Топовыми объектами Бахчисарая зачастую называют Чуфут-Кале и Ханский дворец - а о пещерном Успенском монастыре подчас забывают. Впрочем, он нередко становится приятным сюрпризом для идущих в старинный город караимов - через монастырь идет самая удобная пешая дорога на Чуфут-Кале. Основали монастырь еще в VIII веке византийцы, расцвета обитель достигла, как водится, к революции, затем была эпоха психдиспансера, а ныне это вновь религиозный и туристический объект. Монахи вроде как жалуют туристов, несмотря на всевозможные вроде как запреты - забив на "фотографировать запрещено", а спокойно снимал со вспышкой даже главный алтарь пещерного храма.
Еще они здесь устроили весьма полезный и даже гуманный бизнес - со здешнего источника фасуют воду в пластиковые бутылки. И в который раз упомяну, что в Крыму многое бывает дешево - стоит это удовольствие всего 5 грн. При этом рядом с торговой точкой - собственно источник, где ту же воду можно взять забесплатно - но со своей тарой. Редко кто тащит с собой бутылки - и торговля идет на ура.
Начало пути на Чуфут-Кале через монастырь - с центральной площади бывшего поселка Салачик, а ныне - окраины Бахчисарая. Сюда ходят маршрутки от вокзала.
Сразу на площади - несколько татарских ресторанов
От площади на самом деле две дороги для туристов: правее на Чуфут-Кале и монастырь, а правее - на бывший татарский центр, а ныне музей "Салачик", только-только открытый. О нем тоже будет.
Успенский монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII-XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у великих князей, царей московских и всея Руси. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. - так пишет Вика, и я с ней не спорю.
С 1781 монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны. После войны на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер.
Путь к монастырю обозначен таким монументом
Есть небольшая парковка, но на нее лучше в сезон не расчитывать
Видна часть монастырской стены - закрытая монашеская территория с сельхозугодиями находится на дне ущелья.
Одна из келий, видимо, или иного назначения. Подобных "зданий" здесь несколько
К скале пристроена пекарня: пахнет вкусно, зря не продают
Проход на нижнюю территорию закрыт
Один из фонтанов-источников. Табличка гласит, что фотографироваться "я и пальма святой" нельзя. К этому мы еще вернемся
Парадная лестница к пещерному храму. Монастырь по сути расположен на нескольких уровнях: нижний - в ущелье, где сельхозугодия, средний - где проходит дорога на Чуфут-Кале и мы нынче находимся, и верхний - помещения, встроенные в скалы, на разной высоте.
Одно из "верхних" помещений на другом краю ущелья, там расположен... курятник:)
Одно из хозяйственных зданий монастыря. Как нынче традиционно для Московского патриархата, денег на стройки не жалеют
Одна из пещер-"зданий", то ли лестницу туда строят, то ли будет еще один источник
Это дальний въезд на нижнюю территорию, ближе к Чуфут-Кале
Стройматериалы
Вид на нижнюю территорию монастыря
Вернемся к центральной площади монастыря
Какой-то старинный бювет или часовенка
Все тот же фонтан
И идем наверх, в храм. Упомяну, что во время экскурсий на Чуфут-Кале (40 грн) монастырь проходится транзитом, пройти в него нет проблем бесплатно - контроль билетов в город караимов уже наверху, но касса - еще на площади. Потому при экскурсии осмотр монастыря будет на обратном пути самостоятельно. Вроде как есть монастырские экскурсии с посещением верхнего яруса, но то не узнавал.
Уф, святая святых - резной иконостас
Внутри довольно много ходов, но и просторно - долбить камень несложно
Сверху еще какие-то помещения
Резьбы по камню великое множество
Некоторые лики святых написаны прямо на скале, есть и вырезанные в известняке иконостасы
Вход в церковь оформлен ликом Серафима
В общем, здесь хорошо сэкономили на крыше
Еще вид на вход в церковь
На скале - резные дощечки из монастырей, где бывали с паломничеством монахи Успенского монастыря.
В каждой "дощечке" - капсула с землей оттуда
Ну и сцена из жизни - строитель такого канонического виду поясняет туристке, что на фоне лика святых фотографироваться кагбе нельзя. Но понимания нет, и за это время еще несколько туристов успело сфотографироваться на фоне икон.
Бахчисарай. Часть 1. Старый татарский город Бахчисарай. Часть 2. Успенский пещерный монастырь Бахчисарай. Часть 3. Чуфут-Кале - экскурсионная программа Бахчисарай. Часть 4. Чуфут-Кале - декорации и ворота Биюк-Капу Бахчисарай. Часть 5. Каньон Биюк-Ашлама Бахчисарай. Часть 6. Караимское кладбище Балта Тиймэз и некрополь дервишей Бахчисарай. Часть 7. Ханская столица Салачик Бахчисарай. Часть 8. Ханский дворец