В Тибете есть поговорка: "Когда снежный лев спускается в долину, его принимают за собаку". Вспоминая ее, Дзонгсар Кхьенце ринпоче заметил, что все равно надо спускаться, иначе какой смысл во льве?
Возможно, людям далеким от буддийкой культуры будет непонятно, о каком льве идет речь и что это за собака. Образом "снежного льва" называют человека достигшего вершин медитации. Такой человек взобрался на самый верх горы мышления, где уже нет жизни мыслей и лежат только снега чистого созерцания. Долина же, напротив, жизнью (мыслями) кипит, там тепло, там много чего происходит, и при этом все происходящего весьма далеко от буддийских эталонов дисциплинированного ума. Иначе говоря, символ долины указывает на обычную социальную жизнь. Ну а собака в буддизме является символом всего самого низменного и грязного, как у нас свинья.
Понимая эту символику, мы можем понять и поговорку. Она утверждает, что высокое знание о медитации, когда его пытаются применять в обычной жизни (например, в рамках секулярной этики), начинает восприниматься очень низменно. Медитирующих воспринимают и как безнадежно ленивых иждивенцев, или как прожигающих свою жизнь неудачников. Да и сама идея медитации, попав в социальное русло, часто изменяется до своей полной противоположности.
В отношении последнего тезиса, приведу пример. Вот как выглядит оригинальная цитата из книги "Почему вы не буддист" Дзонгсара Кьенце Ринпоче (обратите внимание на выделение):
"Большая ошибка предполагать, что практика Дхармы помогает нам успокоиться и ведёт к безмятежной жизни, - ничто не может быть дальше от истины. Дхарма не лекарство. Совсем наоборот, на самом деле Дхарма предназначена именно для того, чтобы перевернуть вашу жизнь вверх дном - вот на что вы подписались. Так что если ваша жизнь идёт как-то не так, к чему жаловаться? Если о вашей практике и вашей жизни нельзя сказать, что они потерпели крушение, - значит, то, что вы делаете, не работает. Вот что отличает Дхарму от методов нью-эйдж с их аурами, межличностными взаимоотношениями, коммуникацией, благосостоянием, «внутренним ребёнком», единством со вселенной и обниманием деревьев. С точки зрения Дхармы, всё это - игрушки сансарных существ, а такие игрушки быстро надоедают нам до смерти."
А вот, во что эту цитату превратили в современной версии Нью Эйджа - Неоадвайте. Поменяли всего два слова, но как радикально изменился смысл. Все острые углы сглажены, все сразу стало так благостненько и умиротворенненько, прямо таки пастораль какой-то (привожу только два предложения из цитаты, так же смотрите выделение):
"Так что если ваша жизнь идёт как-то не так, к чему жаловаться? Если о вашей практике и вашей жизни нельзя сказать, что они полностью изменились, - значит, то, что вы делаете, не работает".
Полная версия цитаты находится здесь:
http://advaitaworld.com/blog/buddhism/31559.html Нормальный человек, который сталкивается с медитацией или (не приведи господи) с Четвертым Путем, смотрит с точки зрения их помощи в достижении им социального успеха. Ну ладно, пусть не успеха, но по крайней с точки зрения роста своих возможностей адаптации к социуму. Если ему сразу сказать, что медитация вообще не имеет никакого отношения к социальной активности, он просто отвернется и уйдет. Он не поймет, зачем она тогда вообще нужна. Иначе говоря, единственный способ обычного человека заинтересовать, это притвориться, что медитация может помочь в достижении его целей. Да, это Бред! Да, это Ложь! - но именно так и поступают все эффективные учителя. Думается, именно об этом и говорил Дзонгсар Кхьенце ринпоче, говоря, что льву необходимо спускаться в долину.
Однако в данном подходе меня смущает одно обстоятельство - если снежный лев слишком много времени проводит в долине он и в самом деле начинает становиться собакой. Привычка - страшная сила.