Эту статью мы начнем с необычного вопроса: что такое Совет многоквартирного жилого дома? Необычного потому, что на него нужно было ответить в
первом номере газеты, но никак не в десятом. Однако мы сознательно избегали этой темы и лишь слегка ее затрагивали в предыдущих выпусках, поскольку ответить на этот вопрос одновременно и просто, и сложно.
Ответить просто, если открыть Жилищный кодекс РФ и прочитать
статью 161.1 о полномочиях Совета дома, ограничившись данной статьей (то есть подойти к вопросу формально). Но получим ли мы какой-либо результат, если будем заниматься подобным формализмом? Да и как отмахнуться статьей Жилищного кодекса от той действительности ЖКХ, в которой мы все оказались?
Ответить сложно, если взглянуть на весь комплекс проблем (как обычного многоквартирного жилого дома, так и всей сферы ЖКХ) и попытаться дать ответ на другой вопрос: «что делать?» или хотя бы «с чего начать?». Такой ответ необходим, а стало быть, мы обязаны его дать!
В нашей газете
из номера в номер мы рассматривали ситуацию и обозначали основные проблемы сферы ЖКХ. Мы вели речь о том, что к благу (от которого отчуждены люди) ведут три основные коридора: информационный, правовой и организационный (рис. 1).
{C}
Все эти коридоры заблокированы. Мы рассмотрели информационный коридор, показав, как можно обойти блокировку (
«метод черного ящика») и какую информацию можно получить, используя описанный подход.
Теперь пришла очередь «правового коридора».
Если рассмотреть материалы предыдущих девяти номеров газеты, подойдя к проблемам с правовой стороны, то получим следующее:
1. Реализовав наше право на жилище (приватизировав или купив жилое помещение - квартиру), мы (как и все граждане) хотим реализовать наше право на благоприятные и безопасные условия проживания (в этом жилище), и право это прописано в действующем законодательстве. Правда, есть один собственник, который по факту не нуждается в благоприятных и безопасных условиях проживания, - угадайте, кто.
2. Право не существует само по себе. Можно написать в законе все, что угодно (как говорится, «бумага терпит»), но это не гарантирует желаемого результата. Для того чтобы норма права была реализована, нужны дополнительные важные составляющие. Этими составляющими являются объект права, субъект и механизм реализации (рис. 2). Вот именно в них (вернее, в их отсутствии) кроется корень основных проблем сферы ЖКХ.
{C}{C}{C}
3. Объект права в нашем случае (только не падайте в обморок) это не квартира, а многоквартирный жилой дом как целостный физический объект. И здесь возникает
первая проблема - этого объекта с начала 90-х годов юридически не существует. Общее имущество не сформировано, не учтено и не передано владельцу. Дом как целостный объект с началом приватизации распался на помещения в частной собственности (квартиры, а по сути - воздух, ограниченный несущими стенами и межэтажными перекрытиями), помещения в собственности государства, муниципалитета и общее имущество (рис. 3). Нельзя жить хорошо в своей замечательной квартире, когда дом имеет проблемы с обслуживанием, содержанием систем, поставкой ресурсов и их качеством и т.д. и т.п., а семейный бюджет - со стоимостью этого «удовольствия».
{C}{C}{C}{C}
4. Механизм реализации права. Механизмы реализации норм права, закрепленных действующим законодательством (начиная от Конституции РФ и заканчивая законами субъекта Федерации) должны создавать органы исполнительной власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая администрациями районов. Но давайте посмотрим правде в глаза: Государство в сфере ЖКХ оказалось парализовано криминалом - «скрытой паразитирующей системой» (рис. 4). Вместо создания механизмов реализации прав граждан некоторые чиновники стали создавать «механизмы кормления криминала», а также блокировать любые попытки граждан воспользоваться своим правом (мы что-то преувеличиваем?). Это не значит, что Государство преступно, это значит, что Государство серьезно больно и нуждается в очищении от «раковой опухоли криминала». При этом порядочные чиновники (да, такие тоже есть) нуждаются не в огульном охаивании (не следует всех стричь под одну гребенку), а в поддержке гражданским активом.
{C}{C}{C}
{C}{C}{C}Рисунок 4 - Схема перераспределения финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве
Там, где ситуация кажется безвыходной, блокировки можно преодолевать, используя активное право. Здесь следует оговорить, что под активным правом мы понимаем вовсе не процесс подачи петиций и прочих предложений (со сбором подписей). Но для того, чтобы поставить вопрос об активном праве, нужно сначала разобраться в устройстве правовой системы страны, что мы и будем делать в ближайших выпусках, а уже после займемся темой активного права.
5. Субъект права. Вот здесь мы подходим к самому интересному.
Если исходить из права собственности, то субъектами этого права, согласно ст. 212 Гражданского кодекса РФ, являются:
1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;
2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;
3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.
Но если многоквартирный жилой дом и как объект права (определенный нами в данной статье), и как физический объект состоит из ОБЩЕГО имущества, то субъектом права может быть только определенная ОБЩНОСТЬ. Юридически этой общностью является общее собрание собственников. Но фактически никакой общности, никакого субъекта права не существует. Не существует, поскольку соседям плевать друг на друга и на общее имущество; не существует, поскольку порой проще избраться в парламент, чем провести общее собрание собственников; не существует, поскольку два десятка лет людей учили индивидуализму и внушали, что это единственный путь к счастью. Люди элементарно утратили коммуникативные способности, многие даже не знают (и не хотят знать), кто их соседи.
Также не следует забывать, что вместе с правом возникает и обязанность, а вместе с обязанностью - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Так вот: обыватель, живущий по принципу «моя хата с краю», не может быть субъектом права, поскольку не способен нести ответственность. Однако это не мешает такому поборнику права вопить об ущемлении его прав и, одновременно с этим, гадить в собственной парадной. Но кто же поощрял обывателя? Кто учил его думать лишь о себе? Кто усыплял его человеческое достоинство? О какой реализации права можно говорить, если по факту нет ни объекта права, ни субъекта, ни механизма реализации?
Исходя из вышесказанного, Совет дома (в его лучшем варианте) - это зародыш субъекта права. Да, именно зародыш или маленький росточек. Это крохи активных и думающих людей, которые видят дальше собственного носа (квартиры). Это актив, который решением общего собрания собственников именуется Советом дома и наделяется некоторыми контрольными функциями. Как правило, Совет состоит из 3-5 человек, один из которых по решению общего собрания становится председателем Совета. На первом этапе Совет берет на себя часть контрольных функций, прописанных в статье 161.1 ЖК РФ. А по факту начинает исполнять часть функций, утраченных Государством (рис. 5).
{C}Рисунок 5 - Роль Совета МКД в процессе контроля {C}{C}{C}{C}{C}
А дальше, если этот «росточек» оказывается упертым и пробивает «асфальт хамства и безразличия» как со стороны жильцов, так и со стороны управляющей организации и чиновников, он начинает добиваться первых скромных результатов и наводить первое подобие порядка в жилом доме. Затем вокруг него начинают объединяться жильцы, которые раньше были равнодушны. В общем собрании начинает принимать участие больше собственников. Начинает формироваться СУБЪЕКТ ПРАВА. А объединяясь и обмениваясь опытом, советы домов начинают ставить вопрос об объекте права и формировать механизмы реализации права. Не этого ли боится «скрытая паразитирующая система», по факту отдавшая функции создания советов домов подконтрольным управляющим организациям (штампующим фиктивные советы)?
Очень важно этот росточек своевременно «поливать и удобрять» (снабжать нужной информацией и механизмами реализации стоящих задач), а также отгонять от него паразитов («правозащитников», «общественников», «политиков» - любителей материально нажиться на чужой активности или слить ее на ближайшие выборы). Тогда Совет начнет становиться уже не столько активом (мешающим разгуляться мошенникам), сколько органом управления - оператором (хотя до этого еще далеко). Именно поэтому теоретическую подготовку в
газете «Заря» мы начали с изложения основ управления - они в будущем могут пригодиться советам домов. Впрочем, многое зависит от самих активистов. Мы можем только подсказать им некоторые системные моменты и снабдить их найденными инструментами (алгоритмами) работы, поделиться опытом. Для того и создан
проект ГКВ.
Продолжение следует...
Начало:
0,
1 ,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8 Ресурс ГКВ
http://vk.com/gkvspb Автор верхней картинки-заставки
pterozavtr