Процесс 1933 года. Репрессии. Мусульманское духовенство.

May 19, 2012 14:41


Процесс 1933г. затрагивает мусульманское духовенство районов компактного проживания татар - Красноуфимского и Манчажского. Сама акция формально направлена не против духовенства и ислама, а против кулацких остатков (все участники процесса раскулачены еще в 1930-м, отнимать больше нечего) и мусульманского сектанства - «муридизма», хотя из выкладок следователей мы не поймем, в чем же заключается сущность этого «муридизма».


Я буду цитировать самые «существенные» обвинения, хотя отдаю себе отчет, что, чем вздорней и необоснованней обвинения, тем чудовищней выглядит этот фарс. Не будем спешить с выводами о бесчеловечности такой политики - сотни тысяч людей мобилизованы на индустриализацию страны, ради этой фантастической задачи и разворачивается ожесточенная борьба за коллективизацию, что является вопросом жизни Советской власти, ключ к решению этой задачи мог быть только один - насилие. Эпизод, о котором наш рассказ, вероятней всего, не самый страшный. И еще один аспект проблемы мне кажется небезынтересным. На данном этапе религия становится оплотом индивидуализма. Случайно ли это? Вообще, лишенный организационной структуры, «татарский» ислам в различных регионах, похоже, приобретает свои специфические черты. Ни в одной из мусульманских советских республик ислам не подвергается такой деформации, как в России. Насколько обоснованы эти предположения, можно понять только при более глубоком и детальном изучении проблемы. Замечу лишь, что расследование ведет Шарафутдинов, в последующем он будет причастен к следствиям 1937-38 гг. Привожу выдержки из обвинительного заключения, составленного сотрудником 2-ого отделения ОО ПП Шарафутдиновым 15 июня 1933 года. [1]

«В течение последних двух лет (1931-1932гг.) в ОО ПП ОГПУ по Уралу из Манчажского и Красноуфимского Райотделения ОГПУ стали поступать сведения о том, что в ряде татарских деревень вышеуказанных районов кулаки Тахаутдинов Мухутдин, Ахметшин Ахмет, Зияшев Гариф, Акмалов Ахтар и др. и муллы Валишев Шарифулла, Шаяхметов Муфакар и др. систематически ведут а/с (антисоветскую - прим.Р.Б.) агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. При чем они свою к-р (контрреволюционную - прим.Р.Б.) деятельность среди трудящихся масс проводят, увязывая с вопросами, якобы, притеснения религии со стороны Соввласти, тем самым вызывая недовольство среди масс.

Одновременно с этим стали поступать сведения о том, что в этих же районах проживающими в татарских и башкирских деревнях служителями религиозного культа (ишаны, хазраты и муллы), особенно переехавшими в эти районы из Башкирской АССР и др.районов Урала, усиленно ведется работа по укреплению религиозности трудящихся масс, путем создания особой секты в виде муридизма, индивидуально набирая себе последователей или учеников (муридов), давая им уроки из религиозного учения магомета.

Сектантское движение за короткий период времени приняло в этих районах широкий характер, например, только пять известных ишанов и хазратов приобрели в разных деревнях свыше тысячи человек муридов, в частности: 1). Хазрат Хусаинов Абдулла, приехавший из БАССР, около 400 чел. 2). Хасанов Нурулла, приехавший из Бардымского р-на, 200 чел. 3). Хазрат Шаяхметов Муфакар из дер.Сызги Манчажского р-на более 300 чел; 4). Хазрат Такиуллин Бадретдин и Вахитов Абдрахман из В.-Баякского с/совета Манчажского р-на по 80 чел. Кроме того, объявили себя хазратами и готовились набирать себе муридов из Манчажского р-на мухтасиб Валишев и мулла, проживающий в Красноуфимском р-не, сбежавший из Башкирии, Ахметгалин Ганиятулла.

Из этих же данных было видно, что наряду с активно проводимой со стороны перечисленных выше служителей религиозного культа работы по поднятию религиозности среди трудящихся, они ведут и контрреволюционную работу. Ряд их последователей-учеников (муридов) доводится до такого состояния, что некоторые муриды открыто вели агитацию против Сов.власти.

Произведенным по делу расследованием все выше отмеченные факты подтвердились, на основе чего по делу арестованы 12 человек.

Конкретно сущность обвинения каждого из привлекаемых к ответственности сводится к следующему:

1). Валишев Шарифулла [2], 1883 г.рожд., происходит и проживает в дер.Азигулово того же с/совета Манчажского р-на, мулла мухтасиб, мурид хазрата Хусаинова Абдуллы, кулак, хозяйство раскулачено, бывший учитель, быв.член ВКП(б), исключен до чистки 1921 г.

Валишев Шарифулла систематически распространял провокационные слухи.(…) Осенью 1932 г. в гостях в доме Исламова Гиляза Валишев говорил: «В колхозах ведут работу против нашей религии, недавно Правление колхоза постановило не праздновать наш праздник, этим самым сказали, что колхозник должен отказаться от своих религиозных убеждений, это насилие над религией».

На возражения - никому никто не запрещает богу молиться, Валишев заявил: «Сейчас еще совсем не запрещают ходить в мечеть и молиться богу. Если сразу запретить, так можно и палку переломить, но они осторожно гнут, чтобы не сломилась она, сейчас выносят постановления, а потом будут его в жизнь проводить и спрашивать тебя не станут». (…)

В декабре месяце 1932 г. Валишев будучи на Артинской ярмарке (…) на квартире у кулака Мавлютбаева Гилимбая, читая из Корана в переводе на татарский язык говорил:

«С момента сотворения мира сколько сменилось царей, сколько менялись законы, религия никогда не менялась, а поэтому надеясь на власть, не нужно бросать религию, власть царская царствовала 300 лет, да сшибли ее, эта власть всего 15 лет, надеяться не на что, а поэтому еще раз обращаю ваше внимание не забывайте вашу религию, соввласть сейчас собирает всякое барахло, что осталось от старого романовского правительства» (показ.свид.Шайхиянова, л.д.55, 55об. и 57)

В совершенном преступлении не сознался.

2). Бадретдинов Василь, 1882 г.рождения, мулла, кулак, грамотный, образование среднееедуховное, мурид хазрата Хусаинова Абдуллы, беспартийный, уроженец и житель д.Биткино Манчажского района. До 1914 г.служил муэдзином, а его отец муллой, после смерти отца принял сан муллы и с тех пор служит муллой. В период 1917-18 гг. говорил о необходимости национального освобождения от «руссизма».  (…)

Приходящим к нему за советом своим односельчанам о вступлении в колхоз говорил: «В колхоз вступать можно, только ведь там веровать не дадут». После такого «совета», некоторые граждане от вступления в колхоз воздерживались…

«Мулла нашей деревни Бадретдинов Василь, будучи в гостях по обычаю мулл, начинал говорить из Корана: «В Коране написано, что перед концом мира, народ должен будет испытать тяжелую жизнь, этого мы не могли избежать и вот сейчас эти времена настали, наша мусульманская вера по писанию Магомета, перед концом мира будет такой ничтожной, какой она была в момент сотворения мира, мир перед концом взволнуется как море, вот сейчас эти времена настали, машины сейчас везде и всюду все делают, везде телефоны, мир связан проволокой, все это нам предсказывает о близком времени когда кончится мир, над этим днем нам всем нужно как следует подумать, нужно грехи уничтожать, на светское внимание сейчас не нужно уделять, нужно думать только о том мире, куда придем все после смерти». (показ.свид.Мубаракшина З., л.д.64 об. и 65)

В совершенном преступлении не сознался.

3). Ахметгалин (Ахметшин) Гиниятулла, 1868 г.р., происходит из дер.Арий Дуван-Мечетлинского района БАССР, после раскулачивания его в 1930 г.из Башкирии скрылся и проживает на Урале, переменив фамилию Ахметшин на Ахметгалина, с 1926 по 1930 г.служил мухтасибом, в 1927 г. осужден по 122 ст. УК к 8-ми месяцам принудительных работ. Ранее был активным националистом, принимал участие в организации правительства «Милли Мэдэни Мухтариат» (национально-культурной автономии) в Башкирии, с октября месяца 1932 г. служит муллой в дер.Б. Турыш, Красноуфимского р-на (л.д. 142, 143, 295)

В отношении его установлены следующие факты антисоветской агитации:

Осенью 1932 г. будучи в дер.Б.Турыш, мне пришлось быть совместно с муллой Ахметгалиным Гиниятуллой в гостях, где он говорил:

«У нас в Башкирии тоже так же грабят, поэтому я и уехал из своей родины, надо как-нибудь перетерпеть, это божья воля». (показ.свид.Залялетдинова л.д.15) (…)

В совершенном преступлении не сознался.

4). Такиуллин Бадретдин, 1870 г.р., происходит из дер. В.Баяк, Манчажского р-на, 1898 г. служит муллой, кулак, хозяйство раскулачено.

Далее подобные предыдущим показания свидетелей. Такиулин также не признает за собой никакой вины.

5). Ахтямов Риза, 1903 г.р., происходит из семьи служителя культа, дер.Ср.Баяк, Манчажского района.

Шарафутдинов также называет его «муридом хазрата». В общем, насколько я понимаю, мурид по Шарафутдинову, - верующий и не принимающий коллективизации. Остальные верующие уже не муриды. Ахтямов частично признает свою вину, в чем именно, - в документе не указано. Это - единственный из подследственных, кто частично признает свою вину.

6). Ахтямов Диньмухамет, 1889 г.р., происходит из крестьян д.Рахмангуловой Красноуфимского р-на, грамотный, образование среднее духовное, служит муллой. С 1913 г. служил в армиях рядовым…

7).Шаяхметов Муфакар, 1870 г.р., происходит из духовной семьи, д.Сызги, Манчажского р-на, служил муллой 30 лет, состоял муридом, в данное время сам имеет 200 чел.муридов, занимался торговлей мануфактурой и бакалейными товарами. Не судим, образование среднее духовное.

В 1930 г. во время массовой коллективизации Шаяхметов говорил:

«Я это предвидел еще раньше потому что мне это приснилось и вот почти целый год я ждал когда начнется это дело, это начало конца нашего мусульманства, в колхозах не дадут веровать в бога, а если кто их не будет слушаться, то таких «непокорных» будут отсюда выселять, вот этог же предсказывается и в священном писании - в Коране».

В связи со статьей т.Сталина «Головокружение от успехов» Шаяхметов неправильно истолковывая ее агитировал:

«Сталин сам человек верующий в бога, он испугался божьего гнева, написал в газете об этом». (показ.свид.Гибадуллина, л.д. 314 и об 323) (…)

По этому же делу проходят Тахаутдинов Мухутдин из деревни Сызги, Заяшев Гариф (1895) из деревни Озерки, Акмалов Ахтар (д.Сызги), Валеев Тахей (д.Азигулово), Абдулхаев Мугин (1897 г.р., дер.Гайны, сын муллы). 17 июня дело рассматривается на заседании тройки при ПП ОГПУ по Уралу.

Ахтямов Риза, Заяшев Гариф, Валеев Тахей, Абдулхаев Мугин высылаются в Сургутский р-н сроком на 5 лет.

Шаяхметов Муфакар, Тахаутдинов Мухутдин и Акмалов Ахтар - в Кондинский район Остяко-Вогульского округа сроком на три года.

Ахтямов Диньмухамет приговаривается к 3 годам заключения в исправительном трудовом лагере (место не указано).

Валишев Шарифулла, Бадретдинов Василь, Ахметгалин Гиниатулла и Такиуллин Бадретдин высылаются в Самаровский (Салгаровский?) р-н Остяко-Вогульского округа сроком на 5 лет.

С 1962 по 1989 гг. все реабилитированы.

Р.Бикбов 7 августа 2007 г.

Муллы:
Закиров Муфтея,  20 января 1857 г.р., д.Н.Арий, мулла до революции. Арестован в июне 1937 г. Проходил по делу «националистической контрреволюционной терроритсической организации на территории Манчажского района», 9 августа 1937 года расстрелян. В 1961 году дело пересмотрено. Закиров, как и все остальные, проходившие по этому делу, реабилитирован. [3]
Залетдинов Зинат, мулла д.Азигулово, 1868 г.р., январь, башкир, малограмотный, отбыл военную службу. Со 2 марта 1927 г. состоял осведомителем ОГПУ. Арестовывался в 1928, 1930 гг. 23 декабря 1930 г. приговорен к 3 годам заключения, направлен в г.Усолье В-Камского окр. в Вишлаг. [4]
Валишев Шариф - мулла, д.Азигулово, 1886 г.р. [5]
Мухаматрахимов Гиниатулла - ст.мулла д.Азигулово, ум. в 1923 г. [6]

[1] ГААОСО,ф.1, оп.2, д.48602.
[2] Валишев в годы революции и гражданской войны - учитель в дер.Азигулово, полсе 1921 года принимает сан муллы 2-й мечети. ГААСО, ф.1, оп. 2, д.48602, л.58.
[3] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.30935, л.50-54, 311, 351.
[4] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.25480, есть фото.
[5] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.25480, л.22
[6] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.25480, л.19 об., 24.

Реабилитация, Мусульманское духовенство, Свердловская область, Репрессии

Previous post Next post
Up