Кант 300. Итоги. (окончание)

Apr 22, 2024 08:50

2. Александр Ерошкин Иммануил Кант и его 300-летие (proza.ru)

Кант в семье получил очень своеобразное воспитание. Семья беднела, но Иммануила определили в 1732 году в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум». Дети в ней обучались христианским ценностям, в учёбе делался упор на гуманитарные науки. Ученики готовились к высоким церковным и гражданским должностям, поэтому для многих бедных семей Коллегиум был своего рода «социальным лифтом», ведь хорошая учёба поощрялась. Иммануил был занят школьными делами большую часть школьного периода жизни; практически не было у него никаких выходных.

В зрелом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству. Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» - эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству. Атмосфера строгости и наказаний царила в заведении, хотя сам Иммануил, вероятно, не подвергался частым наказаниям, поскольку практически по всем предметам имел высокие баллы. И всё же он плохо отзывался обо всех своих учителях, за исключением учителя латыни, вспоминал жестокость и телесные наказания в отношении учащихся. Но всю жизнь пользовался тем багажом, который получил в гимназии.



Удивительно, но Кант почти никогда никуда из своего Кёнигсберга не выезжал. Во всяком случае, за пределы Пруссии не выезжал. Не путешествовал. Не бывал в других странах. Не видел гор. Не видел вулканов. Все его знания взяты из книг и от общения с некоторыми мыслителями.

Кант смолоду страдал ипохондрией, но дожил до весьма преклонных лет только потому, что почти всю свою сознательную жизнь подчинил строгому режиму, буквально по часам. И питался он всего один раз в день, и то, не завтракал, а скорее обедал-ужинал. Этот строго структурированный день Канта демонстрирует его выдающуюся преданность философии и желание максимально эффективно использовать каждую минуту своей жизни. Вставал в пять часов утра и подчинял весь свой день очень жёсткому режиму. Его распорядок дня подчеркивает, что даже самые абстрактные и глубокие идеи требуют систематического подхода и несгибаемой дисциплины. Не смотря на философские размышления и сложные труды, Кант ценил время, проведенное с друзьями и гостями за обедом, и считал это частью богатства жизни.

Обед был особенным. Он начинался в 13:00 и продолжался до четырех или даже пяти часов дня. Во время обеда философ приглашал небольшое количество гостей (от трех до девяти человек), и в ходе разговоров, не связанных с философией, обед становился не только питанием для тела, но и для души. Хочу напомнить, что в январе 1758 года в Кёнигсберг вошла русская пехота, войска были выведены после смерти российской императрицы Елизаветы Петровны в сентябре 1762 года. Весь этот период оккупации русские офицеры нередко присутствовали на обеде у Канта и высоко ценили беседы с ним.

Теорию познания Иммануил Кант сформулировал в своей первой и самой важной критике - «Критике чистого разума». Книга эта вызвала столь небывалый интерес, что за последние 20 лет жизни Канта (1784-1804) было опубликовано более двух тысяч книг и статей о его философии. Такого в истории философии еще никогда прежде не было.

Идея «вечного мира» - это та наивысшая планка, та высота, на которую человечество в своей жизнедеятельности должно равняться хоть в какой - то мере, не претендуя воплотить ее в действительность полностью и абсолютно. Не надо строить рай на земле, но главное - не допустить ада!

Карамзин оставил воспоминания о своей встрече с Кантом. С полчаса говорили они о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель. Гость удивился историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти; но это у него, как немцы говорят, дело постороннее. Потом разговор перешёл на природу и нравственность человека. Карамзин так по памяти излагает рассуждения Канта:

«Деятельность есть наше определение. Человек не может быть никогда совершенно доволен обладаемым и стремится всегда к приобретениям. Смерть застает нас на пути к чему-нибудь, что мы еще иметь хотим. Дай человеку все, чего желает, но он в ту же минуту почувствует, что это все не есть все. Не видя цели или конца стремления нашего в здешней жизни, полагаем мы будущую, где узлу надобно развязаться. Сия мысль тем приятнее для человека, что здесь нет никакой соразмерности между радостями и горестями, между наслаждением и страданием. Я утешаюсь тем, что мне уже шестьдесят лет и что скоро придет конец жизни моей, ибо надеюсь вступить в другую, лучшую. Помышляя о тех услаждениях, которые имел я в жизни, не чувствую теперь удовольствия, но, представляя себе те случаи, где действовал сообразно с законом нравственным, начертанным у меня в сердце, радуюсь. Говорю о нравственном законе: назовем его совестию, чувством добра и зла - но они есть. Я солгал, никто не знает лжи моей, но мне стыдно. - Вероятность не есть очевидность, когда мы говорим о будущей жизни; но, сообразив все, рассудок велит нам верить ей. Да и что бы с нами было, когда бы мы, так сказать, глазами увидели ее? Если бы она нам очень полюбилась, мы бы не могли уже заниматься нынешнею жизнью и были в беспрестанном томлении; а в противном случае не имели бы утешения сказать себе в горестях здешней жизни: авось там будет лучше! - Но, говоря о нашем определении, о жизни будущей и проч., предполагаем уже бытие Всевечного Творческого разума, все для чего-нибудь, и все благо творящего. Что? Как?.. Но здесь первый мудрец признается в своем невежестве. Здесь разум погашает светильник свой, и мы во тьме остаемся; одна фантазия может носиться во тьме сей и творить несобытное». - Почтенный муж! Прости, если в сих строках обезобразил я мысли твои! Он знает Лафатера и переписывался с ним. «Лафатер весьма любезен по доброте своего сердца, - говорит он, - но, имея чрезмерно живое воображение, часто ослепляется мечтами, верит магнетизму и проч.» - Коснулись до его неприятелей. «Вы их узнаете, - сказал он, - и увидите, что они все добрые люди».

3. Фёдор Гиренок К 300-летию Иммануила Канта | Газета "Завтра" | Дзен 

22 апреля 1724 года в Кенигсберге родился немецкий философ Иммануил Кант. Сын шорника, он стал не только символом эпохи Просвещения, но и одной из самых заметных фигур в истории философии.

Философия уже перестала быть универсальной формой западной культуры. Она перестала отражать жизнь, мысли и чувства европейского человечества. Она стала универсальной формой самостояния всякого человека в мышлении.

Кант - пиетист. Аскет. Его родители - протестанты. Мать набожна. Не образована, но мудра. Отец делал сёдла и нарезал ремни из кожи. У родителей Канта было много детей. Кант - четвёртый из девяти. Три ребёнка умерли, не достигнув совершеннолетия. Кант родился слабым, болезненным ребёнком с впалой грудью, большой головой. Его рост в зрелом возрасте - 1 метр 57 см. Одно плечо выше другого. "У меня, - говорил позднее Кант, - имелась склонность к ипохондрии, граничащая с пресыщением жизнью".

Всю жизнь Канта мучали ночные галлюцинации. Ему всюду виделись неизвестно кем подосланные убийцы. Днём Кант делал всё, чтобы не заболеть. Но не было такой болезни, которой бы мнительный Кант не находил у себя. Страх перед болезнью и защита от него составляли смысл его дневных антропологических практик.

В 13 лет Кант похоронил мать. Когда ему было 22 года, у него умер отец. Он, его брат и сёстры остались без средств к существованию. Кант пошёл работать домашним учителем. Сёстры стали служить горничными. Магистерскую диссертацию Кант смог защитить только в 31 год.

Дважды Кант пытался завести семью. Но всякий раз он долго думал. Пока он думал, одна дама успела переехать в другой город, другая - вышла замуж не за Канта.

По Канту можно было сверять часы. Свой день он начинал в 5 утра. Пил одну или две чашки чая, курил трубку и затем готовил лекции. Кант был знаменит не лекциями по метафизике, а лекциями по географии, в которых компилировал сведения из разных источников. На эти лекции собиралось много слушателей.

Без четверти час он шёл к себе в кабинет, пил бокал венгерского вина. На обед Кант обычно приглашал 9-10 человек. После обеда шёл гулять в одиночестве. В непогоду за ним шёл его слуга Лампе с зонтом. Вечером он читал газеты, журналы и книги. В 22 часа ложился спать. Засыпал он от монотонного повторения слова "Цицерон". В комнате температура была всегда 15 градусов. Окна в комнате никогда не открывались.

Свою жизнь Кант подчинял правилу "не потеть". Свои жидкости оставлять себе, чтобы не тратить напрасно энергию организма.

Кант ни с кем не был близок, он всем говорил "вы". В дружбе, говорил Кант, теряется свобода воли. Меньше всего он хотел вступать в контакт с обществом. Со своими сёстрами Кант не виделся больше 25 лет, хотя жил с ними вместе в одном городе. Одна из них сама пришла к нему в гости, он её не узнал. Кант стыдился необразованности своих сестёр. Брат упрашивал его о встрече с ним, Кант уклонился от неё. Невыраженные эмоции - это мёртвые эмоции.

Кант не любил и не понимал искусство. Он не интересовался живописью. Презрительно отзывался о музыке как о несносном искусстве, которое делает всех женственными.

Кант не советовал читать романы, полагая это пустым занятием, пригодным лишь для того, чтобы пересказывать содержание прочитанного своим знакомым. Чтение романов делает наш ум, говорил Кант, фрагментарным. Правда однажды Кант стал читать "Элоизу" Руссо, увлёкся, пропустил прогулку и очень сердился на себя за это.

Кант любил играть на бильярде. Ещё больше ему нравилась игра в карты на небольшие деньги. Достоинство этой игры он видел в быстрой смене настроения у игроков. Никакой театр не сможет достичь такого эффекта. А ещё он любил слушать пение птиц, которые после зимней разлуки весной возвращались в его сад.

"Там, - говорит Кант, - где выступает нравственный закон, объективно нет свободного выбора в отношении того, что нужно делать". А это отвратительно. Долг требует чувства долга, долг без чувства - это социальная норма.

Пороки, говорит Кант, - "чёрное" золото морали. Например, человек ленив и любит пассивный покой. И это хорошо, потому что если бы он не был ленив, то его неутомимая злоба причинила бы людям больше вреда, чем совершается в настоящее время.

Коменты

Байгильдин Валентин о Русском Христе - Авторе Слово о полку Игореве: «Чтобы быть счастливым, нужно уметь отвлекаться от того, что они тебе говорят». Не надо отвлекаться. Любовь посылается Богом, это Он выбирает, а потом сталкивает нос к носу. И все счастливы, если даже у нее не будет ноги, а у него рук. Кант не заметил Бога!

Вл.Колосов: И этот человек учит человечество жить. Не смешно....

Born to be wild: Гениально, но больно умно, не поймут, смеяться же будут. Говорил я ему за завтраком.

Подведем итоги

Я специально привел почти все коменты к статье в NYT - они меня особенно впечатлили, поскольку не могу представить такого, чтобы в какой-то из наших газет были к какой-нибудь статье коменты такого интеллектуального уровня - и это тоже итог того пути, по которому мы идем уже, почитай, полвека.

Зачистку инфополя геронтократия из ЦК КПСС начала еще в СССР в годы горбачевской перестройки, когда газеты стало интересно читать после того, как объявили свободу слова - сказался высокий интеллектуальный уровень профессионалов своего дела. Я тогда читал «Социалистическую индустрию», которую закрыли в 1989-м - как бы чего не вышло, стала опасаться геронтократия. Как бы чего таки вышло стараниями самой геронтократии - совок приказал долго жить.

В первое капиталистическое десятилетие, несмотря на разруху в экономике, профессионализм еще сказывался - газеты еще было интересно читать. Я тогда читал «Деловой мир», хотя чтение прессы в рынке стало делом накладным из-за низких зарплат. Еще мне нравился журнал «Компьютера». Однако проклинавшие совок либеральные реформаторы видимо тоже порешали, как бы чего не вышло - продолжили дело коммунистической геронтократии - начали свою зачистку инфополя. И вот мы теперь имеем, что у нас нет ни одной газеты уровня той же NYT, которую, судя по коментам, весь мир читает. Взять хоть те же «Известия» - самая солидная из наших газет - это небо и земля по сравнению с теми «Известиями», какими они еще были в нулевые годы нового века. За телевидение я ваще молчу - ярлык ‘зомбо ящик’ говорит о том, что оно такое. Как бы чего и здесь таки вышло - кушайте плоды либеральной политики дебилизации. В качестве иллюстрации приведу один пример употребления такого плода.

Пишет в своем тг-канале Fighterbomber:

Посмотрел я наконец "пронзительный блокбастер Германа-мл." (с) под названием "Воздух". Знаки беды были видны из анонсов "Первого канала", где плачущие от счастья зрители рассказывали о своих множественных оргазмах при просмотре сей киноленты. Это первый, верный признак приближающегося пушного зверька.
И во первых строках своего письма, уважаемая Екатерина Матвеена, хочу сообщить вам, что мне никогда не было так жаль граждан, которых не иначе как под дулом автомата заставили досмотреть этот фильм в кинотеатре, да ещё и за деньги.
Такого *издеца я не смотрел со времен 90х, когда снимали фильмы типа "Груз 200". Но в нем хоть что-то можно было разглядеть. В "Воздухе" была применена не имеющая аналогов технология "Туман войны" когда весь фильм снят в тумане, дыме или просто в расфокусе. Причём туман там везде. На улице, в помещениях, в кабине, в башке создателей.
С первых секунд кино понятно, что кинодельцы бесконечно далеки вообще от всего. От авиации, самолётов, военного дела, истории, и конечно же собственно умения делать кино. Два с половиной часа бесконечной депресняковой, мутной тягомотной тины. На лицах актёров иногда откровенно читалось выражение: - "Бля! Как я смог в это вляпаться и когда уже этот *издец закончится!", что не мешало им по сюжету стрелять в спины своим бойцам, добивать пленных, насиловать однополчан, в свободное время убивать своих товарищей и повально заниматься суицидами.
Отдельно хотелось бы остановится на маниакальных склонностях авторов к детским трупам и детским страданиями. Столько убитых малолетних детей я не видел ни в одном фильме.
Е*нутый образ командира полка с пиратским попугаем на плече, в исполнении Безрукова несущий несвязную ахинею весь фильм и вишенкой на торте за каким-то *уем которого авторы заставили застрелить ничего ему не сделавшую лошадку, с целью обучения тупой *изды убийству, вызывает отдельное беспокойство. В первую очередь за Безрукова, как за актёра. Ну раздавил бы муравья, или себе бы бошку показательно прострелил с тем же результатом.
Сцены всех воздушных боев описывает фраза одной из пилотес-балерин; -"враг на 19 часов!"
Занавес.
Отдельно доставило представление авторов (консультантов) или кто там им помогал клепать сию поделку о собственно полете. Все летчики в полете - это трактористы, которые едут на тракторе с отказавшими тормозами с горы. И их мотыляет по всей кабине на каждом ухабе, которых на горе тьма.
В начале фильма показали хаотично понатыканные самолёты, которые авторы расставили на берегу моря/озера, чтоб самолёты могли любоваться закатами. Там вообще все любили закаты, поэтому и вышка РП смотрит на море со всеми обалдевшими от происходящего в голове авторов актёрами.
Впервые отмечу работу операторов. Её тут нет.
У операторов был *уевый телефон с гвоздями прибитым фокусом, поэтому они тупо ставили его на нос актёрам и так снимали все сцены. Уверен, что это тоже какое-то ноухау.
Я даже не буду рассказывать о сюжете, там что-то о превозмогании. Но вы не поймёте сюжета, ибо те минуты, которые вы осилите потратить на просмотре, у вас уйдут на попытки понять, на*уя авторы изо всех сил старались показать летчиц, максимально нелепыми и некрасивыми. Пожалуй, это единственное что у них прекрасно получилось.
Про бюджеты не скажу, но чисто по ощущениям на фильм ушло тыщь десять. Гуляли на все.
Кароче, обязательно посмотрите, чтоб понять, что дно наш кинематогроф ещё не пробил и есть ещё пространство для маневра.
Вся надежда только на Шальопу.
https://t.me/fighter_bomber/16346

*   *   *   Z   * *   O   * *   V   * *   *

Коменты в NYT говорят о том, что здоровые силы на западе есть. Коменты и публикации на WC говорят о том, что такие силы есть и в России - поэтому я на WC тусуюсь. Лицо форума - это здравомыслящи мужики, которые себе на уме - пока такие на Руси есть - жива Россия, а выжить, можете мне не верить, ей поможет та самая философия, которая началась с критики разума Кантом. И сейчас вся философия - это, по сути, все та же критика разума - выяснение того, что собой наш разум представляет. Вангую, что выяснение в течение ближайших нескольких лет закончится - кантианский переворот в обществознании завершится, в результате чего общественные науки будут представлять собой стройную, развивающуюся систему, пользуясь которой мы сможем целенаправленно проектировать и изменять социальную организацию общества, подобно тому, как мы начали изменять материальные условия своего существования, пользуясь знанием естественных наук после завершения коперниканского переворота в этих науках.

Независимо от того, как будет называться общественный строй, который придет на смену капитализму, его будет отличать использование науки в социальном строительстве. Пока же, нехорошие ассоциации напрашиваются: Кант 300 - груз 300.

Все так - и философия после многочисленных ранений все никак восстановиться не может;
РФ наша, хоть она и бодрится, но раны, полученные в ходе либеральных реформ, не зарастают.
Мир в целом - тоже 300-й - того и гляди, будет 200-й после Великого обнуления.

Дополнительно

Инфодинамика примирения гениев чистого и практического разума: revolin - ЖЖ (livejournal.com) - как первый итог моих размышлений за инфодинамику - тезисы доклада, которые отправил на начавшийся сегодня Кантовский конгресс.

Кант 300, газеты, дебилизация, кантианский переворот

Previous post Next post
Up