(Untitled)

Dec 03, 2019 16:30

Хочу рассказать про конференцию по психической травме, на которой побывала. Официально это называлось «Международный конгресс Алетейя: искусство, арт-терапия, травма и эмоциональная память». Из известных персоналий была доктор наук и арт-терапевт Кети Мальчиоди (Cathy Malchiodi) из США, и (виртуально, на видео-конференции) Бессел Ван Дер Колк, ( Read more... )

&творчество, свободная дискуссия, &образовательные материалы / игры, &психотерапия

Leave a comment

Comments 139

klonik_z December 3 2019, 15:36:43 UTC
Чтобы текст не был слишком сухим и научным, добавлю некоторые личные впечатления ( ... )

Reply

aneitis December 3 2019, 22:23:09 UTC
Я терпимый и понимающий человек, но тут поняла, что моя терпимость очень далека от такого уровня.

Вот тут не очень поняла, почему выбрано именно слово "терпимость". Вам кажется, что такое недопустимо? неэтично? или что-то другое?

Reply

klonik_z December 3 2019, 22:36:21 UTC
Мне кажется, что это страшно. Оставаться в помещении без камер с преступниками, которые в любой момент могут потерять контроль над собой. Я бы сразу подумала об этом.
А эти психологи - ну, они увидели в них людей, которые страдают, и которым надо помогать так и так, то есть об их пользе в первую очередь подумали.
Терпимость может неудачное слово, но я как-то так чувствую - что это про человечность, которая выходит за рамки бытовой логики.

Reply

aneitis December 3 2019, 22:48:56 UTC
А, ну страшно - это понятно. Просто я прочитала это как "я бы такого не потерпела" и удивилась. А вы имели в виду "я бы на такое не решилась". Я тоже сразу подумала, это ж насколько нужно быть в себе (сверх)уверенным, чтобы идти на такое, да ещё с таким энтузиазмом, чтобы пробивать это.

Reply


curious_me_007 December 3 2019, 15:50:20 UTC
Обсуждался именно ПТРС?
Т.е травмы от "сильного потрясения"?

Reply

klonik_z December 3 2019, 15:53:17 UTC
Да вот как-то вместе. ПТСР и психические травмы. Никто не проводил четкого деления между ними, что интересно.
ПТСР это не обязательно разовое сильное потрясение, это тоже может быть последствием кумулятивной травмы, например хронического насилия.
Я бы наверно сказала так, что ПТСР имеет четкие диагностические критерии, а травма - более широкое и расплывчатое понятие, включающее в себя разные явления.

Reply

curious_me_007 December 3 2019, 16:09:08 UTC
Спасибо за уточнение, это ровно то, что я хотела прояснить.

Reply


elly_2005 December 3 2019, 16:23:14 UTC
прибавляют еще такие: испугаться, подчиниться, перейти в измененное состояние сознания (ИСС), поддержать себя.
хи-хи, рада, что в этом перечне "испугаться" выглядит нормальным, в ряду других:). Мне вот всегда казалось, что сильный испуг это и есть измененное состояние.

Reply

klonik_z December 3 2019, 16:27:00 UTC
Зависит от степени испуга, я думаю? Это конечно реакция нормальная!
Но в своем крайнем выражении это получается как раз "замереть", а замирание наиболее тесно связано с развитием ПТСР.
Но пугаться можно по-разному, можно ведь наоборот заорать, визжать, подпрыгнуть от испуга :) активно испугаться, а не пассивно.

Reply

elly_2005 December 3 2019, 16:53:22 UTC
если я прямо сегодняшний день анализирую (на уровне телесном) то для меня испуг - замереть-застыть, испытать внутреннюю дрожь и ошущение "холодно" (разгоняется горячим чаем хорошо, кипятком прямо), однако при этом действовать чуть медленнее - замирание тоже присутствует + легкая хриплость голоса, если надо говорить. Мне СИЛЬНО ПОМОГАЕТ считать испуг "обычным чувством" (которое все испытывают), а не чем-то, чего надо прятать и стыдиться.

Я пытаюсь различить в жизни состояние "сама себя пугаю мысленно" (когда идет накручивание мыслей вместо обычных действий, которое собиралась проделать... и состояние "реально страшно, т.к. есть событие, угроза, и другие тоже ее видят".)

Reply

klonik_z December 3 2019, 16:55:53 UTC
Да!
Бывает еще "страх своего страха" - человек боится, что как испугается, как сделает что-то не то из-за этого... так что у вас хорошие приемы против этого.

И по второму пункту поддерживаю.

Reply


sunny1872 December 3 2019, 16:37:09 UTC
травмированный человек находится в постоянном состоянии гипербдительности, его психика перестраивается для того, чтобы отслеживать любую опасность и выживать в ситуации опасности. Соответственно, те области мозга, которые отвечают за тревогу и напряженное внимание, постоянно активированы. А области мозга, отвечающие за планирование, создание и достижение целей, креативность, оказываются совершенно неактивны. Кроме того, наблюдается малая кооперация между разными пучками нейронов, такой мозг менее гибок и слабее обменивается информацией. Как будто связи оказываются нарушены, разорваны (что объясняется внутренней логикой травмы).

это обо мне. это я все время начеку из-за травмы, верней, из-за постоянной травмированности. мне недавно терапевт подтвердила то,о чем я давно подозревала: т.е. то,что я провела детство и юность с классическим психопатом. а теперь мой мозг начеку(((

Reply

klonik_z December 3 2019, 16:39:49 UTC
Да, понимаю :((

Reply


e_1_off December 3 2019, 16:38:10 UTC

Странно вот это вот "испугаться". Как по мне, "испугаться" это как раз значит осознать ситуацию как опасную - то есть, если ты не испугался, то ты не реагируешь на опасность, потому что не чувствуешь ее.
Ну и все таки, наверное, психологам стоит все же забывать практику своих умозрительных теорий и начинать интересоваться нейронаукой. А то будут получаться "гипотезы Ван дер Колка", полностью противоречащие современным сведениям о физиологии памяти.

Reply

klonik_z December 3 2019, 16:41:12 UTC
Ну ван дер Колк как раз и знаменит тем, что он пытается связать свой психиатрический опыт работы с травмой с современной нейронаукой. Тут получается двойнвя популяризация: он популяризирует для широкой публики, я пересказываю еще более упрощенно.
Впрочем, купила его книгу, посмотрю, как в ней этот вопрос освещается.
Если не сложно, можете в двух словах написать, в чем вы видите противоречие?

Reply

e_1_off December 3 2019, 17:04:10 UTC
Нету какого-то "отдела мозга" в котором находится долговременная память. Каждый тип впечатлений хранится в соответсвующих областях коры: зрительные в затылочной, слуховые в височной, кинестетические в теменной и т. п. То есть воспоминание об одном событие, воспринимаемое сознанием как нечто цельное, разбросано по всему мозгу ( ... )

Reply

klonik_z December 3 2019, 17:07:18 UTC
Здорово, спасибо! Вы понятно и логично объяснили :)
Если найду в книге места, где он разжевывает свою идею про память, процитирую. И мы сможем дальше критиковать более предметно :)

Reply


Leave a comment

Up