Художник,
которого мы вчера смотрели, шестьдесят лет изучал и экспериментировал с яичной темперой. Но еще в семидесятые Robert Vickrey написал книгу про свой опыт -
New Techniques in Egg Tempera. Мне ее читать было необычайно интересно, хотя она большей частью иллюстрирована черно-белыми фото. В те времена это было привычным делом и книги по искусству выходили черно-белые, с небольшой вставкой цветных фото. А интересно потому, что я очень люблю узнавать про разные технологии - а тут и разгадывать не нужно, автор все написал в подробностях.
Яичная темпера известна с давних времен, до изобретения масляных красок ею практически все и рисовали (на этом месте перед глазами должны встать картины Ботичелли). У этих красок есть достоинства и недостатки. В достоинствах - они намного прочнее масла - долго сохраняют цвет, не желтеют, живопись остается свежей и яркой. Для скорости живописи удобно и то, что они очень быстро сохнут - положил слой краски и через секунды уже можно писать поверх. Они довольно быстро делаются самостоятельно, а разбавляются просто водой - не нужно никаких химических разбавителей и специальных масел. Сколько слоев не положи - не будет грязи, потому что слои не смешиваются физически, а оптическое смешение придает им особую мерцаемость, вид слегка перламутровости.
Но и недостатки вытекают из ее свойств. У темперы нет темных и ярко-белых тонов, поэтому картины часто можно узнать по особому светлому колориту, часто матово-пастельному. Краску нельзя накладывать густыми мазками - при высыхании она потрескается и просто отвалится, не присоединится к основе. Ими лучше не писать на холсте - он слишком колеблется, и краска растрескивается - нужна твердая основа. Сохнут краски и на палитре очень быстро - а значит нельзя делать сложные смеси, цветов и оттенков получается меньше, чем у масла. Ну и быстрая высыхаемость совершенно не позволяет делать незаметные переходы, плавные градации, размазывать один мазок в другие.
В старые времена художники приготавливали пять вариаций одного цвета - средний, цветной - и по два с белилами и черной краской. А рисовали практически графично. Закрасят платье ровным красным. Потом с одной стороны дорисовывают поверх света двумя светлыми тонами, а с другой строны - темные места. Поскольку краска плавно не размазывалась, кисточкой просто штриховали - как цветным карандашом.
За эти ограничения яичную темперу и не особенно любят художники. Но с Викреем случилась любовь с первого взгляда. Он учился в Йейле на художественном отделении, и курс яичной темперы там был обязательным. Все ныли и не хотели, это был скучный курс, и у Викрея поначалу было такое же отношение. Но когда он попробовал краску - внезапно ему это ощутилось как свое, его
электрическая цепь замкнулась.
Но тут же начались его проблемы с курсом учебы. Ему все хотелось делать не так, как принято.
А принято было повторять очень жесткую последовательность, описанную еще несколько веков назад Ченино Ченнини. Считалось, что в яичной темепер ничего нельзя переделать или исправить, поэтому нужно было нарисовать будущую картину на тонированный бумаге в натуральную величину, все полностью и подробно нарисовать - темные места тушью, светлые белой акварелью. Потом перенести этот рисунок на планшет (в современном варианте - на двп), тщательно проклеенный и загрунтованный. Опять полностью прорисовать тушью - как рисунок заштрихованный. А потом уже поверх «закрашивать» цветной темперой, вместо оттенков тоже штрихуя кистью.
Не удивительно, что суденты стонали и ныли. Но Викрей всячески экспериментировал - и наконец так забодал преподавателя вопросами: «А что если сделать так?», что тот устал отвечать «Так не делают» - и разрешил ему пробовать, как он хочет.
И в конце концов Викрей разработал для себя технику, где он может даже не делать предварительный рисунок, а сразу начинать рисовать на загрунтованной поверхности. Если его что-то не устраивает, он просто соскабливает лезвием неудавшийся кусок до грунтовки, слегка шкурит грунтовку и переписывает поверх.
И в цвете он тоже не делает штрихованную раскраску в пять тонов. Цвета у него сложные мерцающие. В процессе работы он просто делает десятки слоев. То работает кистью или губкой, создавая мелкие пятна цвета, то перекрывает их лессировкой - общим слоем прозрачного цвета. Быстрая высыхаемость дает ему для этого бесконечные возможности. Для сравнения слой масла сохнет недели и месяцы.
Что же с самой краской? Она создается прямо на палитре. Связующим является яичный желток, наполнителем - сухой пигмент красочный, а разбавителем обычная вода. Для краски нужны сухие пигменты - тонко смолотый порошок разных цветов. Готовую краску нельзя хранить, все делается на месте только для сеанса этого дня. Чтобы было легче, порошок пигмента предварительно размешивают с водой в такую густую пасту. Эту пасту можно хранить в закрытых банках несколько дней - но тоже не вечно, или она затвердеет в камень. И вот у вас есть баночки с густой пастой разных цветов - охры, кадмия, кобальта. Теперь дело за связуемым.
Связуемое - это эмульсия из желтка. Прочнее всего именно на чистом желтке, а не на целом яйце. Эмульсия - это взвесь жиров в жидкости. Жиры не растворяются в воде, это мы помним - но их можно взбалтыванием разбить на такие мелкие шарики, что они будут плавать в толще воды и это будет казаться равномерным. Молоко - такой пример эмульсии. Так вот, нужно взять свежее яйцо, разбить, высвободить желток, обсушить его на салфетке от остатков белка, а потом осторожно разрезать внешнюю более плотную оболочку, а внутреннее содержание выдавить в баночку или стакан. Добавить туда немного воды и хорошенько размешать.
Все.
Потом вы на палитру выкладываете ножом порцию пигмента, подливаете из баночки вот этой желтковой жидкости и размешиваете пигмент с желтком - краска готова.
Делается очень просто. Но намешивать нужно какждый раз то, что будете сейчас мазать:)
Викрею это не было скучно и сложно - наоборот, казалось, что это проще и дешевле масляных красок и управления с ними. Всякие пробы нанесения темперы - и разными кистями, и мастихином (гибкой металлической лопаточкой), и губкой, и брызгами и прозрачными заливками - его очень увлекали. И к его стилю - очень реалистическому, но слегка отвлеченному, мечтательному - эта техника очень подходила. Он ею виртуозно создавал объемы фигуры и лица, с легкостью прописывал тонкие детали - волосы или травинки. А так же нашел свои способы передавать фактуры фонов - все эти выщербленные стены, пористые камни, шершавый кирпич, асфальт с щебенкой, рисунки мелом по шершавой поверхности, бетон и доски.
И вот это все он в подробностях рассказывает в своей книге. Описывает все приемы, все способы нанесения краски, все сочетания разных слоев, какими инструментами что делать. Очень интересно и легко написано, текст очень внятный и увлекательный. В конце книги четыре или пять пошаговых демонстрации того, как он работает над картинами. Жалко, что фото черно-белые, но все равно ужасно интересно, как он описывает слой за слоем, как создает объемы и фактуры. Мне прямо немедленно захотелось бежать и рисовать шершавые стены и выщербленнные полы:)
Среди прочего он дает советы по композиции и организации пространства живописного.Я часть выписала и немедленно пошла делиться с деткой - так они мне понравились.
Например, он не загоняет себя в заранее созданную композицию, загнанную в существующий размер. Он начинает работать на большом куске мазонита, загрунтованном целиком. Рисует фигуры, какие-то детали пространства. И в зависимости от того, как идет работа, можно дорисовать до краев этого большого листа, а может выделить меньший размер в большом пространстве. Во время работы он просто наклеивает по поверхности клейкую ленту для художников, очерчивая свой прямоугольник. Если захочет - может добавить воздуха и ленту перенести повыше, если захочет, может укрупнить взгляд и сузить поле красочное. Когда остается доволен - просто выпиливает нужный кусок.
Мне кажется, это супер идея для фантазийных работ - таких, которым автор дает волю вырастать по своим законам. С холстом такого не сделаешь - в него нужно вписаться, а вот с листом двп или большим листом бумаги - вполне!
И еще один прием, который походит на работу с фотошопом - только в реальности и на физической поверхности.
Бывает, что ему не нравится кусок фигуры - рука, например, или расположение ног. Он просто приклеивает кусок кальки на это место и перерисовывает, как хочет. Есть фотографии, где он всю фигуру ниже шеи перерисовывает так разными способами. Когда найдет удовлетворяющий его рисунок - переводит его на живописную поверхность.
Так он придумывал рисунок на ковре на первой картине с попугайчиком в прошлом посте. Вон уже был записан, и он приклеивал куски прозрачного ацетата и рисовал на нем варианты белых узорово, пока они его не устроили.
Этот ацетат у него в любимых материалах. На него хорошо ложится краска, и художник иногда рисует вполне объемную и цветную деталь - бумажный самолетик, летящую чайку, брошенную игрушку - а потом передвигает этот кусок с прозрачным фоном по всему пространству картины, ища нужное место для этой детали. Его можно скотчем приклеить и отойти издалека посмотреть на всю композицию. А потом на найденном месте врисовать.
Я поснимала изнутри книги. Хотя большинство фотографий там черно-белые, цветных иллюстраций тоже полно. И их нет или мало в интернете.
Вариант девочки с прозрачным зонтом будет в демонстрациях в конце книги. А асфальт, исчерченный мелом, меня у него везде завораживает просто.
Вот эти две картины - камень Баскервиллей и Птичий человек тоже есть в пошаговых примерах.
Еще картинки из книги под катом.
Одна из самых первых картин, принесших ему славу - Монумент.
В середине шестидесятых он резко вышел из моды, потому что на сцену вышел абстракицонизм. Ценилась случайность, непосредственность, почти бессмысленность пятен и следов на холсте. А у него все четко и фигуративно. Но он пережил это десятилетие. потом началось увлечение фотореализмом, да еще на сцену вышел магический реализм в искусстве - и его работы опять неожиданно оказались в цене.
Эта странная безлюдность, большие пространства асфальта и дети, занятые странными делами - очень меня увлекают. Вот девочка несется куда-то на спине нарисованной рыбы.
Вот одна из первых картин с велосипедами, а их у него много - так его завораживали контуры и самих велосипедов и их теней.
Демонстрация работы над картиной Birdman. Давно как-то он встретил старика, с чрезвычайно выразительным лицом. Рисовал его для своей клоунской серии. И знал, что больше не увидит, так что нарисовал подробно на будущее. Левый рисунок - это он сделал за пятнадцать лет до картины. А потом положил его в основу картины. но видите - не копирует точь- в-точь, а заново рисует, подчеркивая ястребиность своего героя.
А вот законченная картина. Птиц он ходил рисовать в музей. Одежду сам придумал. Сначала сделал ему поднятый высокий воротник, как оперение у птиц на шее, потом срезал и изменил на узкую стойку.
Своих детей рисовал очень много - так что у него была библиотека и поз и лиц. которые он потом использовал в картинах.
Вот картина "Шон, щупающий пульс" . Даже черно-белая фотография не помеха - так хорошо видно, как он лепит форму светом.
А это как раз этапы работы над "Камнем Баскервилей". Удивительно, что он его из головы нарисовал. ( цветная картинка была в предыдущем посте). Справа на первой картинке можно рассмотреть куски ацетата с нарисованными чайками - художник примерялся, где их расположить.
Котиков он тоже любил рисовать:)
А вот эта девочка не его дочь, мне кажется, а просто любимая модель. Он ее часто на картинах рисовал.( Напоминает она чем-то Wyeth' овскую любимую модель Хельгу. Оба работали в одно время и в одной технике - яичной темпере. Но у Викрея работы теплее и живописнее, а у Уайета - более сухие и отстраненные)
В общем, книга чрезвычайно полезная и увлекательная даже для человека(меня), который прямо сейчас не собирается писать яичной темперой. Я с большим удовольствием ее прочла и в некоторых местах перечитала. Принесла и вам поделиться:)
Если кто всерьез интересуется яичной темперой, очень рекомендую!
Вот она, переизданная в последний раз в 1989, на Амазоне:
New Techniques in Egg Tempera.(Новые техники в яичной темпере)