Фрагменты южноафриканской симфонии

Jun 27, 2011 21:49

Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию эту книгу:

Корочанцев В., Осипов А. Фрагменты южноафриканской симфонии. - М. : Мол. гвардия, 1989. - 252[4] с, ил.


Аннотация: «Авторы на конкретных жизненных примерах увлеченно рассказывают о жизни южноафриканского народа, его борьбе за искоренение расистских порядков. Всю книгу, во многом основанную на личных впечатлениях, пронизывает мысль о том, что подлинный патриотизм неотделим от уважения и человеческому достоинству. Перед читателями проходит галерея образов и судеб людей, главным образом молодых, которые, отказавшись от личного благополучия, вносили и вносят вклад в создание демократической Южной Африки.»

Поскольку авторы - журналисты, а не учёные, то результат налицо: вместо исследования, написанного академическим языком, имеем великолепный образец советской агитки перестроечного типа. Правда, на регулярные антибурские выпады можно посмотреть сквозь пальцы, но образ Чаки как борца против белых захватчиков за свободу черного населения - это уже прямая антиисторичность. Однако если настроить мозговые фильтры и отсеять пафос, то на выходе можно найти много фактического материала. При определённом устройстве мыслительного аппарата на раз можно найти сходство между филиппиками в адрес режима апартхейда и обличением преступлений сталинизма. А также положением социально незащищённых слоёв населения в тогдашней ЮАР и нынешней России. Отличный моментальный снимок представлений о ЮА того времени в идеологическом отделе ЦК КПСС. Кстати, чисто коммунистической пропаганды немного.

Я позволила себе немного поменять порядок глав, чтобы их последовательность стала более логичной.

Содержание
Личный пример Нельсона Манделы ( 1, 2)
Через все испытания (А это уже про Винни М.) ( 1, 2)
Негодующее поколение (Племя младое, незнакомое... включая Зинзи Манделу)
Убийцы орудуют из-за угла (Убили юристов, которых было не за что судить)
Кошмары острова Роббен (Типичный остров из архипелага ГУЛАГ - для тех, кого было за что судить)
Кто цепляется за прошлое (Разумеется, белые) ( 1, 2, 3)
Белые восстают против апартеида ( ЮАР, Намибия)
Корни героизма - в детстве (Белая журналистка стала боевиком АНК)
Разящее «копье нации» (Т. е. «Умконто ве сизве») ( 1, 2)
Нескончаемая песня свободы (Ансамбль АНК «Амандла» и солистка Мэри Номкоси Мини)
Искусство на службе освобождения (Другие деятели искусства) ( 1, 2, 3, 4)
«Зачем бояться смерти?» (А поэта Бенджамина Молоизе повесили); Необходимое послесловие (Сдвиги в поведении белых властей и общественности) ( Вместе)








Владимир Алексеевич Корочанцев р. в 1934 в Борисоглебске Воронежской области. Окончил МГИМО. Автор книг в издательствах «Молодая гвардия», «Наука», «Прогресс», «Художественная литература». Работал корреспондентом ТАСС в Мали, Камеруне, Мадагаскаре и во Франции. В настоящее время - заведующий редакцией стран Африки ТАСС.

Александр Андреевич Осипов родился в 1930 в Сураже Брянской области. Окончил МГПИИЯ имени М. Тореза. Автор многих очерков и статей по африканским проблемам. Был корреспондентом ТАСС в Сомали, Уганде, Мозамбике, Зимбабве. Сейчас работает ответственным секретарем Главной редакции иностранной информации ТАСС.

От авторов
Каждый день Южной Африки насыщен бурными событиями, подчас столь же героическими, сколь и трагическими. В стране бьет через край жажда свободы и справедливости, и именно в такой обстановке особенно рельефно высвечиваются человеческие личности, их судьбы. Храбрые проявляют смелость, трусы - трусость, благородные - великодушие, а подлые - низость. Происходящее в Южной Африке воспринимается и как могучая героическая симфония, в которой мажорные тона переплетаются с минорными, но звучат все громче и громче.

Па встречах с южноафриканскими патриотами, слушая рассказы, граничащие с легендами, можно было лишь восхищаться их безграничной верой в правоту своего дела, высокими нравственными и идейными принципами.

«Мы не можем говорить о патриотизме всего южноафриканского общества. Речь может идти только героизме угнетенных. Истинный патриот противостоит загнивающему, нечестному обществу, безнравственности и бездуховности. Патриотизм свойствен свободолюбивой натуре, он несовместим с условностями и предрассудками», - сказал нам однажды президент АНК Оливер Тамбо.

Герои погибают в боях от пуль расистов, не дрогнув, идут на виселицу, а будучи заточенными пожизненно, не отрекаются от своих убеждений, предпочитая тюрьму ущербной свободе раба. И считают себя счастливыми, ибо не смирились со злом, потому что их жизнь одушевлена великой идеей всеобщего счастья, подлинного равенства. Они любят свою родину - Южную Африку, но черпают вдохновение и в жизненных подвигах духовных колоссов и героев русского народа.

Каждый из них подходил к идеалам свободы своим путем, что мы хотели бы показать в этой книге. Многие борцы пали молодыми, нисколько не сожалея о сделанном выборе. Совсем не просто проследить процесс становления такой личности, установить анатомию человеческого подвига. Среди истоков героического характера прежде всего протест против расовой ненависти, попрания прав и достоинства небелого большинства, против социального неравенства и эксплуатации. Здесь важно также знать субъективные причины, мотивы, повлиявшие в какой-то момент на ход личной жизни, на формирование индивидуальных качеств борца. «Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, они-то самые важные и есть, и они-то обыкновенно дают тайное направление чувствам и поступкам», - писал М. Ю. Лермонтов. Наверное, если докопаться до таких быстро промелькнувших чувств и событий, можно постичь тайные пружины человеческой натуры, понять, как материализуется история.

Иногда, слушая рассказы борцов, звучавшие как исповеди, мы замечали эти мимолетные чувства и события, которые оставляют неизгладимый след в душе, поражались созвучности настроений, эмоциональных реакций и мыслей людей разных широт. Мы ощущали, что встречаемся с людьми не только сегодняшней, но и будущей, более счастливой Южной Африки, что их пример тем более важен, что вселяет надежду в народы всего континента.

Эта книга - лишь фрагменты из грандиозной героической симфонии Южной Африки. Ее замысел - рассказать о вехах борьбы южноафриканского народа, сегодняшнем дне, дав портреты тех, кто стремился и стремится покончить с расовой ненавистью, с образом жизни, который подавляет человека духовно, низводит до положения безропотного домашнего животного, довольного уже тем, что его кормят и содержат в стойле.

Их голоса звучат в сердцах тех, кто отвергает расовое и национальное подчинение. Их пример полон символического значения - иначе честному человеку бессмысленно жить, иначе нельзя обеспечить мораль: нравственное здоровье человечества, дать ему добру надежду на свершение его вековых мечтаний.

ЮАР, !южноафриканское

Previous post Next post
Up