Пожва - центр российского пароходо- и паровозо-строения 19-го века.

Jan 18, 2020 15:43

Официальная история говорит, что в 1782 году маркиз Клод Жоффруа д'Аббан построил «пироскаф» («огневую лодку») - деревянное судно с паровой машиной и парой гребных колёс. Разумеется, потом революция и французская гражданская война - и про француза позабыли.

В Америке пять лет спустя некий Джеймс Рамси катался по реке Потомак в штате Мэриленд на паровой лодке с водомётом, а некий Джон Фитч там же прилаживал к своей паровой машине на плоту бортовые весла и конструкцию наподобие утиных лапок.

В 1802 году колесный буксир шотландца Уильяма Саймингтона «Шарлотта Дандес» таскал баржи по каналам, но владельцы отказались от этого «чуда», якобы она размывает берега.

И первым колесным пароходом с постоянной эксплуатацией считают «Клермонт» Роберта Фултона, с 1807 года курсировавшего по Гудзону от Нью-Йорка до Олбани.

Считается, что тогдашняя Россия была далеко от передовой научной мысли, и царское правительство дало Фултону привилегию строить «стимботы» в России, но тот вскоре скончался. Первый пароход, таким образом, был построен в Петербурге, на заводе шотландца Чарльза Берда, впоследствии вошедшем в число Адмиралтейских верфей.

2 сентября 1815 года стимбот «Елизавета» с паровой машиной мощностью 4 силы, дымя черным дымом, плавал на пруду Таврического дворца (в присутствии членов Фамилии), потом по Неве, а 3 ноября дошел до до Кронштадта.
В 1816 г. на заводе Берда был построен второй пароход, а в 1820 г. на линии Петербург - Кронштадт ходило четыре парохода: два с двигателями по 32 силы и два с двигателями в 12 и 25 сил.

Параллельно с этим на Пожевских заводах к северу от Перми построили два парохода «Пожевка» и «Искорка», которые в 1817 году впервые вышли в Волгу. Судостроение оставалось специализацией Пожвы ещё сотню с лишним лет.



Это село, бывший завод - не на каждой карте Пермского края найдешь... Подсказка - от Березников к Кудымкару на западном берегу Камского водохранилища... Если для кого-то это подсказка... ))

Пожву считают столицей владений Всеволожских на Урале, здесь делали кровельное железо и якоря, которые отправляли даже в ту же Англию. На её долю в конце 18 века приходилось 1,5-2% всей российской, а стало быть чуть меньше 1% объемов мировой металлургии, чем в наше время таким не может похвастаться ни один завод. Как в Великую Отечественную половина снарядов и треть танков СССР были сделаны из стали Магнитогорска, так и в Отечественную войну 1812 года Пожвинский завод считают главным поставщиком боеприпасов.



В 1812-17 годах в Пожве были построены заводские корпуса с уцелевшей до наших дней высокой домной, крупнейшая на Урале плотина длиной 1,5 километра и высотой 10,5 метров, система каналов, шлюзов и конно-железных дорог.

Руководил производством Петр Соболевский - химик, металлург и инженер, впоследствии член-кор Российской Академии наук, впервые в России освоивший порошковую металлургию, а впервые в мире - чеканку монет из платины. Под его руководством цеха Пожвинского завода впервые в России получили в 1816 году газовое освещение («термполамп»), что позволило заводу работать также по ночам.

В 1809 году на Пожвинском заводе была смонтирована импортная паровая машина, хотя, как было можно доставить машину в бездорожную глушь?? и что было "импортом", ведь паровая машина екатеринбургского инженера Ивана Ползунова считается, что была построена еще в 1763 году - в Барнауле.

Завод считают металлургическим, но главный след в Истории оставил его Машиностроительный цех.







Когда-то там была усадьба и театр из крепостных актеров, который владелец князь Всеволожский вывез в Петербург. С 1918 года в Княжьем доме обитал исполком, с 1970-х - заводской профилакторий, в 1990-х его передали окружной больнице… короче в 2013 году деревянный особняк сгорел до первого этажа. И год спустя не стало и самого завода.

Это завод был частью странной, так называемой, горнозавдской культурой Урала, которую считают практически погибшей после революции, когда регион был практически заселен заново. Большинство старинных горнозаводстких городов-заводов не похожи на обычные города.

Соседнее Усолье - было центром влияния Строгановых,
Тагил - Демидовых,
Угольный Кизел - центром Лорис-Меликовых, еще одного премьер министра времен Екатерины Второй..
Лысьва - Шуваловых
рядом с Чердынье находят корни Романовых...

Плотина на реке, месторожения руды поблизости, лес, который рубили или сплавляли. Завод в низинке, церковь на холме, между ними контора с особняком управляющего, рядом какое-нибудь училище, дома купцов с лавками, а вокруг - грунтовые улицы (обычно из шлаков) и избы рабочих, спускающиеся к пруду.
Свои технологии, инженеры, училища, мастера, традиции.

В ХХ веке эти индустриальные села либо выросли в полноценные города (как полумиллионный Нижний Тагил или двухмиллионный Ебург - из нескольких заводов), либо полностью утратили свои традиции (как например Быньги рядом с Ебургом или Кын, где был создан первый кооператив).

Пожва, которая на протяжении всего 19-го века была родиной и столицей российского пароходостроения - сегодня большое село на полпути из Березников в Кудымкар, на берегу Камского водохранилища (ака - «моря»).

Два века назад из освещённых газовыми фонарями цехов Пожвинского завода выходили первые русские пароходы, паровозы, и всё трудноспособное население Пожвы трудилось на заводе из поколения в поколение... пока в 1950-е часть завода не затопили Пермской ГЭС, а 2014 году завод закрылся. И сегодня Пожва впечатляет остатками великой старины, аутентичным пейзажем заводского села и грустью от того, что...

Ведь русская промышленная цивилизация - держалась на подобных заводах, на их традициях, людях... и сегодня уже нет этого «костяка», нет их промышленности, нет малых городов, и сегодня в даже в небольших городах, и особенно в столицах - увы... профессии бандита или проститутки (извините, менеджера и госслужащего) котируются намного выше учителя или инженера.

История переписывается, отжимается от малых городов, так же как ожимаются из регионов деньги и люди. Не так давно рассказывал, как «отжали» звание старейшего университета России - от Екатеринбурга - на Москву. Мол, местный туземный «горный институт», был просто ремесленным училищем…

Вот ведь, забавный вопрос… в одном месте с 1723 года успешно обучали химии, механике, материаловедению - и это не было Высшей школой. А в другом с 1755 года обучали праву и богословию - и этот притон считают старейший университет страны. Древний Рим, ведь развалился не из-за варваров, а потому что обленился и оборзел... Шучу - про свой ВУЗ... так можно)) (РК)

Вернусь к Пожве, той самой столице российского паровозо и пароходостроения… Она образовалась в 1715 году слиянием крупных деревень Усть-Пожва и Верх-Пожва, возникших где-то в 17 веке. Река (в переводе с никому не неизвестного сегодня «пермяцкого» Решето-вода или форма от тюркского слова «Пегая») в 1952-54 годах стала длинным заливом Камского моря, поглотившим в том числе заводской пруд. Тогда же завод «переехал» на другой берег. Официально Пожва стоит по обе стороны залива, но сами пожевляне разделяют два современных посёлка - Пожву и Лемпиху.

В центре села церковь Святого Духа (1847-65). Или Троицкая - как она называлась первоначально, после недолго закрытия в 1938-44 годах она возродилась уже с другим Именем. Пожевляне (свое великое прошло не забывшие) утверждают, что ее строил Андрей Воронихин, архитектор Казанского собора, который действительтно был родом из соседнего Усолья, которого Строгановы приметили и обеспечили образованием. Но официальная История считает, что «Тот» (Петербургский) собор был построен намного раньше. И Воронихин умер за 30 с лишним лет до начала строительства этой церкви, когда Строгановы уже исчезли из Пожве (или воспоминания о них были затерты узурпаторами нашей Истории- «Романовыми»).

Крыльцо и пол церкви вымощены чугуном, что совсем не редкость на Урале - достаточно вспомнить храм в Быньгах, который совсем не закрывался при Советской власти.
Внутри уцелели фрески и лепнина, как и во многих храмах, не успевших стать при Советах складами, котельными или цехами. В Пожвинском храме туристы бывают, наверное, даже не каждый год….

Интересные факты из истории Пожевского завода

Под руководством прославленного ученого-металлурга, члена-корреспондента Петербуржской Академии наук Петра Соболевского в 1817 году здесь были проведены первые эксперименты по выплавке железа из чугуна. Петр Соболевский был разработчиком и руководителем работ по созданию первых русских пароходов, которые к лету 1816-го года создали на пожевском заводе, в 1817-м году торжественно спустили на воду. Паровые машины носили названия «Пожевка» и «Искра». По Каме, затем по Волге пароходы отправились через Пермь в Казань. Работать над судами начали здесь еще с 1815-го. За первенство с владельцем пожевского завода В.А. Всеволжским соперничал Берг хозяин завода в Петербурге, который уже в 1815 году демонстрировал царской семье хождение па водам пруда возле Таврического дворца обычной барки, с прилаженным на нее паровым механизмом. Соболевский довел механизмы и корпус перовой машины до максимально возможного на то время совершенства. С 2016-го года в мае пожевляне с широким размахом веселыми ярмарками, концертами и катанием по Каме на катерах отмечают «Праздник первого парохода».

Сохранились описания обоих судов, изготовленных на Пожвинском заводе в 1817 г. Малый пароход имел длину 7 саженей 4 четверти (15,7 метра), ширину - 2 сажени (4,3 метра) и высоту борта - 12 четвертей (2,1 метра). На нем была установлена обычная для того времени балансирная паровая машина мощностью 6 сил. Чугунный цилиндр ее весил 12 пудов 13 фунтов (202 килограмма), поршень со штоком - 3 пуда 38 фунтов (64,7 килограмма), маховик - 26 пудов 30 фунтов (438,2 килограмма), основание - 54 пуда (884,5 килограмма). Общий вес машины составлял 237 пудов, (3886 килограммов)

против стремления воды вверх поднимается от 4 до 5 верст, а вниз более 12 верст»

Корпус большого парохода был длиною 14 саженей 4 четверти (30,6 метра), шириною - 3 сажени 3 четверти (6,9 метра) и имел борт высотою 14 четвертей (2,6 метра). Судно приводилось в движение безбалан-сирной паровой машиной мощностью в 36 сил, сконструированной Г1. Г. Соболевским. Таким образом, Соболевский предвосхитил опыты английских изобретателей Гутцмера (1822) и Непира (1826 г.) по применению на судах паровых машин прямого действия.
Вес чугунного цилиндра безбалансирной машины составлял 155 пудов (2539 килограммов), чугунного поршня со штангою 28 пудов 18 фунтов (466 килограммов). Главный вал машины совершал десять оборотов в минуту. Ход поршня равнялся 0,704 метра, пространство, занимаемое парами в цилиндре, составляло 37,5 куб. фута (1,08 куб. метра).
Железный паровой котел, весивший 254 пуда 34 фунта (4338,3 килограмма), имел длину 7 аршин (5 метров), ширину 11 четвертей 1 вершок (2 метра), вышину 13 четвертей 1 вершок (2,4 метра) и вмещал 400 куб. футов воды (11,33 куб. метра)

С 1876 года здесь развернул свою деятельность один из пионеров кооперативного движения в России Пожевское общество потребителей.

В одном из залов Питерского Эрмитажа демонстрируется модель мини-паровоза. Надпись гласит: «Модель русского паровоза. Пожвинский завод. 1828 год». Автор англичанин Петр Эдуардович Тет. Она послужила прототипом созданного на Пожевском заводе спустя несколько лет (в 1839-ом) уже настоящего, в полную величину, ширококолейного паровоза. В массовой печати его величали не иначе как «венцом гениальности». На III промышленной выставке в Петербурге (1833) изобретение было удостоено медали «Первый русский паровоз». К слову, начало железнодорожного строительства на Урале традиционно считают 1870-71 годами, а первыми дорогами - столичные…

В начале 19-го века доменная печь завода была самой большой из древесноугольных печей предприятий Европы. В ней отливали снаряды, в для русской армии, воевавшей с войсками Наполеона Бонапарта. Остатки корпуса доменных цехов сохранились на левом берегу Пожвы до наших дней.

Во времена Великой Отечественной войны предприятие изготавливало технику для лесных работ.

Всего в окрестностях поселка во времена активной деятельности завода на реке Пожва было построено 3 плотины. На сегодняшний день в рабочем состоянии только одна. Она самая протяженная в Уральском крае.

Максимальное количество рабочих, обслуживающих завод, зарегистрировано в документах 1980 г. 1200 человек. В это время здесь создавали тяжелую технику, пожарные машины, катера, подъемные краны.

До сих пор еще местное население разъезжает по окрестностям поселка на забавных мотовездеходах (и даже устраивают спортивные соревнования на них), которые выпускал завод, переименованный в машиностроительный. Понятно, почему… асфальтовых дорог почти нет… а железная скорей всего затонула в 1950-е…

Что посмотреть в поселке Пожва
Дом заводоуправляющего. Сейчас в нем размещается детский сад. Во времена, когда здание служило по своему прямому назначению, его также использовали для временного размещения именитых заезжих гостей, среди которых был, например, Салтыков-Щедрин.

Двуклассное училище для мальчиков. Год постройки 1893-й. С 1901-го там размещалась библиотека, позднее школа для девочек. Сейчас Дом детского творчества и местная культурная достопримечательность мини-зоосад.

Княжеский парк Всеволжских. О временах, когда он только закладывался (1824-й год) еще помнят растущие здесь вековые кедры и липы. Парк восстанавливается. .

Дом заводовладельца. Деревянное двухэтажное строение находится в парке. Возведено в начале 1800-х годов, архитектор Павел Шретер. Возле дома изначально были выстроены оранжереи с цитрусовыми растениями, заложен пруд. В пожаре (вторая половина 1920-х годов) года часть сооружений сгорела.

Свято-Троицкая церковь, увенчанная трехъярусной колокольней. Находится неподалеку от хозяйского особняка. Создана в стиле классицизма в середине 19-го столетия на пожертвования Всеволода Алексеевича Всеволжского.

Пожвинский историко-краеведческий музей. Работники музея обязательно покажут «зуб человека-хищника» (так классифицировали его эксперты). По местным коми-пермяцким легендам, в давние времена обладатели таких зубов - вампиры («вижлоги») - населяли окрестные леса.

В истории присоединения Средней Азии есть любопытный эпизод, когда в 1860-м году пароходы для Аральского моря и для курсирования по Сырдарье - закупают в… Швеции. И привозят в разобранном виде в Оренбург…
Любопытно, как имена и биографии Шуваловых и Всеволжских - часто пересекаются со Швейцарцами (Sui) и Шведами (Sued), как истории австрийцев (Строгановы) и британских Ганноверов (Романовы)…

до сих пор богатые залежи угля и руды...
передовые заводы для 19-го века...
старейшие железные дороги...
и практически полное отсутствие преемственности информации на рубеже 1920-х годов.
вывод капитала и зачистки населения - имхо - выглядят как-то так...











Про Усолье - затопленную столицу Строгановых
https://radmirkilmatov.livejournal.com/241140.html
https://radmirkilmatov.livejournal.com/141732.html

Про Ныроб... За освобождение от налогов - моугт создать любую Историю...
https://radmirkilmatov.livejournal.com/238415.html

Про Северо-екатерининский канал
https://radmirkilmatov.livejournal.com/131933.html

Previous post Next post
Up