Саломея

May 12, 2013 14:04

Вторичное запрещение "Саломеи".
27 октября В.Ф.Комиссаржевская обратилась к обер-прокурору синода г.Извольскому и г.Столыпину с предложением познакомиться подробно с текстом "Саломеи", предназначенным для ее театра, и который, по ее мнению, ничего кощунственного не имеет.
Обер-прокурор передал это ходатайство в синод.
Последний истребовал от Комиссаржевской текст пьесы и передал "Саломею" на рассмотрение еп. тамбовского Иннокентия.
30 октября на заседании синода еп. Иннокентий делал доклад, в котором принципиально высказался против всего содержания "Саломеи" и указал на то, что г-жа Комиссаржевская хотела только замаскировать пьесу, заменив Ирода - Тетрархом, Иоанна Креститетя - прорицателем, Саломею - Царевной и т.д.
По мнению рецензента, несмотря на все сделанные исправления, евангельское повествование совершенно ясно остается в пьесе.
На основании этого доклада синод постановил отклонить ходатайство Комиссаржевской и ни под каким-либо видом не позволять театрам ставить пьесы, содержание которых заимствовано из евангельских повествований".
Уральский край, 8 ноября, № 244, 1908.

Этот запрет не вызывает удивления, рецензентом был черносотинец:
Еп.Иннокентий - "Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка поддержал инициативу по организации Тамбовского Союза Русских Людей, лично отслужил молебен при торжественном открытии Союза 6 ноября 1905, благословив патриотов на борьбу с революцией. Организатором и первым председателем Союза по благословению владыки стал ректор Тамбовской ДС архим. (впоследствии архиеп.) Феодор (Поздеевский). ТСРЛ был одной из самых активных монархических организаций в России. Владыка принимал участие в 4-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве 26 апр. - 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). 7 декабря 1909 назначен экзархом Грузии в сане архиеп. Карталинского и Кахетинского".- А. Степанов. Иннокентий (Беляев). - проект Хронос.

27 октября. «Саломея». Трагедия в одном действии О. Уайльда, перевод М. Ф. Ликиардопуло. Генеральная репетиция и запрещение спектакля. Комиссаржевская не играла.

Есть версия, что перевод пьесы финансировала Ида Рубинштейн... Но антреприза Комиссаржевской была разорена...

Саму Иду охватывает некая одержимость идеей танца Саломеи. Сможет ли она движением своего необычного тела довести Ирода до такого состояния, что тот решиться принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя? И она исполнит "Танец семи вуалей", который заворожит и тех, кто будет шокирован демонстрацией обнаженного тела на сцене... Но в этой заметке Ида пока останется в тени, за фигурами Комиссаржевской, Кшесинской и Нижинского пока ее разглядеть трудно... Прежде всего нужно покинуть Россию. Такая возможность вскоре предоставится, и вот здесь Ида уже сделает самостоятельный шаг...
В самой пьесе можно найти все: кровосмешение, самоубийство, похоть, жестокость, некрофилию...

"Бакст одновременно с Калмаковым делает свой вариант “Саломеи” для Иды Рубинштейн (8), постановка должна была увидеть свет рампы вскоре после премьеры у Комиссаржевской, и ни о влиянии, ни о заимствовании речи быть не могло. А самое главное, невозможно представить, чтобы Вера Комиссаржевская, тяготевшая к высокой духовности и чистоте, допустила на сцену подобную декорацию и поставила под угрозу закрытия спектакль, в который были вложены огромные средства (постановка обошлась в 25 тысяч рублей). О декорации “Храма любви” нет упоминаний в прессе и мемуарах современников, видевших спектакль (Мгебров, Остроумова-Лебедева и др.).

Петербургская и московская пресса подробно осветила историю запрета пьесы. Эта история и в самом деле не обошлась без прямого вмешательства влиятельного лица. Но это был не царь, а депутат Государственной Думы В.М.Пуришкевич, действовавший вместе с представителями Священного Синода и отнюдь не скрывавший своего участия в этой истории. Запрещение «Царевны» действительно было связано с религиозно-нравственными и политическими мотивами. Уже после запрещения спектакля «Биржевые ведомости» привели два противоположных высказывания членов Думы: графа Уварова, не увидевшего в спектакле ничего крамольного, и Пуришкевича, который сказал следующее: «Начав действовать против постановки «Саломеи», я выступил не как депутат, а как русский человек, обязанный стоять на страже православия. Мы и впредь будем действовать так же: если бы пьеса пошла, «Союз Михаила Архангела» скупил бы первые ряды кресел и мы бы заставили прекратить спектакль» (9).

Генеральная репетиция, как отмечали во всех газетах, прошла «с торжественностью инквизиционного заседания» (10). На спектакле присутствовали депутаты Гос. Думы, пришедшие с только что закончившегося заседания, правые и левые, был и помошник градоначальника, «точно в самом деле от «Саломеи» была отечеству опасность!» - иронизировал в статье о спектакле А.Измайлов (11). Были А.Блок, Ф.Сологуб, Н.Тэффи, А.Ремизов, Л.Андреев, актеры, художники. Пуришкевич и представители Синода решили судьбу спектакля, а в итоге - Театра Комиссаржевской и самой актрисы: снятие спектакля разорило ее антрепризу. Комиссаржевская объявила о своем намерении закрыть театр, но труппа приняла решение доигрывать сезон без зарплаты до первых сборов, покрывающих дефицит. Театр был обречен на длительные гастроли. В Ташкенте Комиссаржаевская заразилась оспой и умерла". - Легенда о «Саломее». Журнал "Русское искусство", а имя автора статьи не указано.

В 1909 году Дягилев решил везти в Париж и балет, что вызвало скепсис дирекции, однако идея получила ход благодаря протекции Матильды Кшесинской. Однако в феврале 1909 года великий князь умер, и уже весной Министерство Двора, на чьи средства организовывались «русские сезоны», отказалось финансировать любые начинания Дягилева и продолжать балетные сезоны. Однако идея показалась Дягилеву настолько успешной, что в том же 1909 году он организовал собственную продюсерскую компанию Ballets Russes, ставшую одной из самых значительных продюсерских компаний в истории, успешных как в творческом плане, так и в сфере фандрайзинга. - Made In Russia.
А вот здесь может быть подсказка - От Саломеи к Фавну...

Продолжение следует.

Примечания.
В уральской прессе о Комиссаржевской, "Уральская жизнь, 1910.
Интересено, что о Мейерхольде - ни слова. С оговорками, но о Станиславском - "Вот и у Станиславского - деспотизм".




Возможно, самая интересная из найденных мною в интернете статей -
Инна Найдис.Величие или безумство? - Мигдаль Times №92.
"Она была бездарна и нелепа. Она была талантливая и неземная.
Многое в этой судьбе - слухи, домыслы, легенды.
А была ли девочка?

Да! Потому что в Русском музее в Санкт-Петербурге висит потрясающее полотно Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн».
Мало кто знает, что именно ею вдохновлены (или заказаны) «Болеро» и «Вальс» М. Равеля, «Саломея» А. Глазунова, «Страсти святого Себастиана» К. Дебюсси, «Персефона» И. Стравинского, балеты М. Фокина, эскизы костюмов и декораций Л. Бакста и А. Бенуа.
Я написала «мало кто знает», но статьи о ней множатся (даже написана книга - «Причуды Саломеи, или Роман одной картины», автор Елена Арсеньева) и, естественно, повторяют эти бесспорные факты, оплетая их мифами, домыслами, фантазиями. С кем спала, кого купила, даже каким способом соблазнила Серова…
Богатая выскочка, бездарность, взбалмошная, эгоцентричная, порочная, экстравагантная и все-таки потрясающая -артистка, танцовщица, женщина.
Я тоже чуть было не внесла свою лепту в общепринятый образ. Во всяком случае, начало уже написанной статьи я привела выше. Но в последний момент мне попалась добротная, с указанием источников и жестким изложением фактов работа Натальи Дунаевой «Памяти Иды Рубинштейн» (в свободном доступе в интернете не нашел - Р.Б.). И рассыпались, как лопнувшая кожура, эпатажные подробности, продиктованные, очевидно, сегодняшними нравами и извращенной фантазией.
Во-первых, год рождения - 1883-й, место - Харьков. Первый в этом городе банкирский дом бы основан ее дедом Романом (Рувимом) Осиповичем Рубинштейном. Сыновья его Адольф и Леон продолжили и расширили дело. Вели дела они и с московскими купцами Алексеевыми. Поэтому Константин Станиславский (Алексеев) знал Иду еще девочкой. Так рассыпалась одна из версий, что он звал ее к себе в театр в расчете на ее миллионы..."
...
Оскар Уайльд. Саломея. Драма. Перевод В. и Л. Андрусон. Под редакцией К. Д. Бальмонта.

Музыка.
Рихард Штраус. Опера «Саломея» .Глава №78 книги «Путеводитель по операм - 1».

Матильда Кшесинская и Фаберже. Проект В. Скурлова. понедельник, 13 сентября 2010 г.
Вопросы:
А были бриллианты? А был ли мальчик? Где закладная в СПб Ссудную казну на бриллианты. Сколько было бриллиантов. Почему в Кисловодске в 1918 году Матильда прячет в ножку кровати какие-то бриллианты. Матильда пишет свои мемуары в 1960 году, когда ей уже 88 лет. Может быть, память изменила ей. Может быть, она хотела повести исследователей по ложного следу и запутать следы. Во всяком случае следов «бриллиантов Матильды» нигде не обнаружено.
Бронислава Нижинская не считает Матильду настоящей полькой. У Матильды только отец поляк, а мать - француженка. Это так. Феликс Кшесинский получил звание «потомственного почетного гражданина». Матильда - дочь п.п.г., не более того.
За что получил Феликс Кшесинский в 1893 году звание потомственного почетного гражданина? За свои заслуги или за заслуги (услуги) дочери?
Была ли Ида Рубинштейн, дочь богатых родителей - богаче Матильды. Может быть…
Кшесинская блистала в «Лебедином озере». «Лебединое озеро» - символ империи. «Лебединое озеро» ассоциируется у бывших советских людей с ГКЧП. Символично, что развал советско-партийной империи ассоциируется вновь с «Лебедем» и Кшесинской. - Валентин Скурлов. А были бриллианты? А был ли мальчик?

Киев. Сахарный магнат. Еврейская семья...
В.Пикуль "Портрет из Русского музея". (В.Серов «Портрет Иды Рубинштейн»).

Интересные параллели: Пшибышевский и Сологуб, Вечная сказка и Победа смерти:
Галина Титова. МЕЙЕРХОЛЬД И КОМИССАРЖЕВСКАЯ: МОДЕРН НА ПУТИ К УСЛОВНОМУ ТЕАТРУ.
Статья шестая. Ненужная победа
. Ф. Сологуб. «Победа смерти». Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской. Режиссер Всеволод Мейерхольд, оформление Сергея Попова по планам Всеволода Мейерхольда. Премьера 6 ноября 1907 г.

Театр, Еврейский вопрос, Комиссаржевская, 1908, Сахар, Пуришкевич, Польский вопрос

Previous post Next post
Up