Весенние Леснорядские кварталы и станция Москва-Товарная-Рязанская

Aug 25, 2021 00:16

Привет из солнечного Крыма, друзья! Обленился я тут совсем в отпуске, грею задницу, пью пиво и совсем забросил уютную ЖЖ-шечку. Решил, что пора исправиться и хочу представить вам первую часть большой прогулки, которую мы со Стасом и Юлей предприняли чудесным пятничным вечером 16 апреля сего года.

В тот вечер мы встретились на «Красносельской», погуляли по расположенным рядом интересным Леснорядским кварталам, затем осмотрели полузаброшенную грузовую станцию Москва-Товарная-Рязанская, а затем прошлись по Митьковской ветви, поснимали её для истории перед началом строительных работ по МЦД-3 и в итоге свернули на Ярославский ход и дошли до Москвы-III. Сегодня часть первая и начнём мы с Леснорядских кварталов.

1. Леснорядские кварталы или же, по-иному, жилой массив «Русаковский» занимает территорию, которая ограничена ТТК, Русаковской улицей, улицей Гаврикова, Леснорядской улицей, Леснорядским переулком и Казанско-Рязанским направлением Московской железной дороги. Относится к Красносельскому району и включает в себя его "тысячные" кварталы. Почему тысячные? Да потому, что нумерация этих кварталов почему-то от 1012-го до 1023-го. Откуда возникли такие цифры для меня загадка, но сами кварталы весьма колоритные.

Дома Леснорядских кварталов вводились в строй поэтапно в период с 1925-го по 1930-й года, построены в стиле модного тогда конструктивизма. Проектировались эти жилые дома архитекторами: Михаилом Мотылевым, Борисом Улиничем и Анатолием Жуковым. На фото нам предстаёт дом 3/1 по улице Гаврикова, он относится к 1012-му кварталу Красносельского района. Справа - эстакада ТТК.



2. Этот пяти-шестиэтажный десятиподъездный кирпичный жилой дом, относящийся к архитектурному ансамблю жилмассива «Русаковский», экспериментальный проект строительства жилого дома с плоской крышей Ле Корбюзье, положивший начало применения имитаций плоских крыш-террас с помощью ограждений в архитектуре СССР. Архитектором конкретного этого здания стал Анатолий Жуков (в соавторстве с М. Мотылевым).

Построен в 1929 году для железнодорожников. Является одним из первых кооперативных домов в Москве. Задумывался как дом-коммуна. В доме были ясли, располагающие большой террасой, домовая кухня, прачечная (действовала до конца 1990-х гг.). Жилой дом отличается сложной формой в плане, переменной этажностью и типом «экспериментальных секций Моссовета».

Боковой фасад, выходящий на улицу Гаврикова, выделен сдвоенными треугольными остеклёнными эркерами. Углы дома по Леснорядскому переулку оформлены тремя угловыми балконами. В «вырезе» угла - вертикаль из трех балконов, опирающихся на плоскую крышу-террасу на уровне 2-го этажа. Сверху «горизонтальную нарезку» подчёркивают выступающие брандмауэры. В этом корпусе были использованы 2-х квартирные «секции Моссовета 1928 года», что позволило осуществлять сквозное проветривание. Проблема сохранения тепла была решена «очагом тепла» в полукруглой нише. В квартирах 3-4 комнаты, осветлённые балконом коридоры, санузлы с ваннами и окнами, потолки высотой 3,2 м. Дом рассчитан на 110 квартир.

Судьба этого дома, как и почти всего, что сохранилось от квартала пока что неясна. Ходили слухи, что дом объявят памятником архитектуры, при этом каждую декаду жильцов предупреждали о грядущем сносе. В 2017 году дом вошёл в программу реновации. В настоящее время разрабатывается градостроительная документация, по результатам которой станет известна дальнейшая судьба дома - снос или реконструкция с расселением.


3. Со стороны Леснорядского переулка. Переулок, к слову, получил своё название от одноимённой улицы, а название той в свою очередь возникло в XIX веке по близости к Лесному ряду, где шла торговля пиломатериалами. Отсюда и общее название этой местности.


4. Гаврикова улица упирается Казанско-Рязанское направление МЖД под эстакадой ТТК. Здесь расположены какие-то заброшенные и полуразрушенные строения, вероятно, некогда относившиеся к железной дороге или окрестной промышленной зоне № 16 «Митьковская ветка». Это здание относится к 1970-му году.


5. А вот это дореволюционное - к 1850-м годам. Вероятнее всего появилось вместе с Московско-Рязанской железной дорогой, точнее компанией, возникшей в 1856 году как Московско-Саратовская железная дорога с целью её строительства. Это уже 1023-й квартал.


6. Как и этот милый двор, в котором нам попался такой вот чудесно сохранившийся автораритет.


7. Жалко, что внутрь заглянуть можно было только через стекло.


8. Внутри раритета лежали другие раритеты.


9. Стас тоже проникся этой красоткой!


10. Милый дворик. Настоящая старая Москва.


11. Уже знакомый нам до 3/1 по улице Гаврикова со стороны Леснорядского переулка.


12. В сторону Леснорядской улицы. Слева - пятиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом постройки 1926-го года. Архитектор М.И. Мотылёв. Количество квартир: 96.

В этом доме жил Герой Советского Союза Сергей Алексеевич Данилин, командир дивизии, инженер, знаменитый летчик, участник перелета через Северный полюс в составе экипажа М.М. Громова.

Живший в доме Герой Российской Федерации разведчик Ян Черняк послужил прообразом знаменитого киногероя Штирлица.

Также здесь проживали: художник Василий Ефремов (во время войны за создание агитационных плакатов награждён медалью «За боевые заслуги»); Георгий Анатольевич Зельма (фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-1930-х годах, военный фотокорреспондент на полях боевых действий в Великую Отечественную войну) и его сын Тимур Георгиевич Зельма (известный кинооператор, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени).

Дом вошёл в программу реновации в 2017 году. Поскольку дом имеет историческую и архитектурную ценность, было принято решение отреставрировать здание с отселением жильцов. Но пока дом не расселён. Мы ещё взглянем на его двор. Справа - 1022-й квартал.


13. Семиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом по адресу Русаковская улица, 4 строение 1 на 102 квартиры. Архитектор М.И. Мотылёв.

Построен в стиле конструктивизма в 1927 году, однако впоследствии перестраивался в стиле неоклассики с надстройкой 6-го и 7-го этажей в 1955 году. В период строительства первой очереди метро «Сокольники» - «Парк культуры» во 2-м подъезде дома проживал Л. М. Каганович.


14. Расселённые дома по адресу Русаковская ул., 2/1 строение 1 и строение 2. Оба построены трёхэтажными трёхподъездными в в стиле раннего конструктивизма в 1926-м году по проекту архитектора Бориса Улинича (при участии Ильи Голосова). Строение 1 на 60 квартир, строение 2 на 50. 4-й и 5-й этажи были надстроены в начале 1930-х гг.

В доме 2/1 строение 1 (на заднем плане) жили: химик с мировым именем, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии П.В. Зимаков; Г.И. Бремер, физик-теоретик; известная журналистская династия Аграновских; литературовед Зиновий Самойлович Паперный. По вечерам в квартирах собирались известные писатели, художники, журналисты. Например, Анна Ахматова, Лиля Брик, Корней Чуковский, Борис Заходер и другие были частыми гостями жителей дома.


15. Русаковская улица. На заднем плане виднеются ещё два (на самом деле их три) интересных дома, относящихся к ансамблю «Показательные дома для рабочих». Данный жилой комплекс построен в 1925-1930 гг. под руководством архитектора Б. М. Иофана (в соавторстве с Д. М. Иофаном) для кооператива «Сокольники», образованного сотрудниками ОГПУ. В основе композиции - трансформированная схема городской усадьбы. Три трёхэтажных корпуса образуют двор и парадный въезд, который ведёт к нему со стороны улицы.

Крылья боковых корпусов формируют периферийные тихие дворики. Мотивы южной архитектуры узнаются в оформлении фасадов: полукруглые ниши маскируют вход в подъезды, им вторят глубокие арочные лоджии и арки, поддерживающие переходы между крыльями корпусов. Невысокая сквозная решетка по фронту улицы, изначально отделявшая въезд во двор, подчёркивала усадебный характер постройки. Жилые дома дополняли коммунальные здания, где размещались клуб, столовая, ясли (не сохранились). Несмотря на определенную общность с конструктивно-функциональным направлением (рациональная форма, отсутствие декора), дома Б. М. Иофана - решение нестандартное для середины 1920-х гг., во многом ориентированное на предшествующий опыт малоэтажного строительства.

В настоящее время являются памятником архитектуры.


16. "Татрочка".


17. А теперь углубимся обратно в Леснорядские кварталы. Это собственно Леснорядская улица. Слева виднеется - выявленный объект культурного наследия "Школа с обсерваторией, 1929 г."

До постройки нового здания школа располагалась в старом деревянном доме - особняке 1877 года, и была школой 1-й ступени, то есть начальной. Для средней школы двухэтажное здание было тесновато, поэтому в 1927 г. Московский отдел народного образования (МОНО) начинает проектные и производственные работы по возведению нового каменного здания школы-семилетки во владении 10 по Русаковскому шоссе со стороны Леснорядской и Малой Николаевской улиц. При проектировании нового объема школы в середине участка сохранялась старая постройка городского училища.

Автором проекта школы-семилетки №28 на Русаковском шоссе, 10 по документам значится инженер Федоров - по крайней мере этим именем подписаны проектные чертежи.

В процессе производства строительных работ в проекте были сделаны некоторые изменения, наиболее важным из которых стало возведение объема обсерватории «вышка над боковой лестницей». Устройство обсерватории в строящемся здании школы еще в 1928 г. требовал руководитель Управления губернского инженера архитектор А. Ф. Мейснер. В июне 1929 г. архитектор А.Т. Митрейтер при осмотре объекта по Русаковскому шоссе, 10 отмечал: «над лестничной клеткой без разрешения возводится каменная с железобетонным куполом обсерватория (вращающаяся)». Здание школы было открыто к началу 1929-1930 учебного года, однако сама обсерватория уже более 70-ти лет не используется.


18. Дворы 1012-го квартала.


19. Уютно.


20. А это упоминавшийся выше расселённый дом 2/1 строение 2 по Русаковской улице. Во дворе всё перерыто, но рабочих пятничным вечером замечено не было.


21. А это дом 2/1 строение 1.


22. Очень приятные дворы там. Будем надеяться, что их не постигнет участь ещё одного жилого дома на углу Леснорядской и Русаковской, который снесли и застраивают очередным говно-человейником.


23. Уже знакомый нам по первым фото дом 3/1 по улице Гаврикова. На этот раз со двора. Здесь у него более жилой вид. Хотя, конечно, то, что он сильно нуждается в ремонте видно невооружённым глазом.


24. Взгляд назад к ТТК.


25. И ещё немного уютных дворов 1012-го квартала.


26.


27. Выходим через арку обратно в Леснорядский переулок.


28. Офисно-складской комплекс фирмы «Меркурий», он же бывший Леснорядский рынок. Построен в 1967-м году.


29. Трёхэтажное административно-офисное здание, построенное в 1951 году. Ныне отдел МВД России по Красносельскому району ЦАО.


30. Здание упомянутой выше школы № 315 с обсерваторией с угла Леснорядских улицы и переулка.


31. Дворик 1021-го квартала с домом 1955-го года.


32. Леснорядские коты. Они прекрасны! В этот момент их как раз кормила местная жительница, поэтому их и собралось так много.


33.


34. И наконец мы дошли до тупика Леснорядской улицы, где она упирается в Казанско-Рязанское направление МЖД и Митьковскую ветку. Дом на фото явно дореволюционный, возможно, старой застройки времён, когда здесь, наверное, ещё располагались лесные ряды.


35. Здесь я процитирую этот пост Стаса:

Cоединительная линия, на которую мы вышли, была построена сравнительно недавно - в 1972 году. До её строительства мрачные леснорядские кварталы тянулись на восток до соединения Митьковской ветви с Казанским/Рязанским направлением. Там стояли деревянные дома, я нашёл в сети несколько старых фотографий. А улицы имели выразительные названия: Грязная, Газовская (рядом располагался газовый завод на Сокольническом шоссе - ныне Русаковская улица). И вот, кварталы были снесены, а ветка отрезала пространство, ставшее большим треугольным пустырём, называемым Леснорядским по общему названию места.


36. Вид в сторону Митьковской ветви. Виднеется громадный элеватор мельничного комбината в Сокольниках. Ну, а справа дальше забора как раз и расположен Леснорядский пустырь, который некоторые называют "Леснорядской аномальной зоной". Место это назвали аномальным потому, что здесь якобы невозможно ничего построить (из-за проклятия, разумеется), а также, возможно, из-за его треугольной формы (по аналогии со знаменитым Бермудским треугольником). На самом деле, конечно, это городская легенда. Впрочем, как сейчас выглядит пустырь я покажу вам в следующей части повествования про собственно Митьковскую ветку.


37. А сейчас пойдём в другую сторону. Казанское/Рязанское направление в сторону области.


38. И в сторону Казанского вокзала. Наглядный пример знаменитого левостороннего движения на Рязанском ходу.


39. Переходим пути в сторону грузовой станции Москва-Товарная-Рязанская. Вид в сторону вокзала.


40. И в сторону области. Виднеется начало спуска путей в двухпутный железнодорожный тоннель, который проходит под путями станции Москва-Товарная-Рязанская. В 1916 году начались работы по устройству открытым способом тоннеля, по которому должны были проходить пассажирские пути, тогда как грузовые должны были проходить над тоннелем. В связи с войной работы застопорились, и только после 1925 года верхнее перекрытие тоннеля удалось закрыть. Впрочем, на тоннель мы ещё взглянем поближе.


41. Горловина Москвы-Товарной-Рязанской. Слева начинается громадный грузовой двор станции, который последнее время пустует.


42. Покрупнее.


43. Большинство путей стоят без наката, много мусора. А как это выглядит со стороны главного входа на грузовой двор я покажу вам в другой раз, когда расскажу о прогулке отсюда до Москвы-Сортировочной (ныне парк Перово-IV).


44. Ещё не так давно все эти пути ломились от огромного количества грузовых вагонов, теперь, как и над всеми Московскими грузовыми дворами, здесь висит тишина. Для наглядного понимания количества путей этой огромной станции, рекомендую ознакомиться с её техническо-распорядительным актом (ТРА), который откроется в новом окне вместе с ТРА станции Москва-Пассажирская-Казанская (Источник).


45. Вдали виднеется полукруглый ЖК "Arco di Sole" в районе метро «Электрозаводская».


46. Москва-Товарная-Рязанская - грузовая железнодорожная станция II класса, расположенная на Казанском/Рязанском направлении Московской железной дороги, построенная в 1897 году. Расположена на участках обслуживания Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5; Панковской дистанции электроснабжения ЭЧ-16; Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-6.

Первой остановкой от Казанского вокзала Москвы в XIX веке была платформа Сокольники на ответвлении Митьковской соединительной ветви напротив нынешней станции Москва-Товарная-Рязанская (Москва-Товарная - 1) с выходом в Гавриков переулок - известное царство хлеба. Где в 1894 году, дорога построила вместительное хранилище. Эта биржа стала посредником в перевалке миллионов пудов российского хлеба по стране и за границу. Товарная станция была открыта в 1897 году как Москва-Товарная - 1. Грузооборот на станции рос из года в год. Да так, что грузовая железнодорожная станция Москва-Товарная - 1 уже не справлялась с этим потоком грузов. Впоследствии, чтобы разгрузить станцию пришлось открывать дополнительное товарное отделение под названием Москва-Товарная - 2, более известная по фамилии прежнего владельца участка земли как Москва II-Митьково, которую я покажу в следующей части про собственно Митьковскую ветвь.


47. На станции расположено большое количество крытых складов, открытых площадок для хранения контейнеров, высокие и низкие платформы для разгрузки вагонов, а также 4 козловых грузоподъёмных крана. Максимальная грузоподъемность установленных на станции механизмов для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов составляет 20 тонн. Но как мы можем судить, сейчас состояние всей этой инфраструктуры выглядит плачевно. Всё заброшено. Хотя, вот на этой схеме (откроется в новом окне), найденной на просторах сети, станция предполагается как новый логистический терминал, после того как будет реконструирована. Но схема эта уже не самой первой свежести. С тех пор планы могли поменяться.


48. Путевое развитие станции Москва-Товарная-Рязанская - 30 путей, из них 21 - тупиковые погрузочно-выгрузочные, 7 - приёмо-отправочные для участковых сборных и вывозных поездов обоих направлений, 1 - вытяжной улавливающий тупик и, 1 - подъездной путь к ООО «Юнилевер СНГ» - майонезное производство Calve.


49. Грузовой склад.


50. Заросшие пути на фоне махины Мельничного комбината в Сокольниках.


51. Всё в состоянии запустения.


52. А ещё пару лет назад здесь шла активная грузовая работа. Выполнялись манёвровые операции по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам и подача/вывоз вагонов под погрузку/разгрузку. Манёвровую работу на станции выполняли тепловозы ЧМЭ3 приписки депо ТЧ-6 Москва-Сортировочная. Теперь тут тишина. Хотя, официально станция не закрыта.


53. Вид с зумом в сторону Мелькомбината. Уж больно он красив!


54. Несмотря, на полное запустение, вся сигнализация на станции в порядке, светофоры светят, словно, призраки из прошлого среди колосящейся на ржавых путях травы.


55.


56. Курить запрещено, да только и курить-то особо некому...


57. Впрочем, как выяснилось, здание справа вполне обитаемо.


58.


59. Тем временем в небе разгорался чудесный закат.


60. Мелькомбинат прекрасен.


61. Московский маргариновый завод.

Решение о строительстве крупного завода в Москве было принято в 1928 году в связи с неэффективностью небольших производств. В июле 1930 года завод был пущен в эксплуатацию, пусковая мощность производства составила 20 тонн маргарина в сутки. Основная продукция первых лет - маргарин, технология его производства была сложной, с низким уровнем автоматизации. В 1930-е годы на заводе освоено производство небольших объемов майонеза на основе ручного труда. Годовой объём производства майонеза составил в 1936 году 2,7 тонн (в среднем 7,4 кг в сутки), за 1941 год выпущено 275 тонн майонеза.

В 1950-1970-е годы завод модернизирован, в результате чего достигнут уровень механизации 88,6%, запущено 12 линий и установок непрерывного действия. Удалось улучшить потребительские качества выпускаемого майонеза (прежде всего - повысить стойкость эмульсии), спрос на продукцию вырос, и завод стал основным производителем майонеза Москвы: в 1957 году выпущено 1358 тонн майонеза, в 1960 году - 3336 тонн, в 1963 году - 6674 тонн. В конце 1950-х годов, кроме классического майонеза-провансаля, начат выпуск небольшими объёмами майонеза с добавками (с томатом, хреном, укропным маслом).

В 1976 году было решено перенести всё московское майонезное производство на Московский жировой комбинат, после чего завод целиком специализировался на производстве маргарина.

В начале 1990-х годов акционирован, в 1994 году работал с производительностью 110 тонн маргарина в сутки. Было вновь освоено производство майонеза. В марте 1998 года предприятие приобретено англо-голландской корпорацией Unilever с целью локализовать масложировое производство в России. С этого времени предприятие было известно как Московский маргариновый завод «Юнилевер». На заводе было развёрнуто производство майонеза и соусов под торговой маркой Calvé, маргарина «Пышка», спредов под марками Rama и Delmy, растительно-творожного крема. Мощность завода к 2014 году составила 91 тыс. тонн готовой продукции в год.

Весной 2014 года Unilever продала завод зеленоградской компании «Мономах» Евгения Титова. Майонезное производство Unilever было выведено на собственный завод в Туле, а производство маргаринов, спредов и подсолнечного масла под марками Unilever было решено сохранить на заводе «Мономаха».


62. Слева уходит вдаль подъездной путь маргаринового завода. Чтобы попасть на завод было необходимо совершить смену направления там вдали. Мы хотели пройтись туда, но из здания цветов РЖД вышел мужик и стал настоятельно требовать покинуть объект. Впрочем, я потом покажу вам этот путь, когда напишу пост о прогулке до Сортировочной. А в этот вечер эту идею пришлось отринуть во избежании встречи с правоохранительными органами, которых данный товарищ обещал вызвать, если мы поступательно не двинемся отсюда.


63. Левый путь - как раз подъездной.


64. Но пришлось уходить, попутно фотографируя, против такой тактики товарищ особенно не возражал, только всё стоял и смотрел, чтобы мы при этом уходили.


65.


66.


67. Попадается информация, что уже несколько лет станции Москва-Пассажирская-Казанская и Москва-Товарная-Рязанская находятся под единым руководством, в связи с чем в дальнейшем планируется их объединить в единую станцию Москва-Казанская с товарным парком. Вероятно, это как раз станет следствием возможной реконструкции, после чего формирование почтово-багажных поездов будет проводиться на Москве-Товарной-Рязанской.

Это разгрузит Москву-Пассажирскую-Казанскую. А объединенная станция будет заниматься не только организацией пассажирских перевозок и формированием почтово-багажных поездов, но и грузовой работой, то есть будет универсальной. Но это пока лишь планы, в реальности всё может быть куда печальнее.


68. Колоритный светофор.


69. И колоритный маргариновый завод.


70. Отошли от грузового двора. Вид обратно в сторону Казанского вокзала.


71. Здесь раньше были ещё один подъездной путь Хладокомбината № 13 (зелёные ворота справа), а подъездной путь ОАО "Русский продукт". Ныне они, к сожалению, разобраны.


72. Вид в сторону горловины станции и о.п. Электрозаводская.


73. Закат был чудесный.


74. Справа ворота бывшего подъездного пути ОАО "Русский продукт".


75. Ещё один взгляд назад.


76.


77. Интересно, в каком году разобрали путь?..


78. И ещё один взгляд назад. Уж больно красивые виды.


79. Вдали справа виднеется одно из зданий архитектурного ансамбля Покровской мещанской богадельни XIX века.


80. Покрупнее.


81. А вот и тот самый тоннель, про который я уже говорил выше. В скором времени он, как и всё здесь будет подвергнуто тотальной перекладке/перестройке/реконструкции для организации движения по МЦД-3 (Крюково - Раменское), поэтому эти фото уже практически исторические.


82. Впрочем, схему реконструкции я приведу в следующем посте про Митьковскую ветку. А пока просто запомним всё здесь таким, каким он пока ещё является. I и II главные пути Казанско-Рязанского направления.


83. Слева - III и IV главные пути, справа - Митьковская ветвь.


84. Интересные четырёхугольные светофоры, напомнившие мне визуально заградительные. Но здесь, кажется, у них какая-то другая функция.


85. Может быть, кто-то из знатоков подскажет, для чего используются здесь эти светофоры?


86. ЭП20 с пассажирским поездом куда-то на юг.


87.


88. И напоследок вид в сторону Электрозаводского моста и о.п. Электрозаводская.


И на этом на сегодня всё, надеюсь, что было интересно. А продолжение вы можете найти здесь. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

P.S. Мои рассказы о других грузовых дворах Москвы:

> Москва-Товарная-Смоленская;
> Москва-Рижская;
> Москва-Товарная-Павелецкая;
> Москва-Бутырская;
> Москва-Товарная-Курская;
> Москва-Товарная-Киевская

жд, история, Москва-Пассажирская-Казанская, фото, прогулки, промзона, Митьковская ветвь, МЦД, МЦД3, архитектура, Казанско-Рязанское направление, подъездные пути, краеведение, промышленность, Россия, Москва-Товарная-Рязанская, Москва

Previous post Next post
Up