Продолжу исследование текста Василий Великий "О Святом Духе", глава 18-ая. Там есть место, в котором как бы запрещается пересчитывать Ипостаси, то есть как бы Троица есть "неупорядоченное множество", элементы которого счислять нельзя ( здесь развёрнутое разъяснение этой позиции). Вот это место: [цитата № 1]
Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да будет
( Read more... )
Я воспринимаю призыв к не-счислению как призыв не переносить на нетварную сущность характеристики тварной. Количество есть акциденция - одна из Аристотелевых категорий. А в Боге акциденций (случайных свойств) быть не может; мне кажется, что свт. Василий по сути об этом и говорит.
Интересно, что позднее монофизиты пытались использовать схожий аргумент - что "счислять нельзя" - в христологии (например, это есть в "Эранисте" блж. Феодорита). Дескать, свойства Божественной природы во Христе есть, свойства человеческой - тоже есть, это разные природы, но что их две - сказать не можем, потому что счислять нельзя.
Свт. Василий же не говорит о том, что нельзя говорить: "три", или "Три Ипостаси". Нельзя проводить "далеко идущие параллели" с тварным понятием о числе, т.к. для тварной природы можно считать, что число разделяет.
То есть, говоря "Троица", надо всегда помнить, что не только Троица, но и Единица. И наоборот. Поэтому и молимся: "...благодарю Тебя, Святая Троица" (и число три присутствует, и единственное число грамматически).
+++ Количество есть акциденция - одна из Аристотелевых категорий. А в Боге акциденций (случайных свойств) быть не может; мне кажется, что свт. Василий по сути об этом и говорит. +++
Не совсем так. Вот например что сообщает нам прп. Иоанн Дамаскин в 5-ой главе Философских глав: Отделимой акциденцией называется то, что в одном и том же лице то присутствует, то отсутствует, как, например, сидение, летание, стояние, болезнь, здоровье. Неотделимой акциденцией называется то, что не входит в состав сущности, так как не созерцается в целом виде, - однако, коль скоро оно принадлежит известному лицу, то уже не может быть отделено от него. Таковы, например, приплюснутость или горбатость носа, синева глаза и т.п. Такая не отделимая акциденция называется отличительною особенностью (χαρακτερικον ιδιομα), ибо это различие составляет ипостась, т.е. индивидуум.
Я говорил о свт. Василии и цитированном Вами месте. Я не исключаю, что прп. Иоанн или кто-то еще из Отцов могли говорить "акциденция" (или, точнее, "симвевикос" - "привходящий/случайный признак") применительно к Божественным ипостасям. Хотя в данном конкретном месте, строго говоря, нет речи именно о Божественных ипостасях.
Но даже если они так говорили, я уверен, что это говорилось именно по аналогии, с полным сознанием различия между тем, что понимается под ипостасными особенностями для тварной природы, и тем, что под этим понимается для Божественной природы.
Интересно, что позднее монофизиты пытались использовать схожий аргумент - что "счислять нельзя" - в христологии (например, это есть в "Эранисте" блж. Феодорита). Дескать, свойства Божественной природы во Христе есть, свойства человеческой - тоже есть, это разные природы, но что их две - сказать не можем, потому что счислять нельзя.
Reply
Reply
То есть, говоря "Троица", надо всегда помнить, что не только Троица, но и Единица. И наоборот. Поэтому и молимся: "...благодарю Тебя, Святая Троица" (и число три присутствует, и единственное число грамматически).
Reply
Reply
Так! Как Солнце само по себе не "полуградусно", хотя его угловой размер на небе именно таков, и он не только видим, но и измерим приборами.
Reply
Количество есть акциденция - одна из Аристотелевых категорий. А в Боге акциденций (случайных свойств) быть не может; мне кажется, что свт. Василий по сути об этом и говорит.
+++
Не совсем так. Вот например что сообщает нам прп. Иоанн Дамаскин в 5-ой главе Философских глав:
Отделимой акциденцией называется то, что в одном и том же лице то
присутствует, то отсутствует, как, например, сидение, летание, стояние, болезнь, здоровье.
Неотделимой акциденцией называется то, что не входит в состав сущности, так как не
созерцается в целом виде, - однако, коль скоро оно принадлежит известному лицу, то уже не
может быть отделено от него. Таковы, например, приплюснутость или горбатость носа, синева
глаза и т.п. Такая не отделимая акциденция называется отличительною особенностью
(χαρακτερικον ιδιομα), ибо это различие составляет ипостась, т.е. индивидуум.
Reply
Но даже если они так говорили, я уверен, что это говорилось именно по аналогии, с полным сознанием различия между тем, что понимается под ипостасными особенностями для тварной природы, и тем, что под этим понимается для Божественной природы.
Reply
Leave a comment