Сплав по Уссури. День четвёртый, райские пляжи, гроза и возвращение.

Jun 02, 2022 21:47


Начало здесь.

На следующий день, покинув гостеприимный островок, я продолжил сплав по узкой лесистой протоке. Как обычно, с утра небо хмурилось, было прохладно. Протока петляла, но, постепенно в неё вливались другие протоки и река набирала мощь. Уже были видны сопки Синего хребта, у подножья которых располагается село Бельцово.



01. Синий хребет.



Синий хребет - самый западный в горной складчатости Сихотэ-Алиня. За ним Уссури окончательно поворачивает к северу, к Амуру, и течёт по огромной равнине, лишь изредка разбавляемой «островными» сопками. Но, конечно, место, где Уссури прорывается через Синий хребет нельзя назвать щеками. Если и была здесь когда-нибудь узкая долина, то многие и многие тысячелетия в прошлом. Сейчас здесь широкая долина. Даже протоки не собрались в этом месте в единое русло.

У подножья Синего хр. Уссури принимает слева ещё один свой крупный приток - реку Арсеньевку. В приустьевой части она шире Уссури и очень тихая, как один из уссурских заливов.



02. Слияние рек. Слева - Уссури, справа - Арсеньевка.

После устья Арсеньевки Уссури становится ещё больше. Берега раздвинулись, и я словно завис посреди реки на месте. Но это впечатление обманчиво - я продолжал двигаться с той же скоростью. Это как сравнивать узкую автодорогу и магистральное шоссе. Когда выезжаешь на многополосную трассу и давишь на газ, то всё равно кажется, что скорость не такая уж и большая.



03. Хребет Синий с Уссури.



04. По курсу - небольшой архипелаг островков.

Ещё из дома я запомнил, что где-то здесь должна быть сопка у самой реки, и рядом большой залив под названием Индопольский. Я его почему-то всё время хотел назвать Индианопольским. Да, как обычно, помещу карты района плавания:



05. Карта района плавания (выделено красным)



06. Карта четвёртого дня плавания.

На карте видно г. Бельцовский Утёс, высотой 330 м над уровнем моря. В реальности там расположен красивый высокий обрыв. Можно было бы подгрести к нему против тихого течения Арсеньевки, но я ещё не был уверен, сколько мне понадобиться времени на путь до Кировского, откуда должен буду сегодня уехать на автобусе. Но теперь я подплывал к уменьшенной версии скалы - г. Утёс, высотой 258 м. Тоже красивое место. Скалы над водой, цветущие саранки.



07. Гора Утёс

Через неширокий пролив я прошёл в Индопольский залив. По сути, это пойменное озеро, соединённое протокой с рекой. Меня оглушил многоголосый лягушачий хор. Немного покрутившись по заливу, повернул назад, выгреб на середину и поплыл дальше.



08. Вход в Индопольский залив. Дальше он расширяется.

На следующим за Утёсом плёсе ветер подхватил лодку, помогая течению. Но река повернула на 90 градусов, и теперь лодку прибивало к берегу, мне приходилось подгребать на середину реки. Потом снова задул попутный. Так я и продвигался некоторое время, пока не стих ветер и не начало пригревать солнышко.



09. Гора Утёс удаляется и скрывается за поворотом.



10. Уссури меж отрогов Синего хребта.

А тут снова река разделилась на две равнозначных половинки. Решил снова идти по левой, проверенный, так сказать, способ.



11. Начало Сухой протоки.

Солнце снова начало припекать, но ноги были уже обжарены с двух сторон. Одел штаны. Правда, ещё локти жгло, но энцефалитку одевать не стал - слишком жарко. Река разбилась на тихие лесные протоки.



12. Снова протоки.

Течение сделалось каким-то тихим, жарило солнце, время уже давно было обеденным. Стал присматривать заводь с тенью. Наконец, нашёл такую.



13. Заводь с тенью.

Завернул, проплыл вглубь, под тень. Лодка ткнулась носом в илистый берег. Пошёл искать место посуше, но такое было только на косе, на солнцепёке. Пока бродил в поисках места для обеда, обнаружил тигриные следы. Похоже, что он тут подкарауливает коз и изюбров. В-общем, место мне не понравилось, слишком грязно ))

Вскоре протока вышла на большую реку, и на том берегу показались дома - окраина села Подгорное. Решил пройти ещё немного за село.



14. Большой плёс за селом Подгорное.

За плёсом показался небольшой остров посередине реки. Проплывая левой протокой, обнаружил хорошую галечниковую косу и решил причаливать. Очень уж есть захотелось.



15. Берега острова.

С местом я не прогадал. Остров очень впечатлил - эдакое Баунти среди речных островов. На картах он называется Михеевский.



16. На острове Михеевский.

Разгрузил пакрафт, затащил все вещи в тень. Сам расположился там же. Заросли ивы отбрасывали ажурную тень на чистый промытый речной песок. Почти как пальмы, отбрасывающие тень на белоснежный коралловый пляж. Лёгкий ветерок обдувал этот райский остров. Мошкара, кружившая над лодкой в тихих протоках, здесь словно сгинула.



17. Райский остров.

Здесь всё дышало таким покоем, что я решил задержаться на этом острове подольше. На Михеевском я впервые почувствовал, что таёжные дебри верховьев Уссури остались позади, а впереди начиналось среднее течение в освоенных человеком районах. Сварил обед, неспеша поел. Прогулялся по острову. Оказалось, что левая (западная) часть острова, намного гостеприимнее правой. Во всяком случае, если нет наводнений. Восточная часть острова повыше и там растёт густой и сырой пойменный лес, а западную, где я остановился, затапливает чаще. Поэтому там так много песка и растёт только живучая ива.

Потом пошёл купаться в заводь в нижней части острова. Температура воды здесь уже подбиралась к +14.



18. Нижнее окончание Михеевского.

Опомнился я когда небо начало заволакивать белёсой пеленой. Время было 16.00, так что если я хотел окончить сплав засветло, надо было отправляться.

Между Подгорным и Кировским на Уссури стало ещё больше птиц. И выше по течению, в Чугуевском районе, на реке часто можно было встретить уток, цапель и бакланов. А здесь к ним ещё прибавились журавли. Отсюда уже начиналась Приханкайская низменность, известная своим птичьим разнообразием.

Тем временем, небо окончательно заволокло тучами, немного стемнело. А я всё плыл и плыл большущими плёсами. Течение немного стихло, хотя, возможно, я просто начал торопиться. И не напрасно. Погода снова готовила сюрприз. Очень некстати. Ведь мне ещё нужно было собраться, прежде чем идти на автостанцию Кировского. Чтобы не намочить вещи, я решил переждать ливень на берегу, накрывшись лодкой.



19. Надвигается гроза. Последнее фото. Потом было уже не до того.

И началось. Молнии сверкали одна за другой. Гром был похож на близкие взрывы. Ливень хлестал такой, что вода в реке приняла размытые очертания. Темнело, а до Кировского было не понятно, сколько ещё километров. А я всё сидел и сидел под лодкой. Дождь стихал на 5 минут, но потом принимался хлестать вновь. Я уже хотел оставаться здесь ночевать, чтобы уехать домой на сутки позже. Но так не хотелось ставить накомарник под дождём! Да и место было мрачное и неудобное. Дождь вроде бы притих, и я решился. Правда был велик шанс, что полная темнота застанет меня в пути, но ничего не оставалось, как рискнуть.

Я вышел на самый стержень реки и погрёб, помогая течению. Сначала было нормально - течение несло, дождик лишь слегка накрапывал. Но потом начался большой тихий плёс, и дождь стал усиливаться. Я разозлился и налёг на вёсла. В густых сумерках казалось, что я лечу, махая не вёслами, а крыльями. Берега мелькали, поворот за поворотом оставались позади, над головой проплыли провода ЛЭП. Гроза ещё погромыхивала, а дождь сделался  ровным и монотонным. Я потом подсчитал, что эти последние 7,5 км проплыл за 45 минут.

Наконец, впереди показались огни посёлка! Впотьмах я перепутал заводь с рекой, и чуть не уплыл в тупик. Но скоро спохватился и поплыл мимо Кировского. Я решил спуститься чуть ниже посёлка, так как на карте перед походом видел там автодорожный мост. Под мостом можно было спокойно собираться, не обращая внимания на дождь.

Но вот огни посёлка остались позади. Впереди была лишь тьма. Стемнело окончательно, наступила ночь. Моста не было!!! Я снова уплывал куда-то в тайгу, с безнадёжным отчаянием продолжая лупасить вёслами. Даже берега уже не угадывались во мраке. И тут зазвонил телефон. Мама.

-  Сынок, ну ты где там? Со вчерашнего дня не звонил. Приплыл?

- Да мам, конечно! Приплыл. Не беспокойся!

Да уж, «приплыл», что называется. И, о чудо!!! Через реку, справа налево, проплыли фары. Мост!!! Я с остервенением снова погрёб, держа курс на то место, где видел свет фар. Вдруг пакрафт резко накренило, зашумела вода. Это было улово возле мостовой опоры, в которое я на большой скорости влетел с течения.

... Где-то шумел ливень, а я разложил вещи на сухих камушках косы, разбавил остатки спирта холодным чаем, поставил кипятиться свеженький. До автобуса, проходящего через Кировский в 2 ч ночи, было ещё более 3 часов. Я переоделся в сухую одежду, сел на надувную лодочную сидуху, прислонился к лодке, и укрылся спальником. Какое всё-таки величайшее изобретение человечества - Мосты! Как же под ними здорово! Я словно попал в цивилизацию и заселился в гостиничный номер. Было тепло, тихо и уютно, хотя в нескольких метрах продолжал лупасить дождь. Офигенное изобретение! Да ещё и переезжать по ним можно через реки.

Я продирал глаза, глядел на время, и снова отрубался под спальником, в тепле и комфорте. Наконец, пришло время идти, так как до автостанции топать ещё около часа. Дождь к тому времени не просто прошёл, но на небе уже ярко сияли звёзды. В третьем часу сел на автобус Хабаровск - Дальнегорск и утром был дома.

За последний, четвёртый день, прошёл 45 км, спустился на 18 м, со 100 до 82 м над ур. моря. За весь сплав - 155 км по горизонтали и 105 м по вертикали.

В-общем, верхняя Уссури - классная река. После Хора, Бикина и Имана, могу об этом заявлять со всей ответственностью. Не менее полноводная, чем они, а то и по более. Всего один глухой залом. Южная природа, тайга не такая мрачная, как на северах. И при этом, не такая уж и цивилизованная. Диких и глухих мест тоже предостаточно. Но заброска проще. Короче, рекомендую!

реки, пакрафт

Previous post Next post
Up