Кант 300. Итоги. (начало)

Apr 22, 2024 08:40


22 апреля знаменательный день - сегодня мир отмечает 300-летие со дня рождения Иммануила Канта - философа, определившего облик всей современной философии, а через нее оказавшего влияние на выбор пути, по которому движется человечество.
А еще сегодня день рождения В.И.Ленина - тоже оказал влияние на этот выбор.
А еще сегодня учрежденный ООН в 2010 году Международный день Матери-Земли - это повод подвести итоги.

Для начала три конспекта трех статей, посвященных круглой дате, которые органично дополняют друг друга.

1. Почему мир до сих пор нуждается в Иммануиле Канте
 - The New York Times (nytimes.com)


Автор, философ Сюзана Нейман, является директором Форума Эйнштейна в Потсдаме, Германия.

Будучи сыном шорника, Кант и сам вел бы жизнь рабочего, если бы пастор не предложил, что способный юноша заслуживает высшего образования. Он полюбил свою учебу и стал «презирать простых людей, которые ничего не знали», пока «Руссо не исправил меня», писал он. Поэт Генрих Гейне считал Канта более беспощадным революционером, чем Робеспьера.



Если бы Кант умер до своего 57-летия, некоторые ученые запомнили бы его за несколько коротких, ранних текстов. В 1770 году он отошел от их написания, чтобы задумать и составить свою великую «Критику чистого разума». После того, что ученые называют «молчаливым десятилетием», Кант собрал текст за шесть месяцев и, наконец, опубликовал его в 1781 году. Полтора года Кант ждал ответов. Когда один из них, наконец, появился, его обвинили в том, что он берклианский солипсист: тот, кто отрицает существование обычных объектов.

На самом деле, Кант был движим вопросом, который до сих пор мучает нас: являются ли такие идеи, как свобода и справедливость, утопическими мечтами или они более существенны? Их реальность не может быть доказана, как реальность материальных объектов, поскольку эти идеи предъявляют к нам совершенно иные требования, а некоторые люди совершенно невосприимчивы к их утверждениям. Может ли философия показать, что нравственные поступки если и не особенно распространены, то, по крайней мере, возможны?

Ошеломляющий мысленный эксперимент дает ответ на этот вопрос в его книге «Критика практического разума». Кант просит нас представить себе человека, который говорит, что искушение одолевает его всякий раз, когда он проходит мимо «определенного дома» (18-й век был сдержанным). Но если бы была сооружена виселица, чтобы гарантировать, что парень будет повешен на выходе из борделя, то этот парень обнаружит, что может очень хорошо сопротивляться искушению. Все смертные искушения меркнут перед угрозами самой жизни.

Тем не менее, тот же самый человек колебался, если бы его просили приговорить невинного человека к смерти, даже если тиран угрожал казнить его. Кант всегда подчеркивал ограниченность наших знаний, и никто из нас не знает, рассыплемся ли мы перед лицом смерти или пыток. Большинство из нас, вероятно, так бы и сделали. Но все мы знаем, что мы должны делать в таком случае, и мы знаем, что мы могли бы это сделать.

Этот эксперимент показывает, что мы радикально свободны. Не наслаждение, а справедливость может побудить людей к поступкам, которые преодолевают глубочайшие животные желания - любовь к жизни. Мы хотим определять мир, а не только определяться им. Мы рождаемся и умираем как часть природы, но мы чувствуем себя наиболее живыми, когда выходим за ее пределы: быть человеком - значит отказываться принимать мир, который нам дан.

В основе метафизики Канта лежит различие между тем, каков мир есть, и тем, каким он должен быть. Его мысленный эксперимент - это ответ тем, кто утверждает, что мы беспомощны перед лицом удовольствия и можем довольствоваться хлебом и зрелищами - или шоколадом ручной работы и новейшим iPhone. Если бы это было так, то благожелательный деспотизм был бы лучшей формой правления.

Работа Канта задает глубокие вопросы о том, что такое реальность. Он также утверждал, что политические и социальные отношения должны быть направлены на справедливость, а не на власть, как бы часто их ни путали на практике. Мы пришли к лучшему пониманию того, как расизм и сексизм могут препятствовать подлинному универсализму.

Коменты

Грабить, Бостон: «Модные взгляды, которые рассматривают разум как инструмент господства» Не в тренде, существует всегда. Отказ от интуитивной мудрости, оторванной от разума, является большим провалом Канта и Запада в целом. Что же касается всеобщего одобрения западной культуры и отрицания ее недостатков, таких как геноцид, рабство и Холокост, то это ясно показывает, как быстро можно отказаться от разума в пользу того, что интуитивно нравится.

Роланд Фэган, Силвер-Спринг, Мэриленд: Но если бы была сооружена виселица, чтобы гарантировать, что парень будет повешен на выходе из борделя, он обнаружит, что может очень хорошо сопротивляться искушению. Все смертные искушения меркнут перед угрозой самой жизни». Сэмюэл Джонсон: «Поверьте, сэр, когда человек знает, что его повесят через две недели, это удивительно концентрирует его ум».

На деле, Нижняя 48: Кант пытался спасти схоластическую философию даже ценой выдергивания из нее бога, за что многие до сих пор его проклинают. Он писал на чисто схоластическом философском языке, который ни один обычный человек не понимает, не нуждается в этом и не хочет этого делать. Не вписываясь в этот стиль, он легко читает. Третий. Марксизм является прямой линией от кантовской линии переписанной схоластической философии. Материал для идеи, стойка на голове. Бла-бла-бла. В основном один и тот же код. Четвёртый. Около 1,4 миллиарда человек (большинство из них) живут в условиях диктатуры марксистской линии схоластического переписывания Канта и ее глупой, смертельно неправильной диалектики. Злобный иностранный колониализм. Пятый. Заявленная цель Канта состояла в том, чтобы сделать для остальной части схоластической философии то, что Ньютон сделал для натурфилософии (физики). ПРОВАЛИТЬ. Шестой. «наука» НЕ переводит кантовское «wissenschaft». Зло размножается в просветах.

Игорь Лос-Анджелес: «Беспокойство по поводу празднования «еще одного мертвого белого человека» - одно из многих проблемных, лицемерных понятий в сегодняшнем духе времени Ид

Михаил Лермонтов, Лос-Анджелес: Я был бы поражен, если бы кто-нибудь в Штатах читал Канта. Даже автор этой статьи признает, что «Кант был столь же плохим писателем, сколь и великим философом». Это, в сочетании с невыносимой длиной его текстов, не является формулой актуальности. Гораздо поучительнее читать ослепительные нападки Ницше на напыщенного и ветреного Канта и его «dinge an sich». Вы, вероятно, напрасно будете искать в увесистых фолиантах Канта, если выберете эту неблагодарную задачу, так и не сумев разглядеть неуловимую важность этой «вещи в себе».

Счет, Флорида: После 90 минут размышлений над статьей и разделом комментариев я в полном замешательстве и вполне счастлив. Спасибо всем!

МБ ГП МИ: Эта статья побудила меня перечитать его эссе 1784 года «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Прошло 300 лет, а мы до сих пор не избавились от нашего «добровольного несовершеннолетия». Эссе Канта должно быть обязательным к прочтению для всех, кто считает, что свобода и справедливость стоят того, чтобы за них бороться.

Джон Харрисон Поултни, Вирджиния: С приходом Канта теоретическая фаза западной философии завершилась. Но, что более важно, почти никто, кроме нескольких профессоров философии, больше не волнуется. Философия отмирает как предмет изучения; 99 из 100 человек, которых вы встретите, не прочитали ни слова, написанного Кантом. Он не является фигурой, имеющей какое-либо значение для мира 2024 года.

Постагор, Земля: Это вдохновляло меня и беспокоило: «Мы рождаемся и умираем как часть природы, но мы чувствуем себя наиболее живыми, когда выходим за ее пределы: быть человеком - значит отказываться принимать мир, который нам дан». В лучшем случае мы утверждаем значение справедливости и свободы, которые возвысят все человечество. Но слишком легко утверждать, что только вы и ваша группа достойны. Вы могли бы назвать это «дилеммой узника мира»: должен ли я отстаивать свободу и справедливость для всех, или я должен предаваться возвеличиванию свободы и справедливости для своего племени за счет других?

Евгений Лос-Анджелес: Поразительно, что то, что сегодня считается «интеллектуальной» мыслью, может отмахнуться от такого гиганта, как Кант, с помощью фразы «мертвый белый мужчина», но это так. Кант бесконечно интереснее, чем то, что можно описать как мертвое, белое и мужское. Как бы мне хотелось, чтобы мы, как общество, энергично обсуждали эти вещи, а не низводили Канта и Уайтхеда до мертвых/белых/мужчин. Это особенно трагично, потому что мы все живем в мире, созданном Кантом, независимо от того, слышали мы его имя или нет.

Райнер, Германия: Категорический императив Канта не просто согласуется с нашими правилами и законами, но и фактически является их основой. Без этого наши конституции и права человека были бы совсем другими.

Жак, Парту: Немецкие философы всегда имеют преимущество, когда дело доходит до языка. Немецкий язык позволяет им создавать новые сложные слова, создавать новые понятия, которые можно использовать совершенно по-новому, и они прозрачны для читателей немецкого языка. Кант, несомненно, великий, но его моральная философия не создана для этого мира.

Ранд, Мичиган: Кант по-прежнему актуален для нашего общества и его ценностей. По крайней мере, его идеи живут, независимо от того, помнят люди его имя или нет!

Старый моряк, СоКал: Ожидать, что наша нация будет чествовать философов, сродни ожиданию, что Земля внезапно перестанет вращаться. По мере того, как мы становимся все более и более эгоистичными, мы теряем большую часть нашей человечности. Те, кто сохраняет интерес к философам, очерняются большинством.

Сандра Бернс, Брисбен, Австралия: Я изучал Канта (а также Гоббса, Локка и Руссо). Кантовские концепции свободы и этики не только оставались типично европейскими, но они ограничивались крошечным сегментом населения: богатыми мужчинами из высшего класса. Он недвусмысленно исключал женщин и всех тех, кто зарабатывал себе на жизнь, из полноправного гражданства, поскольку они не могли быть свободными.

Просто мысль, Нью-Йорк: Потенциал Просвещения далеко не полностью реализован во всем мире, и мы слишком готовы отказаться от него из-за его происхождения и времени, необходимого для того, чтобы буквально изменить курс всего человечества.

Цыпленок маленький, Земля: Я прочитал статью дважды и до сих пор не могу понять, зачем миру до сих пор нужен Иммануил Кант. Из статьи и комментариев к ней складывалось впечатление, что Кант нужен миру только для того, чтобы студентам было о чем писать статьи на курсах философии.

2РЕП, Штат Вашингтон: Нам нужен Кант для того, чтобы мы могли размышлять о чем-то другом, кроме конфликтов на Ближнем Востоке и наших президентских выборов. Прочтите его «Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного».

Редмэй, Голубые горы: На самом деле, я почти уверен, что моральная философия Канта показывает, что мы не свободны, не справедливы и не нравственны. Даже великодушный читатель признает, что кантовский очерк нравственной жизни практически неправдоподобен. Идеально подходит для либерализма, который он продолжает вдохновлять.

Ричард Хан Эри, Пенсильвания: Из-за очень смутных времен Просвещения некоторые люди, критикующие само Просвещение, напоминают мне людей, которые смотрят на землю, где был посажен желудь, и отвергают его, потому что не видят дерева. Эту землю нужно защищать и лелеять что-то очень ценное. Тогда мы все увидим дерево - и красивое.

Джей Янг, НМ: «Мы рождаемся и умираем как часть природы, но мы чувствуем себя наиболее живыми, когда выходим за ее пределы: быть человеком - значит отказываться принимать мир, который нам дан». Я не согласен: Во-первых, людям не был «дан» мир; Мы вышли из его элементов спустя много лет после того, как они превратились в экосистемы, способные поддерживать сложную органическую жизнь. Во-вторых, быть человеком означает признать, что мир одновременно является основой нашей эволюции как разумных существ и необходим для нашего дальнейшего выживания в качестве всего лишь одного из множества взаимозависимых видов. В-третьих, мораль может (и должна) отражать осознанное решение ценить жизнь во всех ее формах, не настаивая на нашей трансцендентности или господстве над миром природы.

Стэнли, Нью-Йорк: О! Еще раз спасибо NYT! У меня есть степень кандидата юридических наук. Я работаю 24 часа в сутки 7 дней в неделю по всему миру, занимаюсь правозащитной деятельностью (сейчас в Украине), а также основал и владею чрезвычайно успешным бизнесом, основанным на туризме, основанном на правах человека. Он растет в среднем на 130% в год. В течение сорока лет она так и делала, и, дело в том, что Кант помог! Помогала философия, которую изучали в школе. Мне не нужно было иметь степень в области бизнеса, чтобы знать, насколько успешным можно быть во всех отношениях в тяжелой работе, стараясь всегда ставить во главу угла нашу сущностную человечность. Философия есть и была необходима. «Нью-Йорк Таймс» настолько хороша в том, чтобы быть газетой, что она всегда больше! Это человечество в своих лучших проявлениях, с недостатками, но никогда не сдававшееся и не приспосабливающееся.

Келли, Колорадо: Кант, безусловно, был революционером своего времени, поскольку его концепция свободы дала теоретическую основу мечтам молодых немцев о преодолении ограничений, которым требовало от них общество. Однако его теория «свободы» - черта, которой мы, вероятно, не обладаем, - в конечном счете, не сделала его революционером.

ЛД, Молодая Америка: Я жду критики чистой философии. Только педанты должны подать заявку.

Дон Клермон, Франция: Малоизвестный факт о Канте; В молодости он считался отличным парнем для вечеринки, потому что он был таким остроумным и интересным собеседником. И, по-видимому, он был в состоянии перевести это очарование в письменную форму - до тех пор, пока он не писал философию. Он сам извинялся за свой невнятный стиль написания философии, говоря, что «другого пути нет». Я всегда считал бесполезным читать оригинальные труды философов, за исключением Платона и Лукреция. Хитрость заключается в том, чтобы найти хорошего писателя, который пишет О философе, о котором вы хотите знать. Я отпраздную день рождения Канта, попытавшись снова взяться за биографию Кассирера «Жизнь и мысль Канта», где я остановился, как раз в тот момент, когда он начал писать «Критику чистого разума».

ПЖМ, Ла-Гранде, Орегон: Мне бы очень хотелось, чтобы его труды было легче читать.

Стонущий Рейнджер, Филадельфия:  Его сочинения на темы, не связанные с эпистемологией, не так уж сложны. У него была очень сложная теория познания, и он не мог найти более простого способа объяснить ее.

Гленн Ворекстер, Массачусетс: Каждый американский ребенок и студент очень глубоко узнал о рабстве в США, о его роли в наших законах, его экономике, о влиянии как на рабов, так и на рабовладельцев. Мы «сделали свою работу». Наше примирение с нашей историей, ее мотивами и ее разрушительным воздействием на страну сделало американцам прививку от зависимости от бесплатного и низкооплачиваемого труда, рационализированного цветом кожи, гражданским статусом, полом или чем-то еще. Самое главное, что наша радикальная честность и всестороннее понимание нашей истории позволили нам увидеть в людях людей, самоцель, и оставили нам огромное чувство сочувствия, щедрости и самосознания. Мне не терпится почитать, сделали ли немцы хотя бы половину того же. Если нет, то, возможно, мы могли бы им помочь. Мы, в конце концов, американцы, «исключительный» народ.

МЛАДШИЙ, Бронксвилл: Спустя 160 лет мы добились больших успехов, но медленно, чтобы их не праздновали. Мы исключительны в том, как мы игнорировали прошлое. Законы о гражданских правах 1960-х годов мы, наконец, разобрались с этим. Я не знаю, что пишет профессор Нимен в своей книге - я прочитаю ее, - но я знаю, что, не читая ее, мы можем многому научиться В своей статье она указывает на преимущества немецкого языка для недостающего нам понятия: Vergangenheitsbewältigung (овладение прошлым). По всему Берлину (и другим немецким городам) вы найдете маленькие штольперштайны, посвященные жертвам, которые там жили. Когда мы разместили их для нашей семьи, высокопоставленные коллеги из Министерства внутренних дел и Канцелярии попросили принять участие, что и было сделано. За несколько лет до этого немецкое государство выплатило нашим оставшимся в живых родственникам значительные компенсации за обучение их потомков в колледже, которым немецкое государство также предоставило немецкое гражданство. Мы можем добиться большего.

Знаки, Миллберн: Я прочитал первые шесть абзацев и ничего не нашел о том, почему мир до сих пор нуждается в Канте. Жизнь коротка. Пожалуйста, быстро переходите к делу. Спасибо.

CHARLES_3Rex, Цюрих, ШВЕЙЦАРИЯ: «Неужели американцы были так же безразличны к культуре, как полагали заносчивые европейцы?» В Америке нет культуры. Помните, мы любим необразованную шутку? Сьюзен, спасибо за увлекательное утреннее чтение за чашкой кофе. За последний год я прочитал несколько книг о эпохе Просвещения, и сейчас я очень сильно чувствую себя на теме свободы (вольности) и справедливости. Две вещи, которых палестинцы заслуживают прямо сейчас.

John, Бывшие США: Спасибо за эту прекрасную статью. Антипросвещенческие взгляды стали настолько бессмысленными и интеллектуально обанкротившимися, что меня поражает, как кто-то может воспринимать их всерьез. Само наступление на колониализм и рабство, особенно последнее, стало возможным почти исключительно благодаря эпохе Просвещения. А «незападные точки зрения», столь любимые критиками, выступающими против Просвещения, совершенно сбивают с толку. Какие точки зрения? Смерть неисчислимых миллионов людей в России и Китае от рук Мао и Сталина? Гибель миллионов японцев из-за приверженности жесткой военно-политической идеологии? Обезглавливание и убийства гомосексуалистов по всему миру? Подавление мысли и прав человека в стольких неевропейских местах, что едва ли можно перечислить их все? Серьезно, пожалуйста, скажите мне, где больше свободы и безопасности в мире, который не был сформирован Вольтером, Кантом и Джоном Локком.

Просто мысль, Нью-Йорк: Возможно, вы захотите взглянуть на ацтеков, прежде чем ссылаться на доколумбовую Америку как на бастион свободы и безопасности. Дело в том, что от индейских племен Северной Америки не осталось никаких письменных свидетельств, потому что у них не было письменности, поэтому сегодня они и другие писатели могут придать своим повествованиям любой вид, какой захотят. Племена на юго-западе США нанесли огромный экологический ущерб своему региону вплоть до того, что их цивилизация рухнула. (Этому есть достаточно физических доказательств в останках растений и животных в этом регионе.) Индейские племена Северной Америки также держали рабов. Они считают определенную землю священной из-за утверждения, что их предки произошли из земли, но на самом деле, как показывают данные ДНК, племена перемещались и вторгались на территории друг друга так же, как это делал любой другой человек в мире. Нигде в мире или в истории нет ни одного племени или группы людей, которые были бы чисты от мыслей и поведения. Некоторые группы просто более успешны в доминировании над другими в разное время, и их опыт лучше задокументирован, поэтому мы не можем заменить их историю благородной мифологией.

Терри Бетесда, штат Мэриленд: «Кант утверждал, что к каждому человеку следует относиться как к цели, а не как к средству» В своем стремлении вернуть нас во времена до эпохи Просвещения, Республиканская партия стремится законодательно кодифицировать женщин как «средства», а не как «цели». Вот почему даже женщины, которые считают, что они никогда не захотят или не будут нуждаться в услугах по прерыванию беременности, злятся, потому что эти законы направлены на то, чтобы отрицать наш статус полноценных людей.

CowtownShooter, Денвер: Американская культура нуждается в просвещении, потому что во многих уголках этой страны умышленное невежество гордо превозносится над образованием и просвещением. Ваше утверждение о том, что «любой зародыш - это человек», - это непросвещенное восприятие, которое можно было бы расширить, добавив немного философии. Одна знаменитая цитата Рене Декарта подтверждает вашу точку зрения: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Томас Бишоп, ЛЯ: «В то время как [Просвещение], возможно, было веком разума, это также было веком рабства и колониализма...» Это также была эпоха, казалось бы, нескончаемых войн и завоеваний, а также протонационализма, пришедшего на смену империям или местным вотчинам и племенам, иногда основанным на религии, образе мышления и правления, которые были историческими нормами. Китайцы сопротивлялись европейскому колониализму и империям, но у них были свои, а также свои формы рабства, и им нужно было противостоять и монголам, и японцам в разное время. В другие времена Срединное царство (не республика) сталкивалось с кажущимися нескончаемыми гражданскими войнами, иногда основанными на концепции божественного права императора. Что касается смертной казни, то ее применение в исторические времена, в том числе в эпоху так называемого Просвещения, заставило бы побледнеть любого сторонника 21-го века.

МЛАДШИЙ, Бронксвилл: Есть ирония в том, что Кант похоронен в городе, названном в честь советского политика, и что он теперь отрезан от России, как когда-то был отрезан от Германии. Впервые я узнал о Канте и Кёнигсберге в 1968 году на уроке геометрии в средней школе. Именно Кант решил проблему семи мостов Кенигсберга. :)

Грегори, Грузия:

Вы знаете, большая ирония заключается в том, что между январем 1758 года и июлем 1762 года Восточная Пруссия и город Кенигсберг вошли в состав Российской империи. И, естественно, все сословия Восточной Пруссии присягнули на верность российской короне. Иммануил Кант, живший и работавший в Кенигсберге, также присягнул на верность. И вот его могила снова на территории России. C'est la vie.

G Мастера Фредерик, доктор медицины: Лучше всего делать то, что работает, а остальное оставить на потом. Но не слишком поздно. Нам нравится то, из чего сделаны мечты.

John, Миннеаполис: Философская задача состояла не в том, чтобы «доказать», что свобода и справедливость существуют, а в том, чтобы определить, из чего они состоят. Ответ на эти вопросы неизбежно будет иметь историческое измерение. Усилия Канта не были полностью напрасными. Они пролили свет на важность личного суждения (в отличие от простого анализа) в поисках истины и дали Гегелю множество ошибок, которые он должен был исправить на пути к разработке более динамичной и плодотворной концепции, а именно диалектики.

Эдвард Штрелов Сан-Хасинто: Я понимаю, что социальные науки не были созданы во времена Канта. Но когда философы углубляются в такие темы, важно понимать, что это точки зрения, а не вопросы универсальной истины, самоочевидные или нет.

Компакт-диск, Бостон: «Но сочинения Канта показывают, что свободная, справедливая и нравственная жизнь возможна». В США некоторые истины считаются самоочевидными. Кант сделал ее слишком сложной.

Джулия Со Альбукерке, Нью-Мексико: Все, что мы считаем «самоочевидным», является приглашением не задумываться об этом.

Эдвард Штрелов, Сан-Хасинто: Меня всегда поражает, что это утверждение считается само собой разумеющимся. «Все люди созданы равными» Это даже не является правдой, не говоря уже о том, чтобы быть самоочевидным. Люди рождаются со всевозможными различиями, которые дают им преимущества и недостатки в жизни, такие как лучшее функционирование мозга и мыслительные способности, физические преимущества/недостатки, наследственные заболевания и т. д. Это еще до того, как мы перейдем к преимуществам и недостаткам того, в какой семье вы родились. Я бы принял это как заявление о равных правах перед законом, но это, конечно, не говорит об этом прямо. Это утверждение оказало пагубное влияние на нашу страну, в основном использовалось для поддержки мысли о том, что люди не нуждаются в социальных программах и вмешательствах, поскольку все, что нужно сделать любому бедному человеку, чтобы стать лучше, это подтянуть себя за шнурки ботинка. Кроме того, это оправдывает статус-кво для 1%, в конце концов, мы все родились равными, и если они сейчас неприлично богаты, это их награда за их «тяжелый труд».

ЛДЖП, Франкфурт-на-Майне, Германия: Иммануил Кант дотошен, он разъясняет свою терминологию и свои определения, даже если он считается многословным для современной мысли. Вы цитируете Декларацию независимости, также написанную в Век Разума, верно. Далее в тексте говорится: «... что все люди созданы равными, что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью. Я могу только сослаться на Канта: «Просвещение - это выход человека из своей собственной незрелости. Незрелость - это неспособность использовать свой интеллект без руководства другого. Эта незрелость возникает сама по себе, если ее причиной является не недостаток понимания, а недостаток решимости и смелости использовать ее без руководства другого. Поэтому девиз просвещения: Sapere aude! Имейте мужество использовать свое собственное понимание!» И мы знаем, что происходит, когда мы пренебрегаем своим пониманием и способностью рассуждать.

Кант 300, Нью Йорк Таймс

Previous post Next post
Up