Ещё вчера в
своём посте о январской прогулке по задворкам родного района я писал: "Наш район пока ещё, к счастью, на них достаточно богат, можно сказать, что является сейчас самым троллейбусным уголком Москвы. У нас пока ещё сохранилось целых 5 с половиной (20 и 20к, 21, 35, 43, 65) маршрутов! Очень хочется надеяться, что они проживут мне на радость ещё долго". И попал пальцем в небо!
Сегодня, нежась в кровати и листая ленту, я узнал, что 35-й маршрут троллейбуса с 14-го мая будет убит. Под шумок самоизоляции, масочек и перчаточек Собянин и ко продолжают уничтожать московский троллейбус. Теперь это коснулось и моего района и маршрута, который я так нежно люблю с детства, а особенно начиная со студенческих лет. Тогда у меня появилась славная традиция в хороший вечерок выйти из метро Краснопресненская и доехать до дома именно на нём, а не на метро, философствуя о смысле бытия и судьбах мира, глядя в окно.
И вот его уничтожают. Отрывают очередной кусочек сердца и души, кусочек светлых воспоминаний и той Москвы, в которой я родился и вырос. Такого я вытерпеть не мог, поэтому решил сегодня сходить в магазин за водичкой, шоколадками и сигаретами немного дальше, чем обычно. Ну так, на несколько километров подальше и поснимать на память любимый маршрут, а заодно ещё и другие (а вдруг уже завтра и до них доберутся?). Ну и до кучи немного видов района, как и обещал во вчерашнем посте. А чтобы сделать пост интереснее я решил разбавить его историческими фотографиями с Pastvu, чтобы можно было смотреть и сравнивать, как уничтожалось прекрасное и превращалось в бетонные джунгли ещё до прихода Собянина. Да, поскольку всё произошло внезапно, то мне некогда было заряжать фотоаппарат и разбираться с ним, так что все фото сделаны на телефон, это у меня первый подобный опыт прогулок, но лучше уж так, чем вообще никак.
1. Начал я путь от родной станции метро Полежаевская. Виновник этой внезапной прогулки как раз подъезжает к остановке в сторону Проспекта Маршала Жукова.
2. Дальше я неспешно двинулся в сторону Беговой, рабочие красят разметку, люди ходят, машины ездят. Жизнь идёт своим чередом, несмотря ни на что.
3. А вот как это место выглядело в 1970-м. Взгляните, какая чудесная чечулинская застройка, возведённая пленными немцами. Аккуратные уютные малоэтажные домики, красота!
4. А вот какой ужас сейчас возводят на месте снесённого 7-го хладокомбината. Я вчера уже упоминал этого монстра.
5. Эх, 35-й...
6. Немецкий домик напротив моей бывшей школы, про который я вчера тоже рассказывал.
7. И "рогатый" напротив него. Тени уходящей Москвы...
8. На Хорошёвке с завтрашнего дня остаются только 20-й и 65-й с одной стороны. Надолго ли?
9. Забор моей школы и перегонная вентшахта Таганско-Краснопресненской линии. Когда я учился в начальной школе, то любил подбегать к ней со стороны школьного двора и нюхать поднимающийся из-под земли особый запах, который ни с чем не спутаешь. Запах метро.
10. Позднесоветские истуканы.
11. Памятник на месте гибели лётчика Валерия Чкалова, вылетевшего в декабре 1938 на самолёте И-180 с Ходынского поля. Правда, говорят, что самолёт упал чуть в стороне, но знак поставили именно здесь. На заднем плане здание ресторана "Камин", но я навсегда запомнил его как кафе "Лола", где мы с пацанами пили пепси на летней веранде, как взрослые пиво в 90-е.
12. Фото с кафе "Лола" с сайта Pastvu. Примерно конец 90-х.
13. Пока ещё живой собрат 35-го - 20-й (Серебряный бор - Белорусский вокзал).
14. Взгляд назад. 20-й впереди и 35-й сзади.
15. Тоже пока ещё здравствующий 65-й у остановки "Издательский дом "Красная звезда".
16. Тот самый чудесный "красный дом", двор которого я вам показывал вчера, а перед ним бывшее здание той самой пекарни из моего детства, ароматы которой я обожал вдыхать, когда мы ходили сюда за длинным, как его всегда называла бабушка, "французским" хлебом.
17. 35-й маршрут был образован в 1960-м году и до 1964-го следовал по маршруту м. «Краснопресненская» - Серебряный бор, затем сменил западную конечную на нынешнюю улицу Тухачевского. В 1973-м маршрут продлён в центр и стал ходить от Тишинской площади до улицы Тухачевского. В 1974-м был вновь урезан до Краснопреснеской.
18. В 1999-м 35-й вновь продляют до Тишинки, куда он и ходил вплоть до августа 2015 года, когда он был в очередной раз урезан до своей первой конечной у метро Краснопресненская. Этим маршрутом он и следовал до теперь уже (ибо ночь) вчерашнего дня. Таким образом, он просуществовал ровно 60 лет.
19. Впереди перекрёсток со 2-м Хорошёвским проездом и улицей Маргелова.
20. Издательство газеты "Красная звезда".
21. 20-ка. Обратите внимание на застройку шоссе справа на фото.
22. А это то, что было на её месте в 1982-м году. Чувствуете как деградировала архитектура? Да что там архитектура, всё деградировало. Причём, это касается в данном случае не только Москвы и России. То, что сейчас строится в мире не идёт ни в какое сравнение с тем, что строили в первой половине XX века и ранее. Безликое говно. Во всяком случае в большинстве.
23. Улица Маргелова, идущая по трассе исторической железнодорожной ветки Пресня - Октябрьские казармы. На заднем плане виднеется дореволюционный ещё (хотя и несколько перестроенный) комплекс Николаевских (после революции - Октябрьских) казарм.
24. Безымянный переулок к 3-му Хорошёвскому проезду, который я показывал вчера.
25. Взгляд назад. Слева 2-й Хорошёвский проезд.
26. А вот как это место выглядело в начале нулевых. Здесь был переезд той самой исторической ветви. Я ещё помню флэшбэками, как здесь проезжали грузовые поезда. Об истории этой ветви я писал большой
материал в трёх частях.
27. Завтра вместо "рогатого" по бесславной, но устоявшейся традиции на маршрут Т35 выйдут вонючие дизельные автобусы, которые в свою очередь снимут с какого-нибудь автобусного маршрута, увеличив на нём интервал.
28.
29. Много лет стоящий под сеткой сохранившийся "немецкий" домик по проекту Чечулина.
30. Домик был сооружён в 1948-м году. Но судьба его, боюсь, незавидна. Хотя, хотелось бы верить в чудо.
31. А вот что было на месте парковки в конце 80-х. На заднем плане киноафиша фильма "Роман с камнем" с Кейтлин Тёрнер и Майклом Дугласом в главной роли. Хороший фильм, кстати.
32. Подходим к Беговой.
33. Гулять как бы нельзя, но клумбы для кого-то всё равно засаживают тюльпанами.
34. Ну, а весне никакая самоизоляция и вообще людские проблемы нипочём! Весна пришла и всё цветёт.
35. Один из домиков квартала каркасно-панельных домов по проекту М. Посохина и А. Мндоянца 1952-го года у метро Беговая. Очень интересный квартальчик, о нём надо будет в будущем обязательно сделать отдельный рассказ.
36. Метро Беговая - фруктовый рай!
37. 35-й спускается по развязке с Ваганьковского путепровода. Линия слева ведёт с Беговой улицы. По ней пока продолжат ходить 20-й и 65-й.
38.
39. Восточный выход метро Беговая. Который к платформе Беговая.
40. А вот как это место выглядело в 1999 году, когда ещё не начали строить ТТК.
41. ТТК. Беговая улица, здесь я перешёл на другую сторону.
42. Прошёлся через дворики.
43. И вышел на Ваганьковский путепровод.
44. Пока не было троллейбусов неспешно пофоткал железку. Вид сторону Белорусского вокзала.
45. Машинист мне приветливо погудел.
46. Станция Москва-Смоленская.
47. Отстаиваются аэроэкспрессы, количество которых сейчас по известным причинам сильно урезали.
48. Это, кажется, теперь уже точно был последний маршрут троллейбуса, который можно было снять на фоне Сити.
49. Это же место в 1999-м. Это уже Пресненский район ЦАО.
50. Мордор наступает.
51. Грузовой двор Москвы-Смоленской. Про него я рассказывал
здесь.
52. Спустился с путепровода.
53. Заглянул на территорию закрытого 10 мая троллейбусного парка, где и базировался 35-й. Теперь здесь вроде как будет автобусный парк, если вообще не снесут и не застроят человейниками.
54. А раньше в этих корпусах располагалось Краснопреснеское трамвайное депо, переведённое в Строгино после уничтожения в лужковские времена в этих краях трамвая. Я рассказывал об этой трамвайной линии и депо
здесь. Фото с Паствью 1986 года.
55. И ещё одно чудное фото 2000-го года. Тогда как раз закрыли линию. А троллейбусы сюда перевели, кажется, в середине нулевых. Теперь пришло и их время уходить.
56. Ваганьково. Улица Сергея Макеева, Ваганьковское кладбище и Сити.
57. Ещё один взгляд за забор закрытого парка.
58. 35-й был последним маршрутом, который ходил на Пресне. Больше здесь троллейбусов не будет.
59. Здесь я решил развернуться и пойти обратно. Во-первых, пропуска у меня не было, так что транспортом я воспользоваться для обратной дороги не мог, а, во-вторых, телефон к тому моменту уже нехило разрядился.
60. Обратно я, как и подобает, пошёл по другой стороне.
61. Это же место в 1987-м году. Трамваи здесь давно ушли в историю. Теперь и троллейбусы.
62. Взгляд назад.
63. А вот как это место выглядело в первой половине 60-х.
64. Листва ещё такая ярко-зелёная, весенняя...
65. А где-то и вовсе совсем нежная, только стала распускаться. Здание рядом с тополем - пост электрической централизации железнодорожной станции Москва-Товарная-Смоленская. Построено в 1900 году по проекту гражданского инженера И. И. Струкова, и первоначально называлось: пост «Москва». Позднее надстроено до трёх этажей. С 30 октября 2000 по 25 мая 2002 года здесь размещалась диспетчерская трамвайного кольца «Ваганьково».
66. Снова железка. Вид в сторону области. Небо было потрясающее.
67. А вот этот путепроводик это начало весьма необычной улицы. Да-да, это улица под названием Брянский пост.
68. Названа в 1995 году по Брянскому железнодорожному посту Смоленского направления МЖД.
69. Платформа Беговая.
70. Развязка ТТК. Справа 35-й взбирался на горку до вчерашнего дня, чтобы затем спуститься к метро Беговая. Слева пока продолжит ходить 20-й в сторону БелВока.
71. Мордор.
72. А вот как это место выглядело в 1999-м... Я его таким помню.
73. 20-й в лучах заката.
74. А вот 35-й поворачивает, чтобы взобраться по развязке на Ваганьковский путепровод.
75.
76.
77. Взобрался.
78. А я вернулся на Хорошёвку. К слову, когда-то она носила название Воскресенская дорога.
79. Фотография вышла какая-то ламповая, словно, на плёнку.
80. А вот пара фото этих мест в прошлом. Как мы можем судить в 1953-м не было молока.
81. Но зато прямо над Хорошёвкой заходили на посадку самолёты на Ходынский аэродром. Фото 1949-го года.
82. Теперь вся эта красота давно ушла в историю. А за ней и 35-й.
83. Примерно тот же ракурс в 1967-м году.
84. Масонские символы на одном из зданий школы № 1288 :)
85. Обувь купить нельзя, одежду тоже, даже автомобиль нельзя, а плётки можно. Потому что в наличии есть столь необходимый антисептик!
86. Моя любимая горка на Хорошёвке. Справа торчит моя первая школа.
87. Это же место в 1961-м году.
88. И в 1997-м, только снято с крыши дома. Это фото, кстати, было моим первым, выложенным на Паствью. Я его с любовью отсканировал из подарочного издания про наш район 1997-го года, которое издавалось в честь 850-летия Москвы.
89. Дошёл обратно до Полежаевской. У нас тоже сохранилось чуть-чуть чечулинских "немецких" домов. Этому даже повезло, его отреставрировали. Красавец! Построен в 1946-1947 году.
90. Рядышком ещё один, построенный в победном 1945-м году.
91. Эх, 35-й...
92. Мне будет тебя не хватать.
93. Хоть бы другие пока трогали, как, например, этот 65-й!
94. Ну, и чтобы закончить на мажорной и жизнеутверждающей ноте, я завершу прогулку фотографией моей любимой цветущей сирени.
Спасибо за внимание!
Будьте здоровы и веселы! :)