Часть первая.
Часть вторая.
Выводы
Понятно, почему Фиат долгое время не предавал огласке документы, относящиеся к сделке с СССР: надо было все подчистить в соответствии с официальной историей. И все равно остается куча вопросов:
· Откуда у СССР средства на этот и другие проекты, если правительство отказалась от помощи в реконструкции?
· А если обошлись от плана Маршалла, почему такой острый интерес к западной технике, особенно американской?
· В свою очередь, почему США одобрило сделку, но не дало кредитов, а в итоге все равно поставили тонны оборудования?
· Итальянцы хотели продвигать свои бизнесы на восточно-европейских рынках, но оказались в большей степени посредниками для США…
· Однако в итоге из-за проблем в процессе строительства отказались и от роли партнера, и от роли подрядчика для СССР. То есть несмотря на якобы успешный проект, дальнейшего сотрудничества в области автопрома не получилось.
· При этом в Польше Фиат продолжали выпускать по лицензии, и он не превратился в Жигули (Ладу).
· Представители итальянских деловых кругов то выступают в роли прожженных дельцов и политиков, то вдруг оказываются в невыгодной для себя ситуации.
В итоге финансовой выгоды для Фиата и Италии никакой, а политическая тоже неоднозначная. Кроме того, как раз во время строительства в Италии начались рабочие волнения, а все 70-е годы были экономический упадок (как в общем, и всюду, хотя внятных объяснений для этого нет, ведь предыдущие двадцать лет были периодом процветания). Похоже, что налицо хроносдвиг, и если революции 1917-1923 годов на самом деле произошли в 1967-73 гг., то картина проясняется: завод начинали строить в рамках реконструкции после планетарной катастрофы (войны?) 60-х, когда у власти одно правительство (скажем, ООН), а потом кто-то устроил переворот (или рейдерский захват, как сейчас говорят). Из-за этого иностранные специалисты оказались заложниками у революционеров, чем объясняются чрезмерные требования СССР к Фиату, которые тому пришлось выполнять. Причем такое происходило повсюду, в частности, Вьет-Конг захватил Южный Вьетнам (несмотря на соглашения!), и даже в
Нью-Йорке шла гражданская война и население взяли в заложники, что официальные источники даже не очень пытаются скрыть.
Нам говорят, что 70-е - это правление Леонида Ильича Брежнева, стабильность (или застой) и разрядка в отношениях с Западом, однако вряд ли брежневский СССР мог существовать до конституции 1977 г., принятой 7 октября. Так что те, кто орудовал в 1975 г., могли быть больше похожи на официозных большевиков 20-х годов. Каким-то образом их сменила более вменяемая брежневская группировка (наверняка не без помощи Запада), с которой американцы заключили соглашение о разделе мира и отказались от прав на собственность в обмен на нормализацию отношений и выпуск заложников. Этот исход прикрыли еврейской и немецкой эмиграцией (на самом деле там могли быть и американцы, и итальянцы, и многие другие).
Еще по теме Фиат в СССР:
статья Нью-Йорк Таймс 70-х