...
Не Кшесинская и Ида Рубинштейн, или Карсавина и Кшесинская, или Карсавина и Рубинштейн, не Комиссаржевская и Рубинштейн, или Мейерхольд и Комиссаржевская, не Дягилев и Нижинский, как ни странно, и Фокин пока не появится на сцене, странно другое - отмечаю для себя, - что для меня рядом с трагедией Комиссаржевской и плеядой уехавших из России артистов, потерялись лица и Мейерхольда и Станиславского или Немировича-Данченко (символичными показались и провалы пьес Чехова и режиссерского отказа представить себя при постановке пьесы Горького, а ведь страшно даже представить, какую огромную чудовищную идеологическую работу проделал Художественный театр, аплодисменты заглушали все, что происходило в стране, любой стон - не просто крик)... мне кажется, я знаю направление - Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский, Саломея и Фавн... танец ради поцелуя в губы... последняя вуаль сброшена... голова отрублена... танец Фавна с вуалью... Одна начинает карьеру с сумасшедшего дома (полагаю, это еврейское родственное насилие над взбалмошной наследницей миллионов имело огромное значение), другой заканчивает свою - шизофренией... польский след будут вытравлять из русской культуры несколько столетий - не удастся, он не просто слишком ярок - он великолепен... немецкая Саломея? Рихард Штраус?.. Или Стравинский? Казалось бы, Глазунов, который писал музыку для Саломеи Рубинштейн... Нет - Эрик Сати!
Дон Хосе, полагаю, искренно считает, что русские едят только капусту... и приехали за "капустой", что весьма актуально и похоже на правду, - одни ею питаются (нищета в России), другие за нею уезжают (хочется больше)... Круг замкнет Виктюк уже своей "Саломеей", действительно, к чему эти церемонии - танцы с вуалью?.. Имеет ли это какое-нибудь отношение к русской культуре? - Дурацкий вопрос. Всё имеет.
Нуреевское прочтение послеполуденного сна - 61:50:
Click to view
(
Музыка и пластика. Шурале. По границе слов. Часть 2.)
(Интересно, что поставит Любимов в Большом, речь идет о "Князе Игоре" Бородина, которого Любимов решил подправить, почистить и сократить, ну, не нравится ему ария Кончака... и не только)
Пикассо и Ольга... Капуста сделает свое дело... Чувство вознесет, как возносило героев Шагала, и от Витебска они, пролетев над Парижу, найдут утешение в Нью-Йорке - это гораздо шире и глубже, чем мечты Золушки... Англия оценит гениальность дягилевских экспериментов... Полет валькирий... Гениально подобранная музыка под ковровые бомбежки во Вьетнаме. Но в ролике балетная сцена будет обрезана на самом главном - гулко или мощно глухо, эхом неизгладимых воспоминаний о полетах любимой, но неудавшейся и не подходящей на роль валькирии, отчаливает пароход...
Это лучший фильм о культуре XX века. О шутовстве с человеческим пониманием и сочувствием, одна из самых блестящих попыток снять ответственность с художников XX века за те ужасы, которые пережило человечество... Интересный вопрос - почему фильм так и остался "на обочине" истории кинематографа? Тоже дурацкий вопрос... но что если Таге прав - дягилевские "русские сезоны" - это лишь последствия того, что козла пустили в огород, желудок его пучит, и его пердеж столь необычен для избалованного слуха европейцев и удивителен и по звуку и по ощущениям на фоне ароматов европейских духов...
Click to view
55:43. Прощай, Ольга!
Click to view
50:16 - знакомство Пикассо с Дягилевым и Ольгой, репетиция с Сати:
https://youtu.be/p_xeyLpuh-M?t=50m17s Немногое о фильме и о "русских сезонах".
Pegas на КиноПоиск.ru:
"Наверно, фильм «Приключения Пикассо» появился слишком рано: он не стал сенсацией мирового масштаба, как того заслуживал. Да, он прошёл по кинофестивалям и, говорят, имел успех в своей родной Швеции. Однако международный кинозритель этот фильм не увидел - кинопрокатчики сочли его коммерческий потенциал недостаточно мощным… В самом деле - разве простой неприхотливый зритель пойдёт на сюрреалистическую комедию, высмеивающую целое стадо священных коров европейской высокоинтеллектуальной культуры?
…
Но зато рукастые американские комедиографы (в Голливуде работают очень умные и профессиональные люди) моментально оценили форму «Приключений Пикассо» и братья Цукер в компании с Абрахамсом забросали мировой кинорынок блистательными абсурдистскими комедиями типа «Совершенно Секретно» и «Голый пистолет», в сущности, просто повторяющими находки шведского шедевра. Все трюки, гэги и безумно смешные остроты, которые мы так любим в сумасшедших американских комедиях, уже были использованы в «Пикассо». Причём - использованы гораздо умнее, остроумнее и злее, чем могли себе это позволить американцы".
"В 1917 году Дягилев начал работу над балетом "Парад". Жан Кокто написал либретто, композитор Эрик Сати написал музыку для двух фортепьяно. Леонид Мясин выступил как хореограф. А Пабло Пикассо пробовал свои силы как художник по костюмам и декоратор. Дягилев намеревался "взорвать" Париж. И ему это удалось. В мае 1917 года Франция была истощена Первой мировой войной и публика ждала чего-то героико-патриотического, но получила нечто странное: скованную кубистическими костюмами хореографию под музыку, в которой то и дело слышался стрекот пишущей машинки, перезвон бутылок и даже горн (несколько иначе трактовали эти звуки создатели фильма - Р.Б.).
Поэт Гийом Апполинер назвал это действо "союзом живописи и танца, пластики и мимики". Публика оценила его иначе. Артистам кричали "Русские боши! Сати и Пикассо боши!" Боши - это жаргонное название немцев. Нечто вроде "фрицев".
В премьерном спектакле "Парада" участвовала Ольга Хохлова. И, наверное, очень волновалась (посмотрев фильм, вы поймете почему - Р.Б.). Помимо зрителей на неё с явным пристрастием смотрел Пабло Пикассо. Они познакомились в Риме, во время работы над спектаклем. Это не было любовью с первого взгляда. Пикассо не сразу обратил внимание на скромную, сдержанную, даже строгую, Ольгу. В труппе Дягилева было достаточно красивых и ярких танцовщиц. Но заметив Ольгу, всех остальных он просто перестал замечать. Дягилев посчитал своим долгом предупредить, что русские девушки непростые, на них надо жениться! И Пикассо, похоже, был уже готов к этому". -
Мария Вайсман. ЖЕРТВА Пикассо, Ольга Хохлова.
...
М.А. Ариас-Вихиль. Парижское открытие С. Дягилева: «Отец авангарда» Эрик Сати и балет-коллаж «Парад».