На Вилючинский перевал на снегоходах

Jun 08, 2021 19:43


Начало камчатских приключений

На второй день пребывания на Камчатке у нас была запланирована снегоходная экскурсия в верховья Паратунки, оттуда через Вилючинский водопад на перевал, на склоны Вилючинского вулкана. Нас (мы и семья знакомых), всего 6 человек, забрали от дома на микроавтобусе и довезли до п. Термального, это около 60 км от Петропавловска-Камчатского на юг. Там к нам присоединился ещё один снегоход с нартами и шестерыми туристами. Дальше населённых пунктов нет, но дорога всё-таки есть. Другое дело, что зимой её не чистят от снега, что делает её непроезжей для автомобилей. Впрочем, камчатские автомобили отличаются повышенной проходимостью, поэтому, кое-кто, всё-таки пробирается зимой и дальше, за Термальный.



01. Внедорожники в Термальном.





02. Экскурсионная машина.

Есть более дорогие экскурсии на «Уралах» и ГТС-ках. Наша снегоходная экскурсия обошлась 5000 р. с человека. Снегоход работает в качестве тягача, шестиместные нарты с туристами волокутся сзади на прицепе. Каждому выдается одеяло и шуба. Хотя на улице тепло, почти день провести, сидя на нартах, в снежной пыли за несущимся по просторам Камчатки снегоходе, можно подмёрзнуть и в тёплой одежде. Поэтому, все послушно подстелили под зад одеяло, и укрылись шубой. На голову - капюшон, на лицо - горнолыжные очки, и поехали!



03. Дорога на юг вдоль Восточной Камчатки. Несколько километров за Термальным.

После вчерашней звонкой погоды, на Камчатку пришёл очередной снежный циклон. Небо плотно затянуло тучами, изредка пролетали снежинки. Усиление непогоды обещали после обеда, поэтому наши гиды торопились успеть доехать до самой дальней точки экскурсии - Вилючинского перевала, чтобы уже на обратном пути заезжать на другие локации. Собака одного из гидов много километров бежала за снегоходами. Временами, она запрыгивала в нарты, но не просто ютилась в ногах у туристов, а становилась лапами на плечи. Ей приходилось балансировать, словно эквилибристу, но она упрямо громоздилась вверх, следя за направлением пути. Впоследствии, она оказала нам услугу по выводу из снежного плена! Настоящий штурман!



04. Дорога туда.

Несмотря на то, что дорога не чистилась, движение было довольно интенсивным. Временами нас обгоняли джипы на гигантских колёсах, ГТС-ки, навстречу проехала вахтовка. По центру была накатана глубокая колея, и поначалу я больше всего боялся, что наши сани туда свалятся. Снегоходы ехали по обочине, но временами приходилось перебираться с одной стороны дороги на другую. На одном из таких переездов наш снегоход даже положили на бок. Но постепенно дорога становилась всё более дикой. Позади оставались последние базы отдыха.



05. Верховья Паратунки.



06. Наша команда перед штурмом перевала.

Хотя внизу, у подножья перевала, ветра почти не было, шёл небольшой снег, но было видно, что наши гиды-снегоходчики стали сосредоточены. Перед подъёмом они снова прошли вдоль саней, поправили сползшие одеяла, перебросились между собой парой слов. Дальше фотоаппарат я не доставал. На серпантинах приходилось держаться за сани, ветер усилился, на выступающих поворотах дороги уже мела позёмка. Камчатка, вчера улыбнувшаяся Солнцем нам в приветствии, сегодня показывала своё обычное лицо. Вот теперь уже чувствовался её суровый нрав.

На Вилючинском перевале уже мело вовсю. Из белой мглы проглянули три резных столба. Народ достал свои телефоны, пытаясь что-то фотографировать. Опустевшие нарты дожидались нас в метели.



07. На склонах Вилючинского вулкана.

Гиды показывали влево, вправо, вперёд и назад, рассказывая, какую красоту мы могли бы там увидеть. Фотографию под названием «белый квадрат» помещать сюда смысла нет. Ребёнок сказал, что когда им в школе дадут задание нарисовать, «как я провёл весенние каникулы», можно будет подписать чистый лист «на Вилючинском перевале»...

Быстро запрыгнули в нарты и поехали дальше. Теперь дорога петляла по склонам, вдоль линии электропередачи. Миновали базу дорожников. Теперь вокруг была уже настоящая пурга. Особо тревожно мне не было, я полностью доверял местным снегоходчикам-гидам, ведь им приходится по многу раз за зиму ездить этой дорогой, и в метель в том числе. Просто было удивительно, как в таких условиях можно хоть что-то разглядеть. Лишь изредка я замечал на обочине вешки, когда проезжали мимо них вплотную. Небольшой спуск - и впереди показались два больших дома, очень неожиданно в таких условиях. Через огромные перемёты мы добрели до входной двери и ввалились внутрь.



08. Турбаза на склонах Вилючинского вулкана.



09. В доме.

Внутри нас ждала натопленная печь и хороший обед. Мы, и наши знакомые, из Дальнегорска, познакомились наконец, с пассажирами других нарт, оказавшимися туристами из Арсеньева, тоже из Приморья. Некоторые приехали на Камчатку уже четвёртый раз. Наш гид сказал, что в последние пару лет стало приезжать очень много туристов из Приморья и Хабаровска. После обеда разморило, выходить за борт уже не хотелось.



10. Суровая камчатская турбаза.



11. Путь от туалета до дома.

Охотно верю, что в ясную погоду вид отсюда обалденный. Вызывает уважение то, что здесь, в этих суровых горах, смогли возвести такие немаленькие дома для туристов. Но нам нужно было спешить. Прогноз оправдывался. Снег и ветер усиливались. Гиды сразу нас предупредили, что на подъёме всем придётся спрыгивать, и толкать нарты.



12. Вот за тот двухэтажный дом нам надо было ехать, чтобы попасть домой.

Дальше началось самое впечатляющее приключение на Камчатке. Все пурги и метели, что я видел до этого в Приморье не шли ни в какое сравнение с этой. Какое-то подобие было в январе на горе Снежной, но там была низовая метель при ясном небе. Там я мог ориентироваться хотя бы по солнцу. Здесь же была общая метель при пасмурной погоде. Подъём, с которого мы лихо съехали по пути сюда, теперь превратился в непреодолимую преграду. Перемёты из свежего снега образовывались буквально на глазах. Снегоход вяз в них, нарты приходилось толкать. Всё вокруг потонуло в белой мгле. Соседний снегоход проявлялся из пурги, только когда приближался вплотную. Теперь я боялся, что кто-нибудь из туристов отстанет и потеряется. Ведь, когда снегоход выезжал из перемёта, он резко рвал вверх и можно было не успеть за санями. А в такой метели было достаточно отстать на десяток метров, чтобы потеряться.

Ветер ещё больше усилился. Очередным порывом сдуло чью-то шубу, но бежать за ней было опасно. Все старались держаться за нарты. Стихию можно было сравнить с тем, что испытываешь во время непогоды в городе, когда задувает сильный порыв ветра, и ты поворачиваешься к нему спиной и зажмуриваешься. Но здесь этот «порыв» не прекращался ни на минуту. Нужно было толкать нарты, ориентироваться, дышать, в конце-концов. Но воздуха почему-то не хватало.

Постепенно начинаешь понимать, что ситуация ухудшается. Переживаешь, что у кого-нибудь из туристов могут сдать нервы, или просто поплохеет. А тут ещё снегоход застрял, сбившись в сторону от «дороги», что и немудрено в такой метели. Навалились, вытащили снегоход со склона обратно на дорогу, о которой уже ничего не напоминало.

И в этот момент гид ведущего снегохода предложил мне идти впереди показывая дорогу. Мне нужно было держаться снежного бруствера на обочине, который уже заметало. Меня обуяли противоречивые чувства. С одной стороны, стало понятно, что ситуация хреновая, раз даже гиду не видно, куда ехать. С другой, ответственность, что по моей спине ориентируется более десятка человек, придавала сил бороться. Горнолыжные очки запотели, протирание ничем не помогало. Я их снял, и тот час по лицу и глазам словно врубили песок из пескоструйки. Капюшон бешено трепыхался на ветру, ничего не было слышно. Всё внимание - на снежный бруствер по обочине, лишь бы не потерять его! Иду вдоль чуть ли не наощупь. И вот он теряется, не пойму, то ли он, то ли просто заструга в чистом поле. Оглядываюсь - никого! Вокруг только снежная кутерьма... Возвращаюсь по своим следам, пока не замело. Навстречу бежит гид с криком - «куда ушёл так далеко!!! Я тебе кричал, свистел!»

Как потом призналась жена, это был самый страшный момент в путешествии, когда я «растворился» в пурге. После, от снегохода я уже не отрывался, временами вскакивая на него на участках, где не было перемётов. Потом перешли перегиб склона, стали видны вешки по обочинам и опоры ЛЭП. За базой дорожников, на серпантине, и вовсе прояснилось метров на сто видимости. В-общем, участок подъёма от базы отдыха, который проезжается за пару минут, мы преодолевали более 40 минут. Но и эти 40 мин. показались всем вечностью.

Внизу, в долине, снова было тихо и пасмурно, снег почти перестал. Следующий по плану был Вилючинский водопад. Но все были измотаны борьбой со стихией высоко на склонах горы. И по горячему согласию всех участников похода принимаем решение возвращаться. Водопад сфотографировали с дороги...



13. Вилючинский водопад в центре снимка.

Так как ехать до Термального нужно было ещё несколько десятков километров, гиды завезли нас то ли на базу, то ли на дачу вулканологов. Как я понял, это была бывшая база, ставшая загородным домом. Все из-за метели промокли, так как снег забивался в малейшие щели под одеждой. Мы прошли в дом, разделись, развесили сушиться вещи по батареям. Отопление в доме было термальное. Кроме того, во дворе была большая теплица. Скорее даже, оранжерея с геотермальным отоплением, в которой цвели огурцы, несмотря на огромные снежные сугробы вокруг.



14. Домик вулканологов



15. Теплица

Но самое главное - это самодельный бассейн под открытым небом! Да, он небольших размеров, не отделан кафелем, как на большинстве турбаз Камчатки. Дно и стенки в нём были скользкие из-за тины термофильных водорослей. Вода слегка попахивала сероводородом. Но это был первый в моей жизни термальный бассейн под открытым небом. Чем он мне так запомнился? Главное это то, что сразу же за бортиком начинался заснеженный камчатский березняк, лес. Не было никаких заборов, загораживающих вид, как на большинстве камчатских баз отдыха. А самое главное - как приятно замёрзшему, продрогшему путнику, спуститься с гор, оказаться в безопасности и в тепле! В одних плавках и тапочках мы выбежали из дома, мимо высоких сугробов добежали до бассейна и спрыгнули в него. Вот это кайф! Температура воды +38, отогреваешься моментально!



16. Бассейн во дворе.

Жена у меня мерзлячка. Руки и ноги у неё иногда мёрзнут даже летом. На всё, что касается купания под открытым небом она не может смотреть без содрогания. Тем более, зимой. Но увидев мои восторги, всё-таки решилась. И не пожалела! Отогрелась моментально. А дочу так еле оттуда вытянули, настолько ей понравилось.

После гостеприимных вулканологов дорога до Термального прошла на ура. Всем уже было глубоко по-барабану на тряску нарт, ветер и снежную пыль в лицо. Купание нас расслабило и разморило. Самые страшные минуты путешествия - пурга на склонах Вилючинского, остались позади. Все уцелели, все едут домой. В Термальном мы помогли гидам закинуть нарты на крыши микриков, снегоходы они загнали на прицепы к тем же микрикам. По дороге в Петропавловск уже вовсю мело. Расплатился я мокрыми пятитысячками, но, как потом оказалось, это обычная ситуация на Камчатке, когда из-за пурги ты весь, и всё содержимое твоих карманов мокрое. Телефон потом у меня ещё долго подсыхал, вода скопилась под экраном.

На съёмной квартире, в нашем камчатском «доме», я хотел было поделиться впечатлениями о прошедшем путешествии на вулкан с женой и дочкой, но они отказались, сославшись, что только теперь им стало страшно. Они сказали, что гиды не должны были нас везти в такую погоду. В этот же день было двое пострадавших туристов в такой же снегоходной экскурсии на Авачинский вулкан. Мне самому было страшно за своих родных. А в особо напряжённый момент я вообще пожалел, что взял ребёнка с собой. Жена сказала, что никогда больше не поедет на снегоходах. Лучше заплатить дороже, но ехать на вездеходе.

Но лично я считаю, что наши гиды не виноваты. Даже когда живёшь на Камчатке, очень сложно спрогнозировать погоду. В горах она меняется очень быстро. Если перестраховываться, то об экскурсиях лучше сразу забыть. Поэтому, туристам к таким поездкам нужно готовиться основательно (и морально в том числе). Нам повезло с гидами, ребята попались спокойные и основательные. Но и им тоже повезло с нами. Приморцы оказались не робкого десятка. Толкали нарты в гору через перемёты, вытаскивали забуксовавший снегоход. В белой как молоко метели никто не отстал, не запаниковал. Дружно следили, чтобы никого не потерять, особенно детей. А гид, отправив меня впереди снегохода, словно догадался, что я зимой в одиночку лазил по высочайшим вершинам Приморья, ночуя в снежных пещерках, и не растеряюсь в пурге в безориентирной местности. Уметь оценивать людей с точки зрения их возможностей - тоже полезное профессиональное качество гида.

Так что, собираясь в сплавы, морские или снегоходные экскурсии по Камчатке, будьте готовы к испытаниям. К тому, что всё может пойти не по плану, что вам может потребоваться поднапрячься и самим, забыв о комфорте.

Previous post Next post
Up