Между адской жарой и лютым холодом

Jan 06, 2024 06:14


Пять лет назад летом я побывал в Средней Азии, офигел от местной жары - и стал считать историков (пардон) дебилами. Хотя из-за увлечения Историей я себя, наверно, тоже считаю этаким «чудаком- любителем». Хорошие историки должны знать цену своей работе - и не обижаться на критику. Но у бюджетников не принято выносить критику на внешний суд.

«Ученый, сверстник Галилея, был Галилея не глупее. Он знал, что вертится земля, но у него была семья.» (Евг.Евт.)

После того, как территорию Средней Азии поделили между несколькими государствами, между ними также поделили их когда-то общую Историю. Получился парадокс. Теперь считается, что казахи кочевали только в пределах современного Казахстана, узбеки - в границах Узбекистана, А кочевые народы России, калмыки и башкиры - тоже кочевали в пределах своих современных территорий.

Почему это интересно? Потому что этнически мы происходим из такой экспансии. Наша История построена по биографиям царей. А элита - это сколько долей процента всего населения? Про них надо знать, как про официальный фольклор. Но уроки Истории выводятся по населению. И самый главный урок, чт0 элиты не могут не врать.



Мы бываем очень избирательны: здесь верим - а здесь, извините. Смотрел на Ю-тьюбе обзор известного историка про фильм «Дюна». Автор красиво разоблачал «ляпы» фильма: здесь неправильно, здесь не логично, люди примитивного уклада не могут жить, как в фильме. Все правильно... Но что же ты включаешь здравый смысл только за пределами своей профессии? Твои же обзоры средневекового оружия - ой... С другой стороны, наверно, не бывшему менеджеру судить про чужое блядство. Хотя, кому еще об этом судить?

В чем не правы историки по Средней Азии? Лето там невыносимо из-за жары. Даже сегодня с кондиционерами и бетонными коробками. Можно поменять режим дня, построить дневные укрытия, перебраться в горы... Но куда деть скот, чем его кормить? Существует простой и совершенно естественный способ выживания. Полторы тысячи километров, которые надо пройти по ровной степи от (условного) Ташкента - до (тоже условного) Еката. Месяц неспешного перехода со стадами.



Кочевая жизнь позволяла не просто выживать в экстремальных условиях, но и пользоваться ресурсами двух территорий, а также обеспечивать скот - полноценной пищей с минимальными расходами. Для этого не надо разрушать современные границы. Достаточно признать, что этих границ не существовали в прошлом.

В ту «до-индустриальную» эпоху примитивная жизнь в России была основана на двух ежегодных миграциях. Потому что пережить лютую зиму на севере - не мене сложно, чем адское лето на юге.

Такого климатического режима на обширной территории - нет в других частях мира. Но если нет заказов и грантов - никто не станет описывать даже самую здравую идею. Как получились сегодняшние взгляды на Историю? Их дорисовали в декорациях и нравах 20 века. Объем информации в мире каждое поколение увеличивается на порядок. И про то, что мы сегодня «знаем», тогда даже не задумывались.

Постоянные поселения на севере - требовали более высокого уровня цивилизации. Железных орудий труда (в том числе, для деревообработки в больших объемах), развитой ткацкой промышленности... Причем, если для единичных «зимовщиков» гвозди, лопаты, топоры, ножи, ткани - можно привезти извне, то для массового заселения наших мест - требуется собственное производство на этих территориях.

А это середина 19-го века. Почти все что ранее - «легендарный» период, который или выдуман - или «перенесен» сюда из других мест.

Если кто-то считает, что этот взгляд подрывает национальное достоинство граждан России - успокойтесь. Вы даже не представляете, как этот взгляд ложится на понты западных европейцев. «Цивилизацию» они, видите ли, построили... Возможно, сегодняшнее пере-заселение Европы - это расплата за тщеславие и самообман.

Наша история уникальна тем, что ее можно точно проследить по металлургии и машиностроению. И отделить «допотопный», легендарный период - от современного. Чужой мусор - от своего.

Считается, что Восточный Урал заселяли из Европы. Однако, во-первых, городов к западу от Урала и тогда и сегодня было в несколько раз меньше, чем к востоку от Хребта.

И во-вторых, дорога на восток от Москвы - противоречит здравому смыслу. Что было искать на пустынных землях к востоку от Москвы ? Вот дорога на север из Средней Азии - совершенно логична. Кавказ? Экономически они должны были идти в противоположном направлении.



Первопроходцы, пришедшие сотни лет назад на Восточный Урал - не могли не заметить то, чего не было в других частых цивилизованного мира. Огромное количество поверхностных руд и строевого леса, как (естественного и возобновляемого) топлива для выплавки железа. При том, на территориях свободных, никем не занятых.

Куда они девали выплавленное железо? Его сплавляли вниз по Каме и Волге - на «историческую родину» - в персидские земли. Однако на Урале создавали не только первые железоделательные, но и первые машиностроительные заводы. Про экспорт местного железа в Европу - многочисленные свидетельства не только самих заводов. Намного лучше известны анекдоты, как Демидов чеканил серебряную монету.

Самое интересное - это то, что появление на Урале «заводских» технологий выплавки стали, первых паровых машин, пароходов, прокатных станов - происходит одновременно с Западной Европой.

Что же произошло такое, почему «уральская горнозаводская» цивилизация - заглохла... Ответ находится в экспорте капиталов. Когда выручка от продажи не поступала на развитие самих заводов, а вывозилась директорами и собственниками заводов. В том числе, для строительства аналогичных заводов - на Донбассе, в Рурском бассейне, в Судетах. Зачем? Потому что жизнь там комфортней. Они вывезли капиталы, легализовались под новыми именами (и династиями) - и их совершенно не интересовало, когда здесь начались революции и Гражданские войны.

Все заводы перешли в акционерные общества в 1890-е и 1990-е. Их собственники стали британские и французские банки. На чьи деньги собственниками уральских заводов стали британские банки - история молчит.

Ничего не доказываю. Просто такой взгляд тоже возможен... Я не говорю, что древние русские произошли из Средней Азии. Ее саму несколько раз захватывали и «переформатировали», в том числе и последний раз тюрки. «Андо-арии» вышли из пределов Иранского нагорья и долины реки Инд. Я читаю по-арабски, и как-то взял в руки учебник урду, официального языка Пакистана. Офигел от общих черт. Потом до меня дошло, что урду - это тот же хинди, только записанный более просто, арабской вязью. Общие черты с индусами нас не пугают, но общее прошлое с другими черножопыми чурками, извините, напрягает. Хотя зачем пугаться зеркала?





В истории Европы был интересный народ - прусы. Сегодня его корни размещают посреди балтийских болот. Считается, что этот небольшой народ за полтысячи лет захватил Германию и половину Европы, но не оставил ни языка, ни литературы. При том, прусская династия - является слепком российской. Его сложно разглядеть, но разглядев - сложно не рассмеяться. Русская императорская династия «легализовалась» в Европе, под «прусским» именем. Хотя прусы - это просто измененная форма написания имени «персы». И «персы» - это общее название для разных народов вокруг Каспия.

Выделение Российской империи из-под Прусского имени - самый конец 19 века. А потом стали вывозить капиталы и технологии.

Есть несколько историй, которые странно подтверждают тему с «вывозом капиталов»...

Пожва - центр российского пароходо- и паровозо-строения 19-го века.: radmirkilmatov - ЖЖ (livejournal.com)

В 1815 году первый российский пароход «Елизавета» с машиной 4 «силы» доходил до Кронштадта. В 1820 г. на линии Петербург - Кронштадт ходило четыре парохода, два из них с двигателями по 32 силы.

Одновременно на Пожевских заводах к северу от Перми построили два парохода «Пожевка» и «Искорка», которые в 1817 году впервые вышли в Волгу. Судостроение оставалось специализацией Пожвы ещё сотню с лишним лет.

Пожву считают столицей владений Всеволожских на Урале, здесь делали кровельное железо и якоря, которые отправляли в Англию. На этот завод в конце 18 века приходилось 1,5-2% всей российской, а стало быть, около 1% объемов мировой металлургии, чем в наше время не может похвастаться ни один завод. Как в Великую Отечественную половина снарядов и треть танков СССР были сделаны из стали Магнитогорска, так в Отечественную войну 1812 года Пожвинский завод считают главным поставщиком боеприпасов. Его затопили в ходе заполнения Камского водохранилища. Как и несколько других заводов.

Тема того, кто такие «Всеволжские», «Шуваловы», «Демидовы», «Шаховские»... заслуживает отдельного рассказа. За 30 лет своей бизнес-карьеры я сменил более 10 работодателей. Все из них «тихарили» деньги, чтобы вывезти их в Европу. И вы полагаете, что когда-то могло быть иначе?

Святыни Пермского севера. : radmirkilmatov - ЖЖ (livejournal.com)

В этих Б-гом забытых местах находится место мученической смерти в 1602 году родного дяди царя Михаила Романова. Почти все родные братья Филарета, отца Михаила (Федоровича) Романова тогда были истреблены. Происходили они от Захарьиных и Шуйских, были боярами. Дети Никиты Романова, воеводы Грозного и брата царской невесты. В этих краях корни или могилы всех романовых 16 века.

Восстановление памятников состоялось к 300-летию рода Романовых. Тогда же «подняли» документы, что царскими указами еще в 17-м веке жителей Ныроба освободили от налогов.

Кто станет спорить с Историей, когда ее восстановление проходит с освобождением от налогов?

Северо - Екатерининский канал. Шведский (Sueden) или иезуитский ? : radmirkilmatov - ЖЖ (livejournal.com)

На севере Пермского края есть странное место - Северо-Екатерининский канал. 26 километров прямой дороги, вырытой в тайге, соединявших (без шлюзов) бассейны рек Кама и Северной Двины. От канала вниз по течению 1500 км до Архангельска.

Годы строительства: 1786-1788; 1803-1812; 1818-1822 гг. Место расположения канала: Усть-Куломский район Республики Коми - Чердынский район Пермского края.



Канал «Копань», Пермский край. : radmirkilmatov - ЖЖ (livejournal.com)

Канала Копань нет в википедии. Это место здесь считают одновременно памятником природы, одним из старейших русских гидросооружений и примером беспрецедентной инженерной ошибки. Канал соединяет мелкую речку Очер с еще более мелкой Чепицей (Чепцей).



История канала началась в начале 19-го века, мол на железоделательном заводе Строгановых на реке Очер (затоплен) была нехватка мощностей. А все механизмы приводились в движение энергией падающей воды: кузнечные молоты, меха для раздувания углей, пилорамы.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу завода, решили увеличить водность заводского пруда за счет переброски вод реки Чепица. Для этого в 1813-14 годы построили канал, соединивший две реки. Но идея оказалась не продуманной.

По времени создание канала «Копань» больше подходит как испытание техники рытья того-самого Северо-Екатерининского канала.

Традиции 20-21 веков - не могут отличаться от обычаев 18-19 веков. И пока эта «тенденция» не выявлена - у страны, ее элиты и народа не будет будущего. Потому что если прибавочная стоимость, прибыли, выручки - выводятся за рубеж и на жопы в Инстаграме (нехорошо!)... откуда будущее?

Интересно, что наш край строили, скорее, на кооперативных принципах, когда один человек - один голос. А оба раза ее разрушали «акционерными», когда у кого больше акций - тот и прав.

Климатические особенности объясняют, что когда нашу экономику строили, когда население жило в другой социальной модели. Почему-то современная социальная модель, школа и церковь - нашу жизнь, скорее, портят??

Previous post Next post
Up