От Беговой до Белорусской необычным путём

Dec 18, 2019 00:29

Эта прогулка была мною предпринята в погожий день 20 октября сего года. Последнее время стараюсь поймать, как можно больше ускользающих кусочков прошлого, ведь, меняется всё со скоростью падающих звёзд. Скоро и те места, что я вам покажу изменятся до неузнаваемости, даже, если какие-то детали и останутся на своих местах. От Беговой до Белорусской пешком можно дойти по-разному. Большинство людей пойдёт по улице Беговая (как вариант - часть маршрута по Беговой аллее), а затем повернёт на Ленинградский проспект. Кто-то через дырку в заборе пролезет на тропинку, идущую вдоль железнодорожных путей, и пойдёт в направлении вокзала... Но я пошёл другим путём.

1. Сначала я повернул в обратную сторону от направления к Белорусскому вокзалу и пошёл по коротенькой улице Розанова, что начинается рядом с западным вестибюлем станции метро Беговая. Это довольно тихая улочка, на которой по сути нет жилых домов, упирающаяся в промзону. Названа она в 5 ноября 1957 года в ознаменование 40-й годовщины Октябрьской революции в память о революционере Георгии Николаевиче Розанове (1874-1944). Из интересной архитектуры в начале улицы выделяются три кирпичных дома (на фото попало два), постройки начала 50-х годов. В ближнем на фото, по описаниям, найденным на просторах сети располагается учебный корпус Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС). В дальнем - бизнес-центр «Бега». С другой стороны от улицы в низине проходят пути Смоленского (Белорусского) направления МЖД.



2. Сама улица упирается в территорию ОАО «Хорошёвский завод железобетонный изделий ДСК-1». Поэтому по правую руку в 1993 году компанией ДСК-1 совместно с немецкими проектировщиками были выстроены вот эти таунхаусы, ставшие одними из первых в Москве. Они были возведены как опытные образцы и заодно в качестве рекламы, а затем стали использоваться как помещения для некоторых подразделений и офисы ДСК-1.


3. Улица заканчивается воротами ДСК-1.


4. Но слева от ворот расположена вот такая вот уютная тропинка, которая ведёт в направлении 1-й Магистральной улицы. Народу там ходит мало, но тропинка цивильная. Выложена бетонными плитами.


5. А над тропинкой на всём протяжении висят вот такие вот старенькие фонари. Правда, работают они или нет - не могу сказать, в тёмное время там ходить не доводилось.


6. Взгляд в сторону Беговой. Обратите внимание, рабочие попилили множество деревьев, растущих по склонам (и продолжали пилить в день прогулки). Мне показалось, что это связано с будущими масштабными работами по строительству здесь ещё двух путей от Киевского направления (будущая линия D4 Апрелевка-Железнодорожный) с созданием кросс-платформенной пересадки между D1 и D4 на месте нынешней платформы Беговая. Скоро здесь будет четыре пути, а также наверняка появится забор, как на МОЖД и подобный кадр будет сделать непросто.


7. Привет из прошлого - старенький деревянный столб, возможно, в прошлом использовался, как телеграфный. Сейчас в Москве такие раритеты большая редкость.


8. Ещё какая-то калитка ДСК-1, увитая диким виноградом.


9. Выходим на площадку, где расположены три подъездных пути. Правый неиспользуемый ведёт собственно на ДСК-1, средний на Краснопресненскую плодоовощную базу, а левый на Мельничный комбинат № 3. Я подробно рассказывал о них здесь и здесь.


10. Впереди эстакада Звенигородского шоссе, за ней в будущем расположится платформа Ермакова Роща (Звенигородская) линии D4 МЦД.


11. В момент прогулки как раз вяло начинались работы по её строительству (буровая на фото). Кстати, надо будет как-нибудь пройти весь участок строительства от самого Киевского хода, но только не по нынешней грязище. Пусть сначала снег нападает и приморозит.


12. Тут я повернул в другую сторону, в направлении Белорусского вокзала. Здесь тоже впоследствии будет путь. Впереди станция Москва-Товарная-Смоленская.


13. Справа - новые 3 и 4 главные пути Смоленского хода. Они идут в стороне от 1-го и 2-го, а также Беговой. По ним ходят экспрессные Иволги в Усово.


14. В сторону Филей.


15. Спустился на ещё один станционный путь с насыпи. По нему, насколько я понимаю, электропоезда не ходят.


16. Справа - эстакада развязки ТТК со Звенигородкой.


17.


18. Иволга поехала в закат Усово.


19. Сталинки на улице Розанова со стороны станции.


20. Закат в тот день был красивый. Я их вообще люблю. Вы, я думаю, давно это поняли.


21. Справа за забором расположена территория воинской части, которая, в настоящий момент, как я так понял, сдаётся в аренду кому попало. Часть строений вообще представляют собой руины. Так что не знаю, осталось там что-то от воинской части или нет.


22. Ещё раз закат.


23. Кстати, там за забором, на территории в/ч, довольно обширное путевое развитие. Если верить спутнику, то пути по территории доходят почти до самого Звенигородского шоссе.


24. Однако подъездной путь в/ч уже не используется. Это хорошо заметно по отсутствию наката.


25. Скорее всего, военные отсюда давно ушли. Слева забор Ваганьковского кладбища.


26.


27. Приближаемся к Ваганьковскому путепроводу.


28. Ваганьковский (также известен, как Краснопресненский) путепровод был сооружён в 1960-м году по проекту инженеров М.К.Васнина, И.Ю. Аршавского, А.П. Волкунаса и архитектора В.М. Надежина. Соединяет Беговую улицу и Хорошёвское шоссе с улицей 1905 года.


29. Грузовая работа станции практически ушла в прошлое, некоторые пути используются для остоя электропоездов и поездов дальнего следования.


30. Меня заинтересовали крайние правые пути, а особенно самый крайне-правый (почти ультраправый, ага), которые в настоящее время фактически не используются. Эта часть грузового двора наиболее заброшена и скорее всего будет застроена. Раньше здесь располагалась довольно обширная промзона № 18 «Грузинский Вал», от которой ныне остался действующим лишь Московский электромашиностроительный завод.


31. И вот этот путь по совместительству пока ещё является подъездным путём завода, хотя последний его и не использует. А поскольку все московские грузовые дворы будут застраиваться, как, например, Рижский, то осмотреть то, что от них осталось сейчас наиболее интересно.


32. Взгляд назад.


33. Ну путях стоит только пара почтовых вагонов, в которых кто-то, по всей видимости, обитает. То ли рабочие, то ли охрана. Остальные либо заброшены и частично разобраны, либо на них свалены старые рельсо-шпальные решётки.


34.


35. Здесь же, за забором, во дворе жилого дома расположена вот такая вот интересная башенка. Судя по виду, явно дореволюционная и ранее наверняка относилась к железной дороге, так как на месте двора когда-то был ещё один тупиковый путь. К ней раньше в заборе вот даже калитка была, которую теперь зачем-то заделали.


36. Редко используется только один путь. Это тот, на котором стоят почтовые вагоны.


37. Здание Московско-Смоленской транспортной прокуратуры. На заднем плане торчат махины ЖК «Пресня Сити», построенного на месте хлебозавода им. В. П. Зотова.


38. На карте 1952-го года отмечены три интересных подъездных пути от грузового двора, доходившие почти до площади Краснопресненская застава. Левый подходил почти вплотную к территории Краснопресненского трамвайного депо (затем 5-й троллейбусный парк имени И. И. Артамонова, ныне площадка «Ходынская» филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс»). Туда же подходил тупиковый путь от трамвайного депо. Как подсказали в комментариях - До 1972 г. в Москве существовало такое явление как грузовой трамвай и 99% что этот трамвайный путь-тупик был именно грузовым и в этом месте осуществлялась перегрузка чего-либо с ж/д на грузовой трамвай. Второй подъездной путь, вероятнее всего, служил для доставки стройматериалов при строительстве электродепо (ТЧ-4) "Красная Пресня" Кольцевой линии метро, которое сейчас расположено на этом месте, а затем какое-то время в качестве гейта ж/д c метрополитеном, который впоследствии был разобран. А вот насчёт третьего, правого пути могу лишь предположить, что использовался он военными, так как на углу Ходынской улицы и Пресненского вала до сих пор сохранилось здание автобазы Министерства обороны, которая была основана в 1918 году. Вероятно, что и на части современной территории метродепо, а также квартала кирпичных домов конца 50-х по Пресненскому валу было что-то, связанное с военными.


39. Пойдём гулять дальше. Ещё один относительно расчищенный и целый путь грузового двора.


40. Но в общем картина довольно грустная.


41. Слева как раз хаотично заваленный РШР подъездной путь Московского электромашиностроительного завода. Теперь уже бывший, хотя сам завод пока ещё работает. На территории также складируется в ящиках что-то вроде бордюрного камня.


42. И тишина.


43. Подъездной путь завода раздваивается. Здесь расположен такой вот "переезд местного значения".


44. Перед стрелкой путь частично разобран.


45.


46.


47. Правый путь куста раздваивается (как, впрочем, и левый). Правее - самый длинный путь, доходящий почти до угла Пресненского и Грузинского вала, левее - коротенький.


48. За воротами их и не видно.


49. Левая часть куста, как уже говорилось, тоже имеет путевое развитие. Стрелка непосредственно под въездными воротами.


50. А затем ещё внутри. Прямо, где стоит кран - сварочный цех. Сам завод полностью называется ЗАО «Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года». Входит в состав Группы Компаний (ГК) «Кросна». До революции представлял собой ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги. Сам сварочный цех 1900-го года постройки. Внимательные читатели также заметят местных котиков, вышедших во двор поглазеть на фотографа, которого сюда занесло.


51. Дальше я вышел с территории станции к Пресненскому валу. Здесь тоже немало всего интересного.


52. Мне сама улица всегда нравилось, я частенько любовался ей из окна троллейбуса канувшего ныне в лету 18-го маршрута, когда ездил домой от своей первой школьной любви. Она жила в Останкино и проще было на метро от ВДНХ или Алексеевской, но в погожие вечера я любил взять пару пива в маленьком магазине-палатке, сесть на один из ныне также снятых 13-й или 69-й маршрут, доехать до бывшего кинотеатра Гавана, а там уже пересесть на 18-й и ехать до 1905-го года. Хорошее было время.


53. Всегда нравился этот жилой дом, носящий в народе название «плоский дом», так как одна стена скошена под острым углом. Другой его собрат на этой же стороне улицы был снесён ещё, кажется, в нулевые (на предыдущем фото новодел на его месте), а вот этому повезло, его наоборот подновили. Построен он, как мы можем видеть, в 1910-м году.


54. А с этой стороны во дворе обычной пятиэтажки 50-х годов можно полюбоваться через забор на дореволюционные заводские постройки Московского электромашиностроительного.


55. Очень красивая труба дымохода, сооружённая в 1903-м году. Сам цех (по данным БТИ) построен в 1885-м году.


56. На стенке во дворе попалось вот такое вот стихотворение романтического характера.


57. Во двор мы ещё заглянем с другой стороны, а пока вернёмся на Пресненский вал. Здесь стоит ещё один ещё в нулевые приговорённый к сносу, чудом уцелевший и даже отреставрированный жилой дом 1912-го года постройки.


58. А за ним неплохая трёхэтажная сталинка 1956-го года с аркообразными окнами.


59. На другой стороне стоят здания, относящиеся к электромашиностроительному заводу. На коричневом здании 1932-го года висит памятная табличка: "Здесь 7 декабря 1905 года мощным заводским гудком рабочие мастерских Московско-Брестской железной дороги возвестили о начале всеобщей политической стачки и вооружённом восстании на Пресне". Зелёное здание 1917-го года постройки ныне - театр «Школа современной пьесы», а в прошлом дом культуры «Кросна».


60. Заглянем ещё раз во двор, здесь расположены ещё одни ворота завода.


61. А за ними дореволюционные заводские цеха, построенные в период 1870-х - 1900-х гг.. Некоторые из них свежеотреставрированные, так как получили статус выявленных объектов культурного наследия. Скорее всего, когда завод добьют, в чём я не сомневаюсь, здесь тоже будут всякие лофты. На переднем плане можно увидеть как раз самый длинный из куста подъездных путей завода, упоминавшийся ранее. Вообще я очень хотел погулять по территории, но так как это действующее предприятие, охранник меня не пустил. Надо будет попробовать в будние дни. Часть зданий на территории, как я понял, сдаётся в аренду.


62. Возвращаемся на Пресненский вал.


63. С другой стороны улицы стоит шестнадцатиэтажный Дом Союза писателей, построенный по индивидуальному проекту в 1974-м году, а из-за него торчит крыша НИИ радиостроения (Корпорация «Фазотрон-НИИР»). Это общество по разработке и производству радаров и авионики (авиаприборостроение, НИИР означает НИИ Радиостроения). Образовано в июне 1917 года как завод «Авиаприбор». С 1942 года работает в области радиолокации, с 1962 года - институт, с 1969 года - производственное объединение. Акционерное общество с 1993 года. Имеет также 25 филиалов в Санкт-Петербурге, Саратове, Рязани, Томске, Сергиевом Посаде и других городах России и Белоруссии. Входит в состав холдинговой компании Концерн «Радиоэлектронные технологии» Государственной корпорации Ростех.

В НПО «Фазотрон» были созданы радары практически для всех истребителей-перехватчиков и истребителей фронтовой авиации - от Як-25, МиГ-17 и Су-11 до МиГ-29, МиГ-31 и Су-27. Каждая разработка предприятия содержала в себе новые, зачастую прорывные решения, повышающие не только тактико-технические характеристики изделий в целом, но и их составных частей. В настоящее время в корпорации разработаны и серийно производятся многофункциональные когерентные бортовые радиолокационные станции (БРЛС) и радиолокационные комплексы, предназначенные для самолетов и вертолетов различного назначения, которые обеспечивают обнаружение и сопровождение воздушных и наземных (надводных) целей в режимах «воздух - воздух», «воздух - поверхность», а также радиокоррекцию, полетное задание и выдачу целеуказания на применение управляемого бортового оружия. Вертолетные БРЛС значительно расширяют возможности применения вертолетных комплексов в сложных метеоусловиях и ночью, при полете на малых высотах и в горной местности.

Корпорацией разработаны и специализированные БРЛС, предназначенные для обнаружения атакующих летательных аппаратов (ЛА), зенитных ракет и ракет «воздух - воздух», а также для предупреждения экипажа об опасном сближении с другим ЛА. Предметом законной гордости Корпорации «Фазотрон-НИИР» является создание семейства БРЛС поколения 4+ и 4++ для ВВС России и зарубежных заказчиков, а также первой отечественной БРЛС с АФАР «Жук-АЭ» для истребителя МиГ-35, в которой «Фазотрон» совместно с производственной фирмой «Микран» и НИИ полупроводниковых приборов из Томска применили новейшие технологии в области радиоэлектроники. Продолжается развитие современных вертолетных радаров, таких как «Арбалет», метеонавигационная РЛС «Гукол-3» и радиолокационная командно-тактическая система, а также проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по созданию малогабаритных многофункциональных радиолокационных систем для пилотируемых вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.


64. Взгляд назад.


65. Подтянулся и ещё раз заглянул одним глазком на территории электромашинстроительного завода.


66. Начало Грузинского вала. Даже не верится, что относительно недавно (по историческим меркам) это была граница Москвы. Интересная консоль контактной сети троллейбуса с пятиконечной звездой и пикообразным наконечником. Раньше такие были повсеместно, а теперь даже там, где сохранился троллейбус их встречается всё меньше и меньше. Троллейбусы 54-го маршрута здесь, кстати, пока ещё ходят. Но, если верить слухам, им, к сожалению, осталось недолго.


67. Улица делает эффектный поворот. Всегда нравилось это место.


68. Цех 1901-го года постройки. Как же прекрасна дореволюционная промышленная архитектура!


69. Закат на Пресненском валу. За спиной уже Грузинский.


70. А вот и 54-й троллейбус "Белорусский вокзал - метро Филёвский парк". За ним стоит прекрасный бывший Фирсановский дом для вдов и сирот. Огромный богадельный дом с отделкой в русском стиле по проекту архитектора М.А. Арсеньева начал строить купец Иван Григорьевич Фирсанов. В 1881 году он умер, а дом достроили жена и дочь Фирсанова. По окончанию строительства они подарили дом московскому комитету Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами, и вскоре там был открыт дом для вдов и сирот, названный в честь основателей Фирсановским. Часть помещений была отдана под первую в Москве школу для слепых детей. Также здесь располагался домовый храм во имя Третьего обретения главы Иоанна Предтечи при Фирсановском доме для вдов и сирот.


71. Изначально здание было трехэтажным, позже его надстроили еще на два этажа. Теперь тут бизнес-центр "На Электрическом".


72. Темнело.


73. Ещё один вечерний троллейбус. Вдали за заводской дымовой трубой торчит башня БЦ "Нордстар-Тауэр" на Беговой.


74. Уютный и тихий Электрический переулок, который соедияет Грузинский вал со Средним Тишинским переулком. Ранее носил название Соколовский переулок, по фамилии домовладелицы XIX века коллежской асессорши Соколовой. Современное название дано в 1925 году по электросиловой установке завода "Тизприбор".


75. Потихоньку приближаемся к Белорусскому вокзалу. Слева какие-то дореволюционные здания, которые когда-то, по всей видимости, относились к железной дороге. Ныне там расположен деловой комплекс "Грузинский вал 11" и всякие кафе с ресторанами.


76. 54-й троллейбус, обернувшись через 2-ю Брестскую и Большую Грузинскую улицы, выезжает из Грузинского переулка обратно на Грузинский вал, чтобы ехать к метро Филёвский парк.


77. Грузинский переулок.


78. Взгляд в сторону Пресненского вала.


79. У ДК "Грузинский вал 11" разбит небольшой сквер. Правда, в тот вечер дядя-бомж и девушка с телефоном были единственными, кто проводил там время.


80. И вот мы уже почти у цели - рядом с метро Белорусская. Ещё один интересный дореволюционный дом. Не так давно отреставрирован. К сожалению, не удалось точно установить в каком году он построен. Вообще в тех краях целая россыпь интересных домов и дворов, в которых мы не раз выпивали в студенческие годы. Им надо будет как-нибудь посвятить отдельную прогулку.


81. Ну и напоследок ещё один кадр с 54-м троллейбусом у остановки «Большой Кондратьевский переулок».


Ну и всё на сегодня. Надеюсь, что вам понравилась очередная краеведческая прогулка с Серёжей и было интересно. Спасибо за внимание и до новых встреч!

жд, история, троллейбус, фото, Смоленское направление, прогулки, Белорусская, промзона, заводы, Москва-Товарная-Смоленская, Беговая, Хорошёвский, архитектура, Пресня, подъездные пути, краеведение, промышленность, Россия, Москва

Previous post Next post
Up