Проект по показу спектаклей, номинированных на "Золотую маску", в регионах, - замечательная идея.
Так, хоть по чуть-чуть решается проблема театрально-территориальной неохватности нашей страны. Жителям регионов весьма сложно смотреть спектакли столиц, не говоря о других регионах; показ в кино же способен поддерживать единство театрального пространства.
Начали массивный охват провинции видео-трансляциями Theatre HD, и им огромное спасибо. Именно в их трансляциях в Краснодаре и еще во многих городах страны смогли увидеть (в очень хорошем качестве) английских "
Франкенштейна", "
Макбета", "
Отелло", "
Двенадцатую ночь". И еще - там всего много. Не всегда, кстати, все проходит безупречно: так, трансляция премьеры "Гамлета" с Камбербетчем безбожно притормаживала (и это при цене в 900 р. за билет!).
Но вот в кинотеатры пришла и национальная театральная премия "Золотая маска". В этом году проект включал прямую трансляцию трех спектаклей:
- опера В.А. Моцарта «Дон Жуан» в постановке Пермского академического театра оперы и балета им П.И. Чайковского,
- балет «Татьяна» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко,
- «Сон в летнюю ночь» по комедии У. Шекспира в постановке Московского театра «Мастерская П.Н. Фоменко».
Все спектакли по-своему хороши, но последний похитил мое сердце :)
По легкости, остроумию, яркости я давно не видела ничего подобного - ни вживую, ни в записи.
Македонский режиссер Иван Поповски, взяв
перевод О.Сороки, сделал комедию воздушной - и игривой; выстроил образы так цельно и связно, что три с половиной часа пролетели незаметно; при этом в этой истории нарастает комедийное начало, и если основная часть спектакля окрашена тонами лирического юмора (о, эти дивные занавеси; о, этот индеец, король эльфов!) - то в самом конце, когда, вроде бы, сюжет уже раскрутился и остановился, наступает время сатиры, гротеска, - чтобы зритель, еще сберегший в себе смеховую энергию, выпустил ее всю :) Завершающий постановку спектакль в спектакле остро пародирует и театральные приемы, и собственно шекспировские сюжетные ходы - в общем, чудо, а не интермедия.
Но начало, - когда стройнейший Амбарцум Кабанян вылетает на сцену на котурнах, в средневековом костюме, - совсем не обещает такой свободы. Когда герои стоят между тканевых колонн в ломаных и нарочитых позах, - видишь стильный, но весьма монотонный костюмный театр.
Впрочем, скоро герои буквально спрыгивают с котурнов, и монотонность исчезает, уступая место жизни - во всех ее проявлениях; молодым страстям и тесному взаимодействию - впрочем, безо всякого неприличия. Эротикой здесь пропитано все, но не во внешнем обнажении, а в воображении. Так не показывают зрителям юного пажа, предмета раздора между Обероном и Титанией; так чувственны волны ткани, скрывающие, разделяющие и соединяющие людей и эльфов в этом полуистинном мире...
Тканевый, призрачный лес, - прекрасная находка художника, позволяющая актерам буквально взлетать над сценой и, как на качелях, взмывать над партером.
Магические сцены засыпания с парящими в воздухе "феями" - художественная квинтэссенция спектакля.
Оберон Карэна Бадалова, с его горькой усмешкой почти всесильного царя, вселяет в постановку величественную магию.
Трикстер-Робин Амбарцума Кабаняна, бьющий в лунный бубен, - настоящий двигатель всего действа, шаловливый, зловещий сатир...
Особо стоит сказать о главных героинях. Номинированная на "Золотую маску" Ирина Горбачева замечательно убедительно играет неврастенический характер Елены, - весьма актуальный типаж неуверенной девушки, которая никак не верит в то, что ее могут любить, и страстно опровергает вполне искренние признания.
Гермия Серафимы Огаревой неожиданно и интересно переходит от нежности к озлобленности, и именно в этой девчачьей злобе, в этих растрепанных волосах и мяуканье проступают яркие, достоверные интонации женской обиды, не изменившиеся со времен Шекспира.
А ведь там еще и прекрасная царица эльфов, она же Ипполита, Галины Тюниной; и ослоголовый Ник Мотовило Андрея Казакова.
И великолепная Фисба от Фрэнсиса Дудки (Кирилл Пирогов), - настоящий праздник внутри интермедии.
Интересный костюмный код, замечательная пластика живых узлов - так переплетаются и наслаиваются герои, становясь буквально одним целым.
И все же загадкой для меня остается - как режиссер сумел органично сочетать лирику с сатирой? Как один спектакль вместил такую палитру отношений и настроений, от горькой усмешки до трепетной влюбленности? И в первую очередь влюбленности в Шекспира - спектакль насколько самоироничен, настолько и полон лиричной театральности.
Я думаю, что "Золотая маска" и
CoolConnections делают очень важное и славное дело.
Надеюсь, в следующем году жители регионов вновь смогут увидеть лучшие спектакли страны!