Предвкушая уже второй шекспировский текст в программе National Theatre HD в "Формуле Кино", мы с удовольствием влились в начало спектакля на большом экране: действие происходит в соборе, начинается с поистине ангельского многоголосья, которое сменяется хорошо поставленным боем. Бойцы в килтах и живописных перевязях честно машут мечами, и во главе всех - он, Макбет, так легко переходящий от образа честного вояки к личине убийцы-честолюбца.
Нужно сказать, что сценография и историческая реконструкция остались наиболее впечатляющей частью спектакля. Структура пространства собора, несомненно, дарящая зрителям чувство особой причастности; натуральный земляной пол под ногами, эффектно пачкающий плащи и длинные подолы; сами костюмы - все это сделано качественно, на это смотреть приятно.
Что же касается игры актеров... Они добросовестно отрабатывали шекспировский текст, играли честно... и местами невыносимо скучно. Даже заглавный звездный Кеннет Брана порой посылал в зрителя/оператора откровенно отсутствующий взгляд. Красивые актеры произносили текст старательно, выразительно; кровь лилась, летали подвешенные на нитках кинжалы, - и, право же, это было архаично.
Прорывы в театральную нереальность случались в присутствии пугающих, зачаровывающих ведьм - с ломаной пластикой и нереально белыми зубами на черненых лицах (наконец-то я поняла, откуда в спектакле в постановке Огарева три Панночки!).
И также нездешне выразительна оказалась леди Макбет (Алекс Кингстон), сцена сумасшествия которой стала для меня одной из наиболее запоминающихся во всем спектакле. Здесь видится невидимое, здесь телесная суть театрального выстреливает в зрителя даже через камеру.
Итак, спектакль - весьма последовательное историзированное воплощение Шекспира, которое, мне кажется, понравится любителям театра как музея, как хранилища старинных форм и смыслов. Как точно отметила критик Татьяна Джурова, "
Таким театр, наверное, был во времена первого английского режиссера-археолога Чарльза Кина, разве что чуть более чопорным, чуть менее динамичным". Лично для меня Шекспир, наверное, важен не столько историческими смыслами, сколько смыслами перспективными - которыми, к примеру, оброс образ одного датского принца. Поэтому посмотренный "Макбет" - не мой Шекспир.
А мы еще раз хотим сходить на "Франкенштейна", который по нашему субъективному рейтингу пока удерживает место лучшего спектакля из всей программы National Theatre HD.
Спасибо "Формуле Кино" и руководству ЖЖ за возможность посетить хорошие спектакли - почти вживую. На большом экране театр - прекрасен (хотя титры "Макбета" оказались куда дальше от подстрочника, чем было с "Отелло").
И, да, в этот вторник в зале был почти десяток людей, которые, преодолевая пробки, все же добрались напитаться британской театральной культурой. Думаю, их количество будет возрастать!
Кстати, кто с нами на оперу "НОС" по Гоголю?