Изменить категорию - изменится отношение

Jan 10, 2016 15:11

Когда я в юности читала фразу "Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней", она меня очень раздражала. Я понимала ее так: тебе не нравится что-то, ты не можешь от этого избавиться, так запудри себе мозги, чтобы казалось, что нравится. И только спустя долгое время я вдруг поняла, что "изменить отношение" - не означает "полюбить", "простить", "прикинуться, что это хорошо". Это означает, что ты перемещаешь это в другую категорию - не превращаешь в "хорошее" в этой же категории, а перемещаешь совсем в другие рамки, и прежнее отношение теряет смысл. НЛП вон этим занимается сознательно и называет рефреймингом - то есть помещением в другие рамки, переделыванием кадра, где вещь или событие встраивается в другую композицию.

Я давным-давно уже приводила такой пример про монгольский чай. Вот этот восточный чай с бараньим жиром, молоком и солью, который вызывает ужас и отвращение в обычном европейском человеке. А все просто потому, что он, этот человек, помещает этот чай в категорию фарфоровых чашек, пирожных к чаю и душистого варенья. Но если мы взглянем прямо и непосредственно, чай - это сваренные в кипятке листья растения. Капуста в щах, например, совершенно то же самое. Однако про отвар капусты в кипятке с солью, жирком от куска мяса и сметаной никто не думает - фуууу, отвратительно. Так и монгольский чай - если мы перенесем его в категорию "отвар из растений, бульон, горячий, подсоленый, с добавкой масла и сливок, пить из пиалок в холодное время года" - так он тут же становится логичным и не вызывает когнитивного диссонанса.

Вот такая смена отношения меня вполне устраивала. Для нее не нужно производить над мозгами никакого насилия, не нужно пытаться изменить чувства - просто переносишь в другую категорию, встраиваешь в другие рамки - и отношение меняется само собой.

Я тут недавно так сменила подход к одной простой и очень помогающей вещи.

Я же все пытаюсь изменить что-то в своем отношении ко сну. Спать-то я люблю - я отчаянно не люблю ложиться спать. После давнего эксперимента тут с мозговым штурмом я поняла, что решения сводятся к двум группам: сделать невозможным нахождение в привычном месте, чтобы тебя насильственно выталкивало в постель - и сделать необыкновенно притягательным укладывание в постель. Отталкивания и притяжение, кнут и пряник. В качестве пряника не сработали книги и чтение интернета в постели - освещенные в темноте страница или экран, наоборот, делают тебя бодрее, а не соннее; чтение увлекательно и я могу досидеть до утра; если просидеть достаточно долго, начинает хотеться поесть, тогда я спускаюсь вниз, делаю себе еды, окончательно взбадриваюсь, нахожу дела (или телевизор) - и опять моей подсказкой становится рассвет в окнах.

Пробовала я и аудиокниги. Но тут меня расстраивало, что я и не сплю и начинаю забываться и пропускать целые куски книги. Я старалась удерживать внимание, опять пропускала, перематывала, слушала, стараясь не упустить сюжет - короче, сплошная фрустрация.

И тут мне сестрица сказала, что ложится с аудиокнигами как со снотворным - очень быстро уплывает и смутно просыпается, чтобы их выключить, и спит дальше. И у меня зажглась очередная лампочка в голове! Вот же! Переместить аудиокниги из категории "слежу за сюжетом и смыслом" в категорию "завлекательное снотворное". И я уже который день укладываюсь с детективом, слушаю с удовольствием поначалу, потом понимаю, что раз уплыла и пропустила кусок, два уплыла - нажимаю на кнопку и засыпаю уже окончательно. На следующий день днем я просто спокойно слушаю с того же места, с каким улеглась вчера - второй раз. Раньше меня страшно раздражала моя прерывистость - непонятно, где я вечером прослушала, а где нет. Теперь же я в "чтение" вечернее слушание не засчитываю совсем, поэтому оно для меня больше не "некачественное слушание". И не стараюсь ночью удержать внимание - совсем! Какое-то время слушаю с удовольствием историю, потом это только журчание в наушниках, потом - выполнило задачу и можно отдаться сну. И не скучно ложиться и не жалко выключить.

Прямо не нарадуюсь:)

tehnologii_jizni, divan_psychology

Previous post Next post
Up