Редактировала свой старый текст про темных двойников - когда у дела есть его реальная тяжесть и есть мысленная - гораздо тяжелее, чем на самом деле. У меня для каждой идеи есть мысленная картинка, такой образ, который дает мне в одно движение целый общий настрой. И такое воспоминание у меня есть и для вот этой вот картинки несуществующего тяжелого двойника.
Когда я учила английский в институте, имне пришлось переехать в другой город. И внезапно расход моих сил поменялся. Вместо житья с родителями в налаженном быте среди привычных с детства вещей и работы в художественной школе - не каждый день и по полдня - я вдруг оказалась в чужом городе, с житьем по семейным общежитиям с соседями, работой на полный день, временами с рабочими субботами, дорогой туда и обратно в переполненном автобусе и ведением хозяйства своей собственной семьи. А учебы было очень много! Причем такой, в которой помочь мне было абсолютно некому - никто вокруг английского не знал.
И все свободное время, каждую секунду просто, я училась - читала книги, которые мы проходили, учила правила, делала тонны упражнений на грамматику, словарный запас, идиомы. К определенному сроку нужно было сдавать тетради, полные сделанных упражнений и всякие написанные курсовые. Везде, где можно, я утыкалась в учебник, во всех очередях писала карандашом упражнения начерно. Потом дома красиво переписывала их в тетради начисто. Курсивом, быстрописью нам писать не разрешали. Я тогда выработала себе полупечатный почерк - каждая буква отдельно, каждая вырисована четко. Для наших преподавателей это было логичным требованием - чтобы нельзя было свалить грамматическую ошибку на то, что у тебя просто буква такая, а преподаватель не так прочел.
В первый самый раз я не понимала, успею ли к сроку все прочесть, все написать, все задания сделать. Но у спела, все тетради отправились с водителем автобуса в мой родной город и родители отвезли их в институт. А я испытывала сильное желание жаловаться и рассказывать, как мне было тяжело и как я устала.
И вдруг на этом месте я подумала - а какая разница снаружи? Если бы я не уставала и не тревожилась, а делала все играючи и времени у меня было полно - я бы точно так же к этому сроку-дедлайну закончила и сдала все контрольные. Ну так и тут я все закончила и сдала! И снаружи этого процесса нет никакой разницы! Я в какой-то момент начала дело, делала его на протяжении какого-то времени - и закончила его к нужному сроку. Я же сделала? Результат точно такой же? Ну и что ныть тогда?
И я перестала ( не начиная). И все остальные годы проучилась вот так. Да тяжело, да очень напряженно, да, время рассчитано все до секунды - но ведь в результате я все успевала и все делала? И все сдавала вовремя. И все билеты выучивала к каждому экзамену. Вот это состояние у меня было всегда - если задано, значит, это возможно. И я ни разу не пришла ни на один экзамен, не выучив всего.
От этой мысли я вдруг вообще раздумалась про дедлайны. И вышло у меня так, что я по жизни не нарушила ни один дедлайн:) Все делала и сдавала вовремя - и контрольные по английскому, и шитье на заказ, и статьи в журналы, и макеты к выставке, и дизайны для заказчиков. Когда детка была совсем маленькая - с ее восьми месяцев - я начала брать заказы на наружнюю рекламу. Все вот эти щиты с надписями, вывески магазинов, планшеты и стенки для выставок, двери магазинов, окна аптек. Я очень ловко выработала себе свод правил - за что я не берусь - и делала все быстро, качественно и в срок. И я тогда все время говорила - я работаю очень быстро, потому что очень ленивая - мне хочется быстрее избавиться от работы. И заказчики меня любят за то, что я ленивая, получается.
И я подумала сейчас - как же это так хорошо у меня получалось с дедлайнами, если у меня врожденное плохое чувство времени?
И поняла, что из-за этого чувства, у меня никогда не было прокрастинации в работе. Ведь прокрастинация это что? - ощущение, что у тебя полно времени, и ты успеешь, не сейчас, а гораздо позже. Поэтому можно тянуть и тянуть до какого-то срока, когда дальше тянуть невозможно. А у меня такой картины - тут играем, там рыбу заворачиваем - не было. Фиг его знает, сколько это времени займет. Поэтому я бросалась на работу сразу и упорно занималась, сколько могла. Назавтра все повторяла. И всегда, даже при законе, что работа занимает все отпущенное время, - успевала к сроку и сдавала вовремя.
Помню, писала я статьи для Космо. У меня была прекрасная редакторша, Марианна Орлинкова, очень толковая и бережная. И вот она мне назначает сроки - я к ним пишу статьи. И я понимаю, что это процесс издательский, за мною стоят в очередь редактура, корректура, фотографии, дизайн, набор, срок сдачи в печать и четкий срок появления в киоске. Поэтому все сдаю накануне дедлайна или точно в срок. И вдруг в один раз, у меня не выходит накануне. И я пишу: Марианна, простите, я с утра не смогу прислать текст, я пришлю его после обеда. Извините, что так вышло.
А она мне в изумлении отвечате что-то вроде: да бог с вами, Алика! Вы у меня чуть не единственный автор, который сдает все точно в срок! Я за некоторыми неделями хожу, напоминая про то, что пора сдать. И у меня всегда заложено время на эту расхлябанность - все процессы с запасом.
А я-то думала, что они идут выверенным непрерывным конвейером, и я ужасно всех подведу, если выпаду из размеренного процесса:) Но все равно, даже узнав о люфте, продолжала все сдавать исключительно к сроку.
Всего один раз я помню этот позор неуспевания - и мне этого хватило. Я тогда своим обаянием и опытными разговорами взяла работу для одного близкого знакомого. Это была очень выгодная работа, как раз в той области, в которой он считал себя спецом и молодцом, за нее хорошо платили, а он нигде не работал - времени у него было дополна, а денег наоборот. Нужно было просто проявить фантазию и расторопность, даже особой точности не требовалось. Мне самой эта работа была и неинтересна и не в моем русле - и кроме того, я даже выше головы была занята своими двумя работами, на которые нужно ходить и заниматься кучей проектов.
И что вы думаете? Он просто забил и ничего не делал! Я как могла после своих работ спрашивала и контролировала - но день за днем, он ни к чему не приступал. В какой-то момент сел и нарисовал позорнейшие детсадовские эскизы задней ногой. Но все обещал, что сделает, сделает. И в конце концов, когда наступил срок сдачи - оказалось, что у него ничего нет. И мне пришлось пережить жутко позорное время, когда я об этом сообщала начальникам - а там горели сроки, нужно все было к новогодним праздникам. Я даже не могла привести причины, по которой этот козел не сделал то, про что хвастался. На меня обрушилось все - ругань, крики, очень нехорошие слова, стенания. В общем, такое позорище я бы второй раз переживать не хотела.
Даже в этой ситуации, если бы у меня было больше времени и душевных сил, я бы придумала, что сделать. Позже мои подруги-архитекторы из другого города сказали - ты что! Надо было нам позвонить, мы бы подхватили и все сделали! - Мне это в голову не пришло, они же в другом городе. Ничего, сказали они - можно было приехать на выходные, все, что можно на месте сделать - сделать, потом уехать и делать работу заочно и привозить.
Из этого эпизода я сделала два вывода - не рассчитывать на рабочую этику других - по крайней мере в том, где я отвечаю за заказ - пусть сами добывают, договариваются и позорятся. И два - никогда не нарушать дедлайны самой, чтобы больше не испытывать такое неприятное ощущение.
*******************
А про прокрастинацию и "соберись, тряпка" ближе к дедлайну я прочла интересное в книги про ADD у взрослых. Если у человека ADD, у него реально мозг не может собраться и отдать волевой приказ начать работать - как мышцу напрячь. А когда подступает срок дедлайна, тревога и адреналин дает необходимый импульс химический, и мозг физически начинает мочь работать своими умственными мускулами и посылать приказы. Поэтому, мол, существуют люди, которые работать могут только под стрессом. Это не их каприз и выбор, а так работает у них мозг.
Я бы так не смогла:) Но возможно у меня тоже ADD, только при непонимании времени стресс начинается не в обозримые перед дедлайном сроки - а сразу после начала проекта:)
Но в общем, какие бы ни были особенности работы мозгов, заказчики, редакторы и клиенты меня всегда нежно любили за эту надежность. А на деле это очень удачно выражалось в том, что приносили повторные заказы - и никогда не выносили мозги сомнениями.
Кстати, детка, когда работала в модельном агентстве, подвердила это - заказчики соблюдение сроков ценят больше даже, чем внешнюю интересность или красоту. Больше всего работы у них получали не модели с самой эффектной внешностью, а те, которые все делали вовремя - у них всегда была обновлена страничка со свежими личными данными, они всегда вовремя приезжали на кастинги к заказчику, они быстро и оперативно отвечали на имейлы от агентства.