Cities-86. Чернигов. Часть 5. Елецкий монастырь среди одноэтажек

Jan 08, 2013 16:00




Елецкий монастырь находится несколько в тени Ильинско-Троицкого, знаменитого Антониевыми пещерами. Однако он не меньше достоин внимания. Главный собор здесь строили еще при князьях, по образцу Успенского в Киево-Печерской лавре, именно здесь в 1646 году игумен Елецкого монастыря Кирилл Транкилион-Ставровецкий издает первую в Чернигове книгу - своё сочинение Перло многоценное. Кельи монастыря - старейшее кирпичное жилое здание Левобережной Украины, а расположенный здесь же Дом Феодосия Углицкого - старейшее деревянное здание левобережной Украины, XVI века.  Пристройка к собору - усыпальница того самого черниговского полковника Якова Лизогуба, немало сделавшего для города.

Пробираться к Елецкому монастырю мы начали от Детинца по улице Белинского - и за пару кварталов от Красной площади оказались в патриархальном уездном городке с деревянными хатами.



Резные наличники, местами ставни - классика деревянной архитектуры



Дома довольно большие, как строили до революции. Впрочем, и семьи тогда были большие



Улица ведет напрямую к колокольне Елецкого монастыря - видимо, изначально центральному въезду. Но почему-то здесь вход закрыли. А ведь быть здесь полупешеходной улице, а в домиках - магазинчики для туристов, ведь от Детинца рукой подать. Построена колокольня в 1670-х годах, высота - 35м.



А так на пустынной улице Белинского разве что дети играют местные. 



И еще хатка с Белинского



Обходим комплекс монастыря по улице с радостным названием Тихая. Рядом, кстати, тюрьма - тоже тихое место)



Оказавшись на нужной нам улице князя Черного осматриваем курган - могилу легендарного князя.



Рядом - ДК строителей, но судя по архитектуре здание строилось как гимназия



Памятный знак о первых раскопках



Древняя легенда повествует о том, что черниговский князь Черный был великим мужем земли нашей. Неоднократно сражался он со злейшими врагами северян - хазарами. Князь имел дочь - княжну Черную (Цорну). Это была гордая и в то же время прекрасная девушка-амазонка, предводительница дружины. О ее красоте прослышал хазарский каган, и, захотев жениться на княжне, послал в Чернигов сватов. Княжна не любила кагана, но судьба Чернигова во многом зависела именно от его воли.

Поэтому князь Черный после долгих раздумий все же дал согласие на брак. Княжна, расценившая решение отца как предательство, убежала в лес, где и заблудилась, но от лютых зверей ее спас князь Киевский. Молодые люди полюбили друг друга. Княжна Черная возвращается домой и ожидает сватов князя. Но вместо них к Чернигову подходит огромное хазарское войско для того чтобы насильно забрать княжну в лагерь своего кагана.

Князь Черный с войском выходит навстречу врагу за городские стены, завязывается битва. Однако хазарским лазутчикам все же удалось пробраться в город. Они окружили терем княжны, перебили всю охрану, после чего ворвались внутрь. Княжна Черная, будучи девушкой-воином, защищалась до последнего. Но когда закончились стрелы и ножи, меч был выбит из рук, а отступать было уже некуда, гордая амазонка, дабы не попасть в руки врага и не стать наложницей нелюбимого ею кагана, выпрыгнула из окна своего высокого терема и разбилась о землю… В это время к Чернигову с подкреплением подходит князь Киевский. Вместе с князем Черным они побеждают врага, и торжественно входят в город. Но не свадьба, а похороны происходят в Чернигове...

Княжна Черная - она же княгиня Домникия?

Да и вообще, легендарные сюжеты, подобные истории о князе и княжне Черных - далеко не редкость в мировом фольклоре. Они повсеместно встречаются в преданиях старинных городов, в которых сохранились или когда-то имелись высоко расположенные оборонные башни и терема. Например, рязанские сказания утверждают, что рязанская княгиня Евпраксия, узнав о гибели мужа в ставке Батыя, бросилась из своего терема в Зарайске на камни вместе с годовалым сыном Иваном, не желая позора и бесчестья. А над Генуэзской крепостью Судака возвышается знаменитая «Девичья» башня, откуда, согласно легенде, бросилась на скалы дочь тамошнего архонта, не пожелавшая выходить замуж за нелюбимого ею патриция. Но самое интересное, что по аналогичному сценарию развивались события и в самом Чернигове - во время нашествия татарских орд на город в октябре 1239 г.!

Известная легенда повествует о том, что князь Мстислав Глебович, при подходе татар к Чернигову выступил против врага с дружиной и ополчением за город, при этом оставив в нем свою жену - княгиню Домникию. Сломив сопротивление черниговцев, татарские орды ворвались в княжеский Детинец. И вот уже монголы окружили «Красный терем», в котором находилась княгиня. Взломав дверь, враги устремились наверх, в покои княгини. Домникия, не желая живой отдаться на поругание татарам, выбросилась из окна терема и разбилась насмерть…

Не правда-ли, какое поразительное сходство с легендой о князе и княжне Черных, причем в мельчайших деталях! Оба предания объединяют схожие мотивы - это и вражеское войско, подошедшее к Чернигову с востока, и бой, данный черниговским князем под стенами города, и захват врагом княжеского терема в отсутствие там самого князя, и такая же страшная смерть представительницы княжьего рода! Интересен еще и такой момент. Княжна Черная, согласно легенде, была влюблена в князя Киевского, который, придя на помощь князю Черному, разбивает хазар под стенами Чернигова.

А ведь великим Киевским князем во время нападения татар на Чернигов был представитель черниговского княжеского дома - Михаил Всеволодович, под протекторатом которого как раз находился тогда и сам Чернигов! И именно он «отказал» в свое время монгольским послам, приказав умертвить их за предложение без боя сдать Киев. Не эти ли послы стали прототипами хазарских сватов к князю Черному?

Поэтому представляется вполне возможным, что сильнейшее впечатление от монголо-татарского погрома города в сознании черниговцев эмоционально «затмило» события уже несколько подзабытой истории о князе и княжне Черных, в результате чего в нее «перекочевали» некоторые детали вражеского нашествия 1239-го.

Таким образом, различные сюжетные мотивы, встречающиеся в легенде о князе Черном, могли иметь место в реальной жизни, начиная с середины VIII в. (хазарская экспансия) и заканчивая событиями монголо-татарского завоевания города (1239 г.). Отсюда следует вывод о том, что герой легенды - князь Черный скорее всего не мог быть основателем Чернигова, возникшего в конце VII в.

Кто погребен в Черной могиле?

Однако уже само имя князя Черного наводит на мысль о том, что он не мог не иметь хоть какого-то отношения к основанию и названию Чернигова. В связи с этим можно предположить, что князь и княжна Черные, о которых повествует легенда, являлись представителями целой династии чернигово-северских князей Черных, и, возможно, какой-то их предок, тоже князь Черный, и был основателем Чернигова. В настоящее время самой логичной и правдоподобной версией происхождения названия нашего города считается та, согласно которой первопоселенцем и основателем Чернигова был некий Черниг. И когда купцы, проплывавшие по Десне мимо города, спрашивали у находящихся на берегу «Чей это город?», им с берега отвечали: «Чернигов город», т.е. город Чернига, подобно тому, как Киев - город Кия. Может быть, этот Черниг и был первым князем Черным, родоначальником династии князей Черных?

А если это так, то именно он и должен быть погребен в кургане «Черная могила», так как именно этот курган считался местом погребения князя Черного - основателя Чернигова, давшего городу свое имя. Действительно, во время раскопок кургана в 1873 г. было обнаружено захоронение знатного воина, возможно, князя. Однако он никак не мог претендовать на роль основателя Чернигова, так как в кургане была найдена византийская монета, отчеканенная не ранее 945 г., а множество других находок датируются второй половиной Х века. А ведь Чернигов к тому времени уже почти лет 300 как существовал!

Как считает большинство исследователей, курган Черная могила мог быть насыпан над захоронением последнего племенного князя Чернигово-Северской земли, бывшего современником киевского князя Святослава - сына княгини Ольги и отца крестителя Руси князя Владимира. Следовательно, если это погребение князя Черного, то это не тот князь Черный, который основал Чернигов, а, возможно, еще один представитель династии князей Черных.

Тогда возникает другой вопрос - мог ли воин из Черной могилы быть тем самым князем Черным, о котором повествует легенда? Теоретически, да. Правда, хазарская зависимость Чернигова и «древлянские» события, получившие отражения в разных вариантах легенды, были к тому времени уже позади. Вместе с тем этот князь Черный, например, мог принимать участие в походе князя Святослава против Хазарского каганата в 965 г., что получило свое отражение в легенде, где есть подобный мотив - князь Черный вместе с князем Киевским разбивают хазарское войско. Однако, поскольку война Святослава с хазарами проходила на вражеской территории и не имела каких-то особо значительных последствий для истории Руси, тем более для Чернигова, она вряд ли могла отложиться в народной памяти.

Поэтому, скорее всего, здесь может идти речь о трех разных представителях династии князей Черных:

Первый князь Черный (Черниг) - родоначальник династии чернигово-северских племенных князей, основатель Чернигова, назвавший город в свою честь (конец VII века);

Второй князь Черный - герой знаменитой легенды, воевавший с хазарами (середина VIII - конец IХ вв..);

Третий князь Черный - погребен в кургане «Черная могила», последний представитель династии чернигово-северских племенных князей (ІІ половина Х в.).
Источник

И фасад ДК с претензией на Версаль:)



У входа в монастырь традиционно тусуются нищие



На подворье - несколько могил. Сам комплекс ухожен - за исключением руин дома игумена



Аллейки, плиточка - как в классическом монастыре УПЦ МП



Широко - известная по многим литературным источникам легенда свидетельствует, что основан Елецкий монастырь еще в середине ХІ века князем Святославом Ярославичем в связи с появлением на одной из елей в этой местности иконы Божьей Матери. Датой этого события называют 3 февраля 1060 года (по старому стилю). Согласно тому же преданию, в монастыре некоторое время пребывал “отец русского монашества” Антоний Печерский. Источни

Руины дома игумена XVIII века, подвалы видимо используются как погреба



Хозяйственные постройки монастыря



И главный собор - Успенский собор, выстроенный на рубеже XI и XII веков  по образцу одноимённого храма Печерского монастыря в Киеве. С южной стороны собора - придельная церковь св. апостола Иакова, усыпальница Якова Кондратьевича Лизогуба, 1689 года постройки (освящена 14 сентября 1701 г.).




И еще руины дома игумена



Монастырские кельи - здесь ныне женская обитель. Кстати, кельи - старейшее кирпичное жилое строение на Левобережной Украине). Если по честному, то осмотрели мы монастырь бегло - здесь рекомендуется еще увидеть придельную церковь св. апостола Иакова - усыпальницу Якова Кондратьевича Лизогуба 1689 года постройки, Трапезную, Петропавловскую церковь XVIII века над построенная над Елецкими пещерами (1069 год), а также деревянный дом святителя Феодосия Черниговского (1688) - старейшая деревянная постройка Левобережной Украины. 



На том мы отправляемся на Болдины горы, к Антониевым пещерам



Классика жанра! А, кстати, если надо будет снимать фильмы о старом Киеве, Чернигов отлично подойдет



Домики по пути все те же.



И вот мы уже у подножия Болдиных гор



Чернигов. Часть 1. Железнодорожный вокзал

Чернигов. Часть 2. Городские зарисовки нескучного Чернигова

Чернигов. Часть 3. Центр города от XIX века

Чернигов. Часть 4. Княжеский детинец столичных масштабов

Чернигов. Часть 5. Елецкий монастырь среди одноэтажек

Чернигов. Часть 6. Болдины горы

Чернигов. Часть 7. Антониевы пещеры

Чернигов. Часть 8. Троицкий собор и виды с колокольни

Чернигов. Часть 9. Городской сад с брутальной Белоснежкой

Чернигов. Часть 10. Красный мост и окраина Бобровица

cities, Чернигов, Черниговская область, монастырь

Previous post Next post
Up