Представьте, что на вашу рубашку пришили пуговицу размером с тарелку. Ваши ощущения при этом? Недовольство, недоумение, гнев, досада и много ещё разных эмоций. И убедительные слова портного про современный дизайн, великолепный материал пуговицы и модное цветовое решение не произведут на вас нужного воздействия. Носить такую рубаху вы не будете. Ведь так, мой друг-читатель? А вот в других сферах жизни проделывать с нами подобные фокусы мы позволяем.
Мне нравится ходить на пешеходные экскурсии по Петербургу. И когда подворачивается такая возможность, я с удовольствием иду. На днях
мои знакомые пригласили меня на свою экскурсию по Васильевскому острову, что в Петербурге, «Конструктивизм на Васильевском острове». Мне этот стиль архитектуры нравится. Поэтому я с удовольствием приняла приглашение. Но написать мне хочется не про конструктивизм. В памяти застряло другое. Что же?
Попробую поделиться мыслями, которые стали атаковать меня после этой экскурсии.
Связаны они с агрессивностью буржуазного строя и его несовместимостью с Россией. Вот буквально так. Началось всё с осмотра Дворца Культуры имени Кирова на Васильевском острове. Думаю, что не только петербуржцы знают этот интересный архитектурный памятник. Газета «Ленинградская правда» в 1933 году писала: «На Васильевском острове, на бывшем Гаванском поле, на месте свалки, на месте царских кабаков вырастает величайший в Союзе Дом культуры, вместимостью в 12 тыс. человек,- подлинно Днепрострой культурного строительства». Строго в соответствии с архитектурными традициями города перед Дворцом была разбита большая плошадь, позволяющая оценить интересную задумку архитекторов.
Я давно не забредала в эти края. То, что я увидела около ДК, расстроило. В пространство площади впихнули четырех современных архитектурных монстров. Они выглядят инородными объектами. Находясь рядом с ними, чувствуешь себя, как в каньоне. Именно так! Голая отвесная безжизненная стена возвышается над тобой, а ты жалобно смотришь из пропасти каньона вверх, ища луч солнца. И нет тебе спасения. Вот такое ощущение вызывают эти «сундуки». По контрасту с окружающей малоэтажной застройкой они выглядят вызывающе пафосными снобами. Ни одна фотография не передает чувство их нелепости и убогости. Потому что даже трудно найти точку, с которой можно было бы сфотографировать этих уродов в полный рост. Они буквально нависают над тобой в любом месте. Своим видом они убивают и ДК , и расположенный рядом зеленый сад «Василеостровец». В 2008 году, помнится, в нашем городе был грандиозный скандал, связанный с этими высотками. С тем, что своей неподобающей высотой они испортили панорамные виды Петербурга, а именно, знаменитый вид на Стрелку Васильевского острова.
Это фотография тех лет (2008 г.) Народный гнев был такой силы, что застройщику пришлось сносить 3 этажа отстроенного здания (!) Это ситуацию не спасло, но хоть как-то смягчило. Новый вид города стал оскорбителен жителям. В народе даже неприличное имя дали этому небоскребу. Я его озвучивать не буду, оно неприлично-нецензурное. Расположившись на площади перед ДК, «съев» ее, комплекс-монстр выставил себя на осмеяние. (Символично, что остаток площади перед ДК назвали площадью Собчака. Тем самым визуально показав, чем занимался первый мэр города: дал всем новоиспеченным буржуа возможность творить на земле города свои делишки, красть у горожан территорию, чтобы монетизировать ее в капитал. Эти «монеты» не принесли Собчаку ни славы, ни признания, ни любви народной, только приблизили смерть.)
На этом фото момент строительства трех зданий, сейчас между ними запихнули ещё одну высотку.
И вот здесь я возвращаюсь к разговору о пуговице. На рубашку Васильевского острова пришили 4 пуговицы-блюдца. Стала ясно видна разница между талантом советских архитекторов ( Троцкий Н. А., Козак С. Н., Ильин Е. А.), гармонично вписавших строение Дворца Культуры в окружающую среду, и «именитыми» новомодными архитектурными бюро, штампующими «эксклюзивные» высотки. Новые архитекторы совершенно не понимают, что такое пространство. Знают ли они о его существовании? И это мне удивительно. Кстати, нельзя считать, что это какая-то единичная ошибка, промах. Это тенденция.
Петербург задумывался как столица, город аристократии. Отсюда простор и величие. Имперский размах. Цельность, ансамбль, гармония. Вот такие принципы были провозглашены Петром I и далее всеми царями. Традиция эта в советское время была подхвачена большевиками, которые воздвигали и расширяли город строго по плану, оставляя место для громадных площадей, ясных перспектив улиц. Снова гармония и ансамбль. И только в эпоху капитализма (сейчас и недолгое время перед революцией) буржуа рвали город на части в погоне за «золотым тельцом». Красота? Культура? Эти слова нуворишами понимались своеобразно. Пространство выпало из контекста этих слов. Девизом стало выжимать деньги из любого клочка территории, возводя многоэтажные доходные дома.
И тут показателен пример Адмиралтейства, когда свободное пространство внутри П-образного контура, выходящее на Неву, застроили доходными домами. После закрытия верфи на освободившейся земле во дворе Адмиралтейства в 1874 году предлагалось устроить новую городскую площадь. Но морским министром Краббе было принято другое решение. Участки вдоль Невы были проданы частным лицам. Вскоре это пространство оказалось застроено особняками, из-за чего здание Адмиралтейства с Невы стало невозможно наблюдать в полном объёме.
Не правда ли, это зеркальное отражение ситуции нынешней? Нравы русской буржуазии в 19 и 21 веке схожи до неприличия. Пока общество было цельным, коллективистским, это отражалось и в архитектуре. А как только общество стало атомизироваться, распадаться на отдельных индивидов, эту тенденцию тут же подхватила архитектура. Архитектор стал видеть только отдельный дом, понятие ансамбля исчезло. А ведь памятник живет только в ансамбле. Уничтожение комплекса, ансамбля означает уничтожение памятника архитектуры.
Но меня радует факт того, что неравнодушных людей много. И они пишут о волнующих их проблемах, поднимают острые вопросы, будоражат общественное мнение. Я, например, с удовольствием читаю журнал
ilya_yu, особенно на тему
культурной политики. Советую всем интересующимся заглядывать почаще туда. Держать руку на пульсе в наше бурное время необходимо. Пока у времени ещё есть пульс.