О религиозном сознании

Dec 26, 2016 20:44


(Текст был задуман ранее, но дописан позже текста тов. Кляйна: http://rabochy.livejournal.com/93099.html.)

Как бы ни были убеждены классики марксизма в том, что религия является отжившей формой общественного сознания, практика показывает, что это явление рано сбрасывать со счетов - массы населения во всем мире продолжают находиться под влиянием тех или иных иррациональных верований. Просто не все в мире происходит быстро...



Недавно я прочитал роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Золото» - хорошую книгу 1890-х годов, превосходящую своими литературными достоинствами, на мой взгляд, вышедший в те же годы роман Л.Н. Толстого «Воскресение».

В числе прочих сюжетных линий в «Золоте» есть история Акинфия Назарыча Кожина - зажиточного старовера, женившегося на православной девушке Фене. Родители последней, конечно, не хотели отдавать ее за «кержака», поэтому он похитил ее. Фене он давно нравился, и она была совершенно довольна замужеством.

Однако пожилая родственница Фени провернула операцию по увозу ее от Кожина, а затем стала проводить агитационную работу, интерпретируя незаконное замужество как измену православию. В итоге Феня при встрече с мужем потребовала от него перехода в православие, а тот, конечно, отказался «изменить вере предков».

Хорошего из этого ничего не вышло, и когда я это читал, то все пытался понять, кому нужны все эти веры и конфессии - какая от них польза, говоря кратко?

Допустим, скажут, что изменять своим убеждениям при первой же житейской проблеме нехорошо. Но в чем убежден верующий человек? Да ни в чем.

Некогда многие люди рекомендовали мне читать Стругацких, и я прочитал штук шесть их основных текстов. В восторг я не пришел, и запомнил из всего прочитанного одну удачную фразу из «Пикника на обочине», которую теперь часто использую: «Религиозная вера позволяет объяснить все, не зная ничего».

В самом деле: если Вы серьезно заболели, то Вам могут сказать: «Господь посылает испытание», а если Вы чем-то раздражаете говорящего, он сообщит, что Бог Вас покарал за неправильное поведение. Если Вы излечитесь, то это «Бог смилостивился», а если нет, то Вам надо почаще каяться и молиться - вдруг поможет.

Угнетает во всем этом отсутствие достоверности и системы: откуда говорящему известно, что там замышляет Господь в отношении Вас? Но тут заранее можно говорить, что угодно: убедительней всего звучат слова искренне верующих или хороших актеров. Таким образом, Вы находитесь во власти своего рода психотерапевтов, гипнотизеров - именно это случилось с Феней.

Самое интересное, что существует установка: «Пути Господни неисповедимы», а также слова Христа: «Не для праведных я пришел, но для грешных». И кого это волнует при раздаче рекомендаций, как креститься, молиться, исповедаться и проч.? Явно существуют четкие указания, как «наследовать Царствие Небесное», и про них знают попы, к которым, как к «специалистам», обращаются страждущие…

Но возможны ли специалисты в столь неопределенной сфере деятельности?! В случае чего и спецы порекомендуют молиться и просить себе чего надо, уклонившись от конкретных указаний. Вот поедете Вы в автосервис, а слесарь порекомендует молиться в ближайшие 15000 км, и если истово будете, то машина точно не сломается, - как Вы отреагируете? А тут прокатывает…

Слава Богу (вот-вот)), люди в массе сохраняют здравомыслие и отрицательно воспринимают лобовые попытки приобщить их к вере.

В сентябре сего года вышло так, что я оказался в стационаре Московского областного онкологического диспансера. На территории данного богоугодного заведения расположился небольшой новодельный храм. Утренние службы там проводят что-то около 5 утра. В палате со мной лежал 30-летний парень, который привез с собой иконку, отпечатанные молитвы, которые регулярно читал про себя, но, к его чести, никому своих верований не навязывал.

Раз или два он ходил на службу, причащался там, кажется. Я потом спрашивал, много ли было народу. Да нет, говорит, я да еще три женщины. А сотни две онкобольных у нас, конечно, набралось бы.

Дошло до того, что однажды к нам зашла тетенька в платке и стала агитировать зайти на утреннюю службу.

«Я, - говорит, - много лет работаю с онкобольными и знаю, что только вера исцеляет. Врачи лечат, но излечить не могут, потому что излечивает, собственно, Бог».

И смотрит на нас через очки укоризненным взглядом. Еще и узнала нашего богомольца и стала его агитировать стать для нас пастырем. Он поулыбался и промолчал.

Я даже стал подумывать сходить - любопытно же, но вставать в такую рань... нарушать режим дня… хоть и скучно там, а после операции моей уже прошло несколько дней… я уже был пободрее, чем в первую неделю…

Тетка ушла, и новый наш сосед по палате, водитель бензовоза, выразил, видимо, общее мнение:

- Не люблю я, когда так навязываются…

И я раздумал идти на службу. Верующий наш, правда, сходил, а когда вернулся, я опять его спросил, сколько было народу. Так чуть ли не меньше, чем в первый раз. При этом за пирожками или куревом больные ходили активно)).

Вот ведь что интересно: сказано в Писании, дескать, «дух бодр, а плоть немощна», и вообще, надо больше о душевном здоровье волноваться, чем о физическом, но священники не чураются завлекать народ и такими способами - типа, молись, и здоровье твое улучшится.

Знакомая с высшим образованием, и тоже онкобольная, прислала эсэмэску: «В Москву привезли мощи Силуана, очень сильного святого-целителя». Я еле удержался, чтоб не отшутиться, не родственник ли он министру финансов.

И все думаю: задача верующего, вроде бы, все время готовиться к тому свету, думать, чтоб предстать перед Всевышним с чистой душой, а тут агитируют, что купишь масло какое-нибудь от св. Матроны (образчик успешного капиталистического предприятия - связанный с нею Покровский женский монастырь храм на углу Абельмановской и Таганской улиц в Москве: http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=103; http://hotelpokrovmon.ru/; http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=93), помажешь им больное место - и недуги пройдут, и жить станет лучше, жить станет веселей, как завещал тов. Сталин.

Верно, видимо, говорит моя жена: любая религия при всех мудреных построениях богословов имеет в основании магию и фокусы.

Может, Христос в основе говорил о бессмертии души, которая в него уверует, много чего еще говорил, но кто бы его стал слушать, если б он не поднимал лежащих при смерти (а одного уже и помершего - Лазаря), не излечивал за несколько секунд слепоту и не кормил тысячи людей парой рыбин и хлебов, а из вина не делал воду? (Про вино тоже интересно: особо стойкие верующие, выступающие против пьянства, уверяют, что это неточность перевода - он, мол, в виноградный сок воду претворял.)

Но почему людям хочется чудес? Почему хочется простых решений сложных проблем? И как убедить их перестать надеяться на чудо? Может, и не надо убеждать, если наука и ее прикладные составляющие будут развиваться?

Не стоит забывать, что антибиотики придумали лишь в 1943 году, витамины открыли в начале 20-го века, роль клетчатки в питании стала ясна в начале 1960-х, анаболические стероиды стали применять в конце 1940-х годов на экспериментальном уровне, а андрогены - в 1930-е годы. Проблема рака и ВИЧ постепенно решается в настоящее время.

Первый самолет братьев Райт полетел на сотню метров в конце 1903 года, первый космический спутник - в конце 1957. Компьютеры и мобильная связь появились буквально на наших глазах.

Не слишком ли многого мы ждем от человечества в такие короткие сроки? И четверо истово верующих во дворе онкодиспансера - не победа ли здравого смысла над иррациональными страхами и призрачными надеждами?

Посмотрим.

Previous post Next post
Up