Социальная сфера России сегодня становится очень важной составляющей ведущейся против нас «мягкой войны». Системный кризис в «социалке» порождает серьезную энергию недовольства и неустроенности, которые коллективный Запад будет использовать в процессе разрушения нашей государственности (рис.1).
Рис. 1 Образец опроса, проводимого в интернете
Поэтому сегодня крайне необходимо предлагать конструктивные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации, разрабатывать и реализовывать гражданские проекты в основных проблемных сферах.
Одной из сфер, аккумулирующих негативную социальную энергию, становится жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Сфера ЖКХ - очень неспокойная и крайне напряженная социально. Много проблем, большая энергия недовольства. Однако, энергия недовольства - это все же энергия. А если есть энергия, то можно помочь ее оформить и направить в созидательное русло. Можно сформировать гражданское действие по преодолению существующих тенденций.
Одной из организаций, работающих в этом направлении, является проект «Гражданское Коммунальное Взаимодействие» (ГКВ).
За последние 20 лет реформ жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ) утекло много воды (во всех смыслах), однако, ситуация не меняется в лучшую сторону, несмотря на миллиардные вливания денежных средств государства, попытки руководства на местах и критику со стороны общественности.
Вступивший в силу в 2005 году новый Жилищный кодекс, равно как и другие законы, поставил крест на социальной ориентированности бывшего советского общества и утвердил в сфере ЖКХ новую форму взаимоотношений «продавец-покупатель». В данной сфере особого выбора нет, монополисты как были, так и остались. Они быстро освоили роль продавца, а население, не понимающее суть происходящих процессов (в силу отсутствия просветительской работы), отсутствия организованности в защите своих «потребительских» интересов, вынуждено принимать навязанные правила игры.
Процесс перевода ЖКХ на путь регресса носит признаки процесса целенаправленного и управляемого, поэтому не стоит верить в «головотяпство» руководителей любого ранга. Если при рассмотрении проблем в ЖКХ использовать системный подход, то можно выявить следующее:
1. За прошедшие годы была сформирована скрытая система (административный ресурс - бизнес - криминал), перераспределяющая финансовые потоки (вне зависимости от источника финансирования: будь то казна или карманы граждан). Возможно, к настоящему времени ни для кого не секрет, что некоторые управляющие организации, предположительно, являются частью подобных систем и низовым инструментом по перекачке денег (рис. 2).
Рис. 2 Схема перераспределения финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве
Не потому ли обращения жителей в контролирующие, надзорные и органы исполнительной власти с жалобами на многочисленные нарушения со стороны подобных управляющих организаций заканчиваются издевательскими «отписками»? Населению говорят о «необходимости наладить отношения жильцов с управляющими организациями», не обеспечив должный уровень просвещения и не предоставив безвозмездную юридическую поддержку при формировании таких отношений, основой которых являются договоры. В основной массе разобщенные собственники домовладений не обладают достаточной сплоченностью и юридическими познаниями для того, чтобы грамотно взаимодействовать с такими организациями.
2. Пассивность и безразличие граждан к проблемам собственного дома, нежелание объединяться для их целенаправленного и последовательного решения, отсутствие института добрососедских отношений только усугубляют ситуацию. Не редкость и наплевательское отношение жильцов к состоянию своего имущества. Этот тезис подтверждается одной из основных проблем последних лет в Санкт-Петербурге: текущими крышами. Они протекают в основном не потому, что старые, а потому, что стали «жертвами» капитального ремонта, непонятно как и кем проводившегося и кем контролировавшегося (при молчаливом согласии и полном безразличии к происходящему самих «пострадавших» жильцов).
3. «Правозащитные» организации в основном призывают лишь к снижению платы за услуги ЖКХ. Однако, почти никто не обращает внимания на главные проблемы:
- отсутствие у населения доступа к информации о движении денежных средств, уплаченных ими по счетам-квитанциям за жилищные и коммунальные услуги;
- отсутствие у населения возможности проконтролировать поступление средств (оплату коммунальных услуг) в ресурсоснабжающие организации;
- отсутствие фактической передачи имущества (земли и общего имущества) его законному владельцу - населению.
- ограничение Жилищным кодексом форм управления многоквартирным домом (МКД);
- отсутствие механизма санкций к собственникам, избегающим участия в общих собраниях собственников многоквартирных домов, без голосов которых невозможно принять фундаментальные решения по многим вопросам;
- отсутствие доступа к сведениям о формировании нормативов и тарифов, социальных норм потребления коммунальных услуг и их обоснованности.
Из вышесказанного следует:
Для положительных изменений в сфере ЖКХ необходим новый субъект отношений - ответственный хозяин (система собственников, базовым элементом которой может и должен стать Совет многоквартирного жилого дома), который готов стать хозяином в своем доме, готов взять на себя ответственность и навести в нем порядок, готов трудиться целенаправленно и планомерно, без истерик, без отговорок на недостаток времени и средств, без проклятий в адрес всевозможных коррупционеров, без вопросов «а почему я?»
Также для сферы ЖКХ необходимо просвещение собственников для формирования в них заботливого и ответственного отношения к своим домам.
Кроме того, (вернее, в первую очередь) необходимо обучение активистов как заботливых хозяев, контролирующих качество выполняемых работ в МКД, и оправданное расходование денежных средств, поступающих на содержание МКД (как от жильцов, так и от государства, арендаторов, собственников и пользователей нежилых помещений, являющихся частью МКД). Обучение необходимо для формирования первичного кадрового ресурса в новой системе управления сферы ЖКХ. Целью управления должно быть обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах и сохранности общего имущества дома (рис. 3).
Рис. 3 Роль советов МКД в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Суть проекта «Гражданское Коммунальное Взаимодействие» (ГКВ)
Проект является волонтерским и экспериментальным. Он предназначен для решения следующих основных задач:
1) сбора информации;
2) социального моделирования;
3) отработки современных методов управления.
В связи со сложностью ситуации в ЖКХ для организации необходимо решение ряда первичных задач, а именно:
1. Организация помощи населению в создании Советов МКД и обучение основным принципам работы Совета МКД.
Решение: создание постоянно действующего Центра подготовки.
2. Обучение председателей и членов Советов МКД правовым основам сферы ЖКХ и порядку действий в наиболее распространенных проблемных ситуациях.
Решение: подготовка и проведение периодических тематических семинаров в Центре подготовки Советов МКД. Выпуск методических пособий.
3. Организация информационного обеспечения Советов МКД и собственников жилья.
Решение: организация работы группы информационного обеспечения; выпуск газеты; создание групп в социальных сетях; создание электронной почты проекта; создание сайта.
4. Организованная защита прав собственников жилья во всех возможных формах.
Решение: создание представительства Советов МКД (общественной организации); организация работы экспертной группы; создание базы алгоритмов и документов.
Цель проекта - сформировать систему гражданского взаимодействия в сфере ЖКХ.
На наш взгляд, именно Совет МКД и должен стать тем зерном, которое объединит вокруг себя неравнодушных жильцов и, при определенных условиях, перерастет в коллектив подлинных хозяев, заботящихся как о самом доме, так и обо всех его жильцах (независимо от того, являются они собственниками или нет). И не так важно, какова будет форма хозяйствования (ТСЖ или индивидуальное управление). Важно, чтобы все мы, жители многоквартирных домов, преодолели неверие в свои силы и начали учиться и трудиться ради общего блага.
Автор верхней картинки-заставки
pterozavtr