можно ли посчитать Ипостаси в Троице

Oct 05, 2016 11:55

Продолжу исследование текста Василий Великий "О Святом Духе", глава 18-ая. Там есть место, в котором как бы запрещается пересчитывать Ипостаси, то есть как бы Троица есть "неупорядоченное множество", элементы которого счислять нельзя ( здесь развёрнутое разъяснение этой позиции). Вот это место:
[цитата № 1]

Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да будет
Read more... )

Василий Великий, догматика

Leave a comment

laakonen77 October 6 2016, 17:55:37 UTC
Можно вопрос? Вы вообще Троичный догмат в порядке познания на какое место ставите? Должно ли с него начинаться христианское любомудрие или нет?

Reply

rechi_k_bogu October 8 2016, 02:12:55 UTC
Не думаю что с него должно начинаться. Но почему Вы спросили? я ведь не в начале, я в середине.

Reply

laakonen77 October 8 2016, 06:08:38 UTC
Просто отцы нам оставили не только свое понимание догматов,но и порядок их изучения. Тот же Василий Великий об этом порядке говорил так: «Поэтому, какое понятие приобрел ты о различии сущности и ипостаси в нас, перенеси оное и в божественные догматы; и не погрешишь.» К Григорию брату [О различении сущности и ипостаси]

Если вы пытаетесь понять и уяснить в меру своих сил Троический догмат, как минимум,вы уже уяснили для себя различие сущности и ипостаси в тварях,что такое единосущие в твари,в частности, в людях. У вас было бы намного меньше вопросов,если бы вы перенсели свое понимание единосущия людей в Троицу.

Reply

rechi_k_bogu October 9 2016, 05:14:21 UTC
Как раз переносить-то слишком дословно нельзя. Хоть это и рекомендует сам Василий Великий (решение: предположить в каком смысле он это имел в виду, ведь "мысль изреченная есть ложь"). При таком переносе очень легко скатиться в многобожие. Или ещё можно так сказать: переносить конечно надо, но аккуратно, не совершенно тождественно.

Reply

laakonen77 October 9 2016, 07:17:36 UTC
Так вот для начала и нужно исследовать тварь,а потом уже переходить к Творцу. А для исследования твари нужно знать и понимать философские термины отцов - сущность,ипостась,вид,индивид,единосущие. Не только Василий Великий показал порядок богословствования,но и Дамаскин. Ведь его "Философские главы" предваряют,а не следуют за ТИПВ.

Судя по вашему замечанию ("очень легко скатиться в многобожие"),вы эту ступеньку - уяснение единосущия в людях - пропустили. Без этого невозможно правильно приступить к Троическому догмату.

Reply

rechi_k_bogu October 9 2016, 09:33:25 UTC
+++ Судя по вашему замечанию ("очень легко скатиться в многобожие"),вы эту ступеньку - уяснение единосущия в людях - пропустили. +++

А в чём она заключается, эта ступенька? Можете кратко суть изложить?

Reply

laakonen77 October 9 2016, 10:34:36 UTC
+++А в чём она заключается, эта ступенька? Можете кратко суть изложить?+++

Конечно,могу. Только ответьте в начале: почему при переносе понятия единосущия от твари к Троице можно "легко скатиться в многобожие"?

Reply

rechi_k_bogu October 10 2016, 18:26:02 UTC
Люди, хотя и едины по природе (единосущи), но очень разные, каждый со своей волей. И если мы аналогично будем мыслить о Божественных Ипостасях, как о трёх индивидах, то получится многобожие.

Reply

lxe October 14 2016, 01:47:03 UTC
Я бы сказал, что как Божественная энергия не терпит сложности, так не только Три Ипостаси всегда пребывают вместе, не разделяясь, но и святые, пребывающие в Боге, не действуют чем-то еще, чем Бог по природе, и не желают ничего того, чего не желает Бог по природе. То есть отличие здесь не в "видовом происхождении", а в том, что люди, не стяжавшие благодати, пребывают только в пространстве (где есть место для множества разногласных волений) и времени (где есть место для их перемены на протяжении жизни); а Бог и святые пребывают в Вечности, где ничто не перестает быть и нет места для разногласий. Плюрализм мнений - это доля не человека вообще, а именно ветхого человека.

Reply

rechi_k_bogu October 14 2016, 10:23:26 UTC
согласен.

Reply


Leave a comment

Up