Cities-68: Бахчисарай. Часть 6. Караимское кладбище Балта Тиймэз и некрополь дервишей

Feb 21, 2012 18:33



Караимские кладбища (или сектора некрополей) имеются в десятках городов мира, в основном в Восточной Европе. Наибольшим из них является караимский некрополь "Балта Тиймез" близ Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) в Крыму. За немногими исключениями (в частности, в Литве м Польше) они находятся в удручающем запустении и разрухе. Чтобы попасть к кладбищу в близ Чуфут-Кале, необходимо выйти через ворота и по старинной дороге спуститься несколько сотен метров. Как гласят самодельные таблички, это родовое кладбище крымских караимов, где первые памятники датируются ПЕРВЫМ веком нашей эры.


Как правило, караимские кладбища изучены недостаточно (в определенном смысле это не относится к кладбищу "Балта-Тиймез" и кладбищу в селе Залуква около Галича в Ивано-Франковской области, по которым имеются подробные описания). Источник частично

На самом деле кладбище сильно страдает из-за своего расположения в верховьях долины - за века практически все памятники сползли со своих изначальных мест


И все же


Считанные памятники имеют надписи на русском






Несколько напоминает еврейские киркуты, но форма памятников иная. Хотя и типовая


Изнутри


Есть несколько свежих могил. Караимов осталось совсем мало ныне




Некрополис




Есть и подобия склепов








Выходим и спускаемся


Иногда на пути к Чуфут-Кале встречаются лестницы


Типовая торговая точка


Между зеленью время от времени появляются горы


"Стена памяти". Нет, не мемориал - место, где десятилетиями ковыряют надписи "здесь был Вася"




1959 год...Где эта Женя ныне, если есть...


На пути к Чуфут-Кале имеется и кладбище дервишей - мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились с XV до XIX века. На этом старинном кладбище сохранилось немного средневековых надгробий, выточенных искусными мастерами из известняка. Но примечательно кладбище еще и тем, что когда-то на его месте  находилось текие дервишей - монастырь мусульманских монахов, связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале. Источник



По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби:"Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка... Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным... Великолепная постройка, в которой он покоится, привлекает большие толпы паломников." От входа к месту захоронения ведет каменная, местами осыпавшаяся, лестница.

Место здесь действительно символичное, с точки зрения единства мировых религий. Эта скалистая лощина у подножия Чуфут-Кале стала прибежищем нескольких религий. У входа в ущелье на откосе известняковой горы прилепился, словно ласточкино гнездо, пещерный православный Успенский монастырь. На самой высокой точке горной гряды, по другую сторону ущелья, видны черепичные скаты двух старинных караимских кенас. И вот тенистый лес, где некогда располагался монастырь дервишей. Здесь, на поросших склонах, повсюду видны остатки монастырских построек - части ограды, камни, оставшиеся от его стен


Текие было уничтожено до основания именно в годы сталинских репрессий и депортации татар из Крыма. Сегодня на месте монастыря лишь разбросанные повсюду позеленевшие от времени каменные обломки, между которыми шныряют ящерицы - единственные обитатели этого места. Можно найти таблички со старинными письменами


Виден пол старинной постройки


Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды - аясма. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Этот священный колодец был разрушен вместе с текие и завален камнями, оставшимися от монастырских построек. Несколько лет назад его очистили, достав с шестнадцатиметровой глубины все валуны.



Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.




Не очень помню смысл повязывания цветных ленточек


И снова на туристической тропе-магистрали. Где-то к 16-17 торговцы уже сворачиваются




"Иудейская крепость"


Да, это, тут есть коровы. Монастырские. Не пугайтесь, если что:)




Бахчисарай. Часть 1. Старый татарский город
Бахчисарай. Часть 2. Успенский пещерный монастырь
Бахчисарай. Часть 3. Чуфут-Кале - экскурсионная программа
Бахчисарай. Часть 4. Чуфут-Кале - декорации и ворота Биюк-Капу
Бахчисарай. Часть 5. Каньон Биюк-Ашлама
Бахчисарай. Часть 6. Караимское кладбище Балта Тиймэз и некрополь дервишей
Бахчисарай. Часть 7. Ханская столица Салачик
Бахчисарай. Часть 8. Ханский дворец

Крым, cities, Бахчисарай, кладбище

Previous post Next post
Up