Продолжу исследование текста Василий Великий "О Святом Духе", глава 18-ая. Там есть место, в котором как бы запрещается пересчитывать Ипостаси, то есть как бы Троица есть "неупорядоченное множество", элементы которого счислять нельзя ( здесь развёрнутое разъяснение этой позиции). Вот это место: [цитата № 1]
Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да будет
( Read more... )
Так в чем все-таки вопрос? Почему нельзя считать ипостаси Бога? Так вроде они сосчитаны все. Ипостаси это не разные Боги, а один. И ещё. Есть ли нам смысл исследовать Бога, если мы самих себя не знаем так, как нас знает Бог?
"исследовать Бога" - сомнительный термин. Согласен, однако людям в мире плотском свойственно именно исследовать, потому они эти навыки пытаются применить и к миру духовному. Вот потому и попытки "сосчитать" Бога есть путь к Каину.
Ну, то что Ипостасей три - это нам Писание однозначно сообщает. А вот то что несмотря на то что Их три но Бог при этом (хотя каждая из Ипостасей есть Бог) один - мысль не трививальная, требует её подумать, осмыслить. Решение предложенное Василием Великим, как я его понял, состоит в том чтобы не придавать чрезмерного значения числам.
Просто отцы нам оставили не только свое понимание догматов,но и порядок их изучения. Тот же Василий Великий об этом порядке говорил так: «Поэтому, какое понятие приобрел ты о различии сущности и ипостаси в нас, перенеси оное и в божественные догматы; и не погрешишь.» К Григорию брату [О различении сущности и ипостаси]
Если вы пытаетесь понять и уяснить в меру своих сил Троический догмат, как минимум,вы уже уяснили для себя различие сущности и ипостаси в тварях,что такое единосущие в твари,в частности, в людях. У вас было бы намного меньше вопросов,если бы вы перенсели свое понимание единосущия людей в Троицу.
Как раз переносить-то слишком дословно нельзя. Хоть это и рекомендует сам Василий Великий (решение: предположить в каком смысле он это имел в виду, ведь "мысль изреченная есть ложь"). При таком переносе очень легко скатиться в многобожие. Или ещё можно так сказать: переносить конечно надо, но аккуратно, не совершенно тождественно.
Я воспринимаю призыв к не-счислению как призыв не переносить на нетварную сущность характеристики тварной. Количество есть акциденция - одна из Аристотелевых категорий. А в Боге акциденций (случайных свойств) быть не может; мне кажется, что свт. Василий по сути об этом и говорит.
Интересно, что позднее монофизиты пытались использовать схожий аргумент - что "счислять нельзя" - в христологии (например, это есть в "Эранисте" блж. Феодорита). Дескать, свойства Божественной природы во Христе есть, свойства человеческой - тоже есть, это разные природы, но что их две - сказать не можем, потому что счислять нельзя.
Свт. Василий же не говорит о том, что нельзя говорить: "три", или "Три Ипостаси". Нельзя проводить "далеко идущие параллели" с тварным понятием о числе, т.к. для тварной природы можно считать, что число разделяет.
То есть, говоря "Троица", надо всегда помнить, что не только Троица, но и Единица. И наоборот. Поэтому и молимся: "...благодарю Тебя, Святая Троица" (и число три присутствует, и единственное число грамматически).
Между тем люди, из всего извлекающие для себя вред, и способность считать употребляют против веры, и хотя знают, что все прочее не изменяется от прибавки числа, однако же в рассуждении Божия естества боятся числа, чтобы ради него не преступить меры в чествовании, подобающем Утешителю.
Очень странно (это я не вам, а tugodum) после этой и подобных выкладок говорить, что Св.ВВ не имел в виду педагогических целей (т.е. не высказывался с запасом на возможную ошибку или даже предвзятость прочтения).
Comments 22
Так вроде они сосчитаны все. Ипостаси это не разные Боги, а один.
И ещё. Есть ли нам смысл исследовать Бога, если мы самих себя не знаем так, как нас знает Бог?
Reply
Так в чем все-таки вопрос? Почему нельзя считать ипостаси Бога?
Так вроде они сосчитаны все. Ипостаси это не разные Боги, а один.
+++
Да, именно так, это же утверждает и Василий Великий в рассматриваемом тексте, как я его понял.
+++
И ещё. Есть ли нам смысл исследовать Бога, если мы самих себя не знаем так, как нас знает Бог?
+++
"исследовать Бога" - сомнительный термин. Лучше сказать: познавать Бога, искать Бога, заниматься Богомыслием. А без этого и себя толком не познаешь.
Reply
Согласен, однако людям в мире плотском свойственно именно исследовать, потому они эти навыки пытаются применить и к миру духовному.
Вот потому и попытки "сосчитать" Бога есть путь к Каину.
Reply
Reply
Reply
Reply
Если вы пытаетесь понять и уяснить в меру своих сил Троический догмат, как минимум,вы уже уяснили для себя различие сущности и ипостаси в тварях,что такое единосущие в твари,в частности, в людях. У вас было бы намного меньше вопросов,если бы вы перенсели свое понимание единосущия людей в Троицу.
Reply
Reply
Интересно, что позднее монофизиты пытались использовать схожий аргумент - что "счислять нельзя" - в христологии (например, это есть в "Эранисте" блж. Феодорита). Дескать, свойства Божественной природы во Христе есть, свойства человеческой - тоже есть, это разные природы, но что их две - сказать не можем, потому что счислять нельзя.
Reply
Reply
То есть, говоря "Троица", надо всегда помнить, что не только Троица, но и Единица. И наоборот. Поэтому и молимся: "...благодарю Тебя, Святая Троица" (и число три присутствует, и единственное число грамматически).
Reply
Reply
Между тем люди, из всего извлекающие для себя вред, и способность считать употребляют против веры, и хотя знают, что все прочее не изменяется от прибавки числа, однако же в рассуждении Божия естества боятся числа, чтобы ради него не преступить меры в чествовании, подобающем Утешителю.
Очень странно (это я не вам, а tugodum) после этой и подобных выкладок говорить, что Св.ВВ не имел в виду педагогических целей (т.е. не высказывался с запасом на возможную ошибку или даже предвзятость прочтения).
Reply
Leave a comment