Ни слова о постановке Вагнера. Саратов, 1915 год

Apr 07, 2015 13:53


"Зауральский край" от 27 января 1915 года.



См. также:
- Одиночество вдвоем. Эхо тифлисских и одесских выстрелов в Харькове. - http://rbvekpros.livejournal.com/120902.html
- От Саломеи к Фавну... - http://rbvekpros.livejournal.com/121586.html
- Саломея и Фавн. Даже не черновик - хуже... - http://rbvekpros.livejournal.com/121728.html
- Саломея. (Вторичное запрещение "Саломеи") - http://rbvekpros.livejournal.com/120689.html
- Славянская ли трагедия? - http://rbvekpros.livejournal.com/123996.html


Информации о самом фильме совсем мало:
1914, Германия, Российская империя
режиссер Рышард Ордынски, Жан Павловский
сценарий Казимеж Юлевич
оператор Jan Skarbek-Malczewski
художник Юзеф Галевски
жанр - драма
мировая премьера 25 декабря 1914
премьера в Российской империи - 7 декабря 1914.

А вот об актрисе кое-что есть:
Альбом - https://www.flickr.com/photos/alicejapan/sets/72157618461323274

Раба порока. Пола Негри. (Мила Пригожая) - http://superstyle.ru/24dec2007/negry?page=0
Далеко не каждой известной актрисе удается построить себе настоящую звездную судьбу, например, подняться из нищеты к высотам графского титула, прожить бурную жизнь в вихре романов с самыми желанными любовниками своей эпохи, блистать в минуты триумфа, стать законодательницей мод и главной героиней самых захватывающих скандалов, потерять славу и состояние и красиво состариться в хорошо обустроенном поместье на лоне природы.

У великой американской актрисы Полы Негри все это получилось великолепно, просто образцово, с присущим только ей шиком и, разумеется, в полном согласии с ее излюбленным образом femme fatale, роковой женщины.

Пола Негри всегда праздновала свой день рождения 31 декабря и уверяла всех знакомых, что родилась в последний день XIX века - эта незаурядная дата делала ее моложе почти на два года. На деле же в метрике Барбары Аполонии Халупец четко указаны день и место ее рождения: 3 января 1897 года, городок Липно, Польша. Отец девочки, выходец из Словении, скоро исчез: согласно приукрашенным воспоминаниям самой Полы, он был арестован за агитационную работу на местном заводе и выслан в Сибирь; по другим данным - банально бросил жену и ребенка и уехал восвояси в поисках лучшей доли. Во всяком случае, мать Полы, Элеонора, спасаясь от нищеты, подалась в Варшаву, где, в попытке хоть как-то выжить, пристроила крошку дочь в балетное училище, ведь там ее не только учили танцевать, но и кормили. Идея оказалась превосходной: если в Российской империи женщина из низов и могла как-то пробиться к власти над мужскими сердцами и кошельками, так только благодаря искусству. Пола быстро поняла открывающиеся перед ней перспективы, и, когда туберкулез положил конец ее надеждам на хореографическую карьеру, поступила в Императорскую Академию драматического искусства в Варшаве.

Поле мешала неблагозвучная фамилия Халупец, и, приняв псевдоним в честь итальянской поэтессы Ады Негри, она появилась в 1913 году на сцене, а годом позже впервые снялась, и сразу в главной роли, в киноленте с красноречивым названием "Раба страстей, раба порока".

К 1917 году Пола, много игравшая в театре, была уже чрезвычайно популярна в Польше, и режиссер Макс Рейнгардт пригласил ее в Германию. В Германии Пола очень быстро пожертвовала театральной карьерой в пользу кино. Она снялась в нескольких фильмах знаменитого Эрнста Любича ("Кармен", "Мадам Дюбарри", "Горная кошка") и была немедленно признана эталоном роковой женской красоты.

Настоящая слава пришла мгновенно, ведь Пола была экзотической утонченной шатенкой, женщиной-вамп с огромными черными
doctor macro глазами и выразительным лицом, словно созданным для лучших женских ролей немого кино.

Девушка жила на полную катушку: она не только снималась у Любича, но и разбивала сердца, покоряя берлинский высший свет, и в конце концов - ненадолго, для галочки, - вышла замуж за какого-то графа. Однако настоящее кино делалось тогда отнюдь не в Германии, и понимавшая это Пола закономерно совершила следующий шаг - отправилась жить и работать в Голливуд, подписав контракт со студией Парамаунт.

Пола явилась в Америку не как бедная родственница, а как великолепная европейская кинодива, красавица, звезда.

Разнузданные голливудские нравы начала 20-х пришлись ей по вкусу: здесь очень уважали тех, кто неутомимо делил свое время между съемками, скандалами, развратом и кокаином, и Пола первым делом заставила уважать и себя тоже.

Она сходу рассорилась с тогдашней королевой киношной тусовки Глорией Свенсон, сошлась с Чарли Чаплином (говорят, он приобщил Полу к групповому сексу) и вскоре бросила его ради великого голливудского идола Рудольфо Валентино, тогдашней популярности которого Джонни Депп нынче может только позавидовать. Параллельно Пола снялась в своих лучших ролях - Руби ("Белла Донна", 1923), Маритана ("Испанская танцовщица", 1923), императрица Екатерина Великая ("Запретный рай", 1924), Эльнора Нататорини ("Женщина мира", 1925), Анна ("Отель "Империал", 1927), Луиза ("Женщина, которую он презирал", 1929) и десятке других, - и каждая из ее сексуальных героинь неподражаемо заламывала руки, сгорала от страсти, страдала от предательства, истерически смеялась, а иногда еще и красиво умирала.

Сейчас это считается переигрыванием, но в эпоху немого кино избыточная мимика и жестикуляция были необходимы. Кроме того, Пола Негри была действительно талантлива.

Она стала популярнейшей драматической киноактрисой Америки, и, пожалуй, одной из самых богатых. Она ввела в моду ярко-алый маникюр, дамские тюрбаны и высокие "русские" ботинки. Пола быстро поняла: чтобы быть популярной актрисой в Америке, нужно "работать на публику" не только на съемочной площадке. Пола гениально разыграла карту своих отношений с Рудольфо Валентино: когда он скоропостижно умер в разгар их романа, Пола убедила всех, что они собирались вот-вот пожениться, и на похороны актера явилась в образе убитой горем невесты в огромной траурной вуали и с четырьмя тысячами роз, театрально бросилась на гроб, совершенно затмив нескольких настоящих вдов (бывших жен и многолетних подруг "божественного Валентино"). К слову сказать, на похороны Валентино пришло около ста тысяч человек, поклонницы сотнями теряли сознание при виде его могилы. Пола Негри не уставала всю жизнь повторять в своих воспоминаниях и интервью, что Валентино был ее единственной любовью, но факт их помолвки считается недоказанным. Впрочем, не прошло и года со дня смерти кумира, как она благополучно вышла замуж за князя Сергея Мдивани, одного из двух братьев, которых в Голливуде прозвали "Мдивани, которые женятся" - они, по-видимому, поставили своей целью последовательно сочетаться законным браком с максимальным количеством самых популярных актрис и самых богатых светских львиц.

Разумеется, такое замужество предполагало скорый развод, который и состоялся четыре года спустя, в 1931 году. К тому моменту популярность Полы серьезно пошатнулась, причиной тому послужило появление звукового кино: у кинодивы обнаружился отчетливый польский акцент, и постепенно в Голливуде ее перестали снимать. Пола вернулась в Европу, в нацистскую Германию, где снялась в нескольких звуковых фильмах. Один из них, "Мазурка" 1935 года, в котором Пола играет певицу кабаре и даже сама поет, неожиданно сделался любимым фильмом фюрера, который, по свидетельству его секретаря, пересматривал ленту как минимум раз в неделю. Однако, несмотря на высокое покровительство, в Германии Пола не задержалась - в конце 30-х годов сбежала назад в Америку после того, как сам Геббельс заинтересовался ее неарийским происхождением.

Второе явление Полы в Голливуде было на порядок скромнее первого: снимали ее мало, денег почти не было, череда поклонников у ее прекрасных ног иссякла, но зато Пола нашла утешение в более чистых отношениях.

Она очень удачно подружилась с Маргарет Вест, наследницей огромного состояния. Тесная дружба с Маргарет породила было слухи о лесбийских наклонностях Полы; впрочем, личность кинодивы уже мало кого интересовала. Пола легко смирилась с этим, и почти полвека сыто и спокойно жила вдвоем с подругой сперва в Лос-Анжелесе, потом на прекрасном ранчо в Техасе, получила, наконец, американское гражданство, коллекционировала живопись и даже снялась, исключительно для развлечения, в паре фильмов.

Под старость Пола опубликовала автобиографию "Воспоминания звезды", в которой подвела такой итог своей бурной жизни: "Мое прошлое было великолепно, оно было - молодость и живость, и я бы не обменяла свое прошлое ни на что на свете. Мое настоящее - безмятежность, возраст и немного мудрости… И я не отрекаюсь от своей душевной боли, так же, как не отказываюсь от былой великой славы".

Неплохо для девяностолетней femme fatale, не правда ли?
Мила Пригожая

Уральские газеты, 1915, Кинематограф

Previous post Next post
Up