Dassault Etendard, (Etendard - Штандарт) - французский сверхзвуковой палубный истребитель-бомбардировщик и самолёт-разведчик. Долгое время состоял на вооружении Авиации ВМС Франции. Dassault Etendard стал первым реактивным палубным самолётом французского производства. В качестве самолёта-фоторазведчика применялся НАТО для полётов над Косово в 1999 году. Всего было построено 90 самолетов. Это второй самолет этой модификации, который попался мне в музее.
Intrepid sea air & space museum. все, что у меня есть по Dassault Etendard IVM Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Dassault Etendard IVM 1962 года выпуска с номером 60, но настоящий серийный номер 21.
Немного истории:
Построен как Etendard IVM.
Поступил на службу в Marine Nationale с s/n 21.
Август 1997 передан в экспозицию Intrepid Sea-Air-Space Museum, New York, NY.
Об этом самолете я уже ранее рассказывал и поэтому пожалуй не буду повторяться. Просто посмотрим на французскую школу военного реактивного авиастроения....
Вначале крупные планы. Фонарь одноместной кабины...За носовой частью расположена одноместная кабина пилота, закрытая сбрасываемым в полёте фонарём с плоским передним стеклом типа "триплекс" толщиной 40 мм. Она оснащена системой кондиционирования воздуха, поддерживающей в ней избыточное давление 0,25 кг/см2, начиная с высоты 6000 м.
Основа силовой установки самолёта - двухвальный турбореактивный двигатель SNECMA Atar 8 взлётной тягой 4400 кгс. Двигатель состоит из девятиступенчатого осевого компрессора, кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой турбины, стартёр-генератора, блока топливной автоматики и коробки приводов агрегатов.
Шасси - трёхопорное, с колеей основных колёс 3,64 м и базой 5.1 м. Шасси рассчитано на посадку с вертикальной скоростью более 5.5 м/с.
Стреловидность крыла по линии 1/4 хорд - 45 градусов. На концевых частях крыла по передней кромке имеются наплывы.
Профиль крыла - NACA 65 000 с относительной толщиной, линейно изменяющейся от 6 процентов у корня до 5 процентов на концах крыла. Угол поперечного V крыла - 3,5 градуса.
Крыло кессонной конструкции состоит из неподвижной (средней) и отклоняемой вверх (вручную) концевых частей. Внутри кессонов крыла расположены топливные баки. Механизация включает отклоняемые носки, расположенные вдоль всего размаха, и закрылки с механизмами их отклонения. Кроме этого, в корневых частях крыла имеются желоба для уборки стоек основных опор шасси, а на хвостовых частях размещены элероны.
Эмблемы подразделений?
И эмблема авиации ВМС Франции...
Под кессоном находятся два тормозных щитка, представляющих собой простые поверхности, образующие нижнюю поверхность фюзеляжа и шарнирно закрепленные по передней кромке. Отклонение щитков производится силовыми цилиндрами (по одному цилиндру на каждый щиток).
Стойки основных опор шасси крепятся за задним лонжероном кессона крыла и убираются в крыло, а колёса - в фюзеляж. Тормоза колёс - гидравлические, с автоматом торможения. К основным стойкам шасси прикреплены ещё створки, закрывающие желоба в крыле. Ниши под колёса в убранном положении закрываются створками, закреплёнными под фюзеляжем.
Табличка с описанием самолета.
Передняя опора шасси - с рычажной подвеской. В верхней части стойки имеются две цапфы, в нижней - вилка, крепящаяся к стойке и штоку амортизатора. Система уборки шасси включает задний подкос и силовой цилиндр, отклоняющий стойку назад в плоскости симметрии самолёта. Стойка управляется сдвоенным цилиндром, служащим также демпфером "шимми", отключаемым для облегчения маневрирования на земле. Отсек для убранной передней опоры шасси закрывается створками, одна из которых закреплена прямо на ней, а другая - с правой стороны самого отсека.
Etendard IVM - свободнонесущий моноплан нормальной схемы со средне-расположенным стреловидным крылом и трёхопорным убирающимся шасси с носовым колесом.
Фюзеляж спроектирован с учетом "правила площадей".
Воздухозаборники расположены по бокам кабины пилота и снабжены каналами для слива пограничною слоя. Стенки фюзеляжа перед воздухозаборниками - вертикальные. Носовая часть фюзеляжа имеет круглое сечение, переходящее в эллиптическое с большей горизонтальной осью в месте расположения воздухозаборников.
На фоне небоскребов.
Общий вид снизу...
За кабиной лётчика в верхней части фюзеляжа находится отсек радиооборудования, а в нижней части - отсек для уборки передней стойки шасси.
В нижней части фюзеляжа размещён легкосъёмный контейнер с двумя 30-мм пушками DEFA с боезапасом по 250 патронов, патронными ящиками и гильзозвеньесборниками.
Отсек отделён от остальной части фюзеляжа горизонтальной перегородкой, на которой размещены два мягких топливных бака, расположенных вокруг воздушных каналов, которые в этом месте сближаются и затем сливаются. Между каналами находится топливный бачок, обеспечивающий перевёрнутый полёт самолёта в течение 30 секунд. Имеется также бачок для питания двигателя во время резкого торможения при посадке на палубу.
Хвостовая часть фюзеляжа занята двигателем и его выхлопным трактом. За отсеком двигателя проходит плоскость присоединения отъёмной задней части фюзеляжа. В плоскости разъёма установлен наклонный шпангоут. К нижней части этого шпангоута крепится в двух точках V-образный тормозной крюк, убирающийся в отъёмную часть фюзеляжа. Здесь же находится силовой цилиндр привода крюка. При отделении отъёмной части фюзеляжа управление не расстыковывается, что устраняет дополнительную потерю времени и опасность допущения ошибки при повторной сборке.
Хвостовое оперение состоит из трапециевидного стреловидного киля, к нижней части которого крепится цельный стреловидный стабилизатор. Киль и стабилизатор имеют кессонную конструкцию. Киль составляет одно целое с фюзеляжем. На киле имеется сравнительно небольшой руль направления, отклоняемый бустером, управляемым тросами из кабины пилота. Максимальное отклонение руля в каждую сторону - 17 градусов. Руль снабжён демпфером рыскания.
Общий вид на палубу...
Тормозной гак...
Крупнее
Основные стойки.
В кабине установлено лёгкое катапультное кресло Martin-Backer Мк.4, обеспечивающее безопасное покидание самолёта на любой высоте, вплоть до нулевой.
Горизонтальное оперение состоит из переставного стабилизатора, руля высоты и расположенного перед ним интерцептора. отклонение которого осуществляется с помощью электропривода синхронно с выпуском закрылков.
Вид сверху...Топливная система состоит из мягких вкладных баков и интегральных топливных отсеков общей ёмкостью 3300 л керосина и может дополнительно включать два сбрасываемых подвесных топливных бака (ПТБ) ёмкостью по 625 л. Кроме того, имеются штанга-топливоприёмник и оборудование для установки подвесного агрегата заправки.
Крупнее
Фюзеляж от переднего герметичного шпангоута кабины пилота до заднего наклонного шпангоута представляет собой единое целое. Отъёмными являются лишь носовая и хвостовая части фюзеляжа. Фюзеляж - классической конструкции со шпангоутами и стрингерами, поддерживающими слоистые панели обшивки на большей части поверхности фюзеляжа.
Вид спереди.
Лобовое стекло фонаря.
Отклоняющиеся носки - обычного типа, шарнирно закреплены на нижней полке переднего лонжерона. Их система управления включает силовые цилиндры привода с замками, запирающие носки в положениях "убрано" и "выпущено".
Складывающиеся концевые части крыла имеют обычную двухлонжеронную конструкцию с относительно тонкими листами обшивки постоянной толщины и с замками, фиксирующими их в поднятом или опущенном положении. Носки на складывающихся частях крыла соединены с носками неподвижной части крыла карданной тягой.
ЛТХ:
Модификация Etendard IVM
Размах крыла, м 9.60
Длина самолета, м 14.35
Высота самолета, м 3.85
Площадь крыла,м2 28.40
Масса, кг
пустого самолета 5900
нормальная взлетная 7800
максимальная взлетная 10800
Топливо, л
внутренние топливо 3300
ПТБ 2 х 600
Тип двигателя 1 ТРД SNECMA Atar 8B
Тяга, кН 1 х 43.15
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1093 (М=1.02)
на уровне моря 1060
Крейсерская скорость, км/ч 1005
Практическая дальность, км
с ПТБ 3000
со стандартным топливом 1700
Боевой радиус действия, км
в роли истребителя 700
в роли штурмовика 300
Максимальная скороподъемность, м/мин 6000
Практический потолок, м 13716
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 552 с 150 патронами на пушку.
боевая нагрузка - 1360 кг на 5 узлах подвески,
1 ядерная бомба AN-52 (15 кт),
2 УР воздух-воздух Matra R550 Magic или AIM-9 Sidewinder
или 2 УР воздух-земля AS.20 или AS.30 или
2 454-кг и/или 2-4 250-кг бомбы или
4 ПУ Matra LR150 6x,18x 68-мм НУР или
2 ПУ Matra LR150 36х68-мм НУР