Пушкинский район в открытках начала ХХ в. Часть 6. Пушкино

Jan 03, 2013 19:42


     Долгое время после начала движения по железнодорожной линии между Москвой и Троицей сразу вслед за станцией Мытищи была остановка только в Пушкино. Это - одно из первых дачных мест Ярославского направления.




     «На 28-й версте Ярославского жел. пути находится станция Пушкино на р. Уче, окруженная еловым лесом и прекрасными дачами, которых около Пушкина и находящейся в 2 вер., не доезжая до него, Мамонтовской платформы, считается до 700. Местность около Пушкина очень привлекательна: здесь есть маленькое озеро, общественные парки и летний театр».

«Россия. Полное географическое описание нашего отечества - настольная и дорожная книга для русских людей». 1899 г.










На протяжении десятка лет дачные сообщества Перловки и Пушкино соревновались в устройстве изысканных летних развлечений для отдыхающих, самых современных спортивных площадок для летних игр и главное - по привлечению к выступлению на театральных подмостках знаменитостей из Москвы.
      Невысокие решетчатые заборы тянулись по обеим сторонам железной дороги, огораживая дачи. От здания вокзала шло шоссе через парк к селу Пушкино.




Вдоль шоссе стояли лавки, булочные, аптека, почтовое отделение, телеграф.



















В пристанционном парке были проложены дорожки, устроены беседки и скамейки, в глубине находились дачи-особняки, за ними - еловые посадки: любимое место для дачных прогулок. Именно здесь стоял знаменитый Летний театр с бильярдом и кегельбаном при нем. Издатель газеты «Московский листок» Николай Иванович Пастухов выстроил на месте танцевального круга деревянный театр, истратив свыше 20 000 рублей. Построенный по проекту архитектора А.Н. Кнабе театр был открыт в дачный сезон 1896 года.













Афиша на воротах парка:
"Боевые товарищи. Пьеса в 4-х действиях Тарскаго из Русско-Японской войны"

В летних антрепризных спектаклях участвовали знаменитые артисты московских театров: Н.А. Обухова, О.О. Садовская, В.И. Качалов, Е.Н. Гоголева, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов.


 

В конце XIX века Пушкино превратилось в одно из самых привлекательных дачных мест Подмосковья, где летом жили до 5000 человек. В 1902 году было учреждено Общество благоустройства поселка. Несколько сотен дач сдавались внаем. Особенно выделялись роскошные владения Рабенека, Прове, Дмитриевой. Такие дачи можно было снять за 1200-1500 рублей за сезон, но средняя цена была от 300 до 700 рублей; можно было сторговаться и за 150 за дом с мебелью и посудой. Была здесь и дача одного из архитекторов московской гостиницы «Метрополь» В. Валькотта. Роскошный дворец Ф.Ф. Берга возвели по проекту архитектора И.И. Нивинского в 1912 году. Архитектор Н.П. Милюков построил дачу для своей семьи, где прошло детство будущего министра иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюкова. Иваном Карловичем Прове, крупным промышленником, пайщиком множества Российских мануфактур, заводов, банков и страховых обществ, был построен дворец для дочери Адели Ивановны к ее бракосочетанию с Г.Г. Калишем. Дом Цургозина украшали наличники, исполненные по эскизам Михаила Врубеля, на одном из них найден автограф гениального художника.
      На даче Николая Михайловича Шарикова, неподалеку от станции, бывали Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, выступавшие на сцене местного театра, а также мастера оперной сцены И. Грызунов, Е. Катульская и многие другие. Н.М. Шариков, наследник богатого лесопромышленника, был оперным певцом Большого театра, а в советское время работал во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС), где занимался организацией концертов и зарубежных гастролей артистов.
      Его отец - лесопромышленник Михаил Шариков - не только занимался благотворительностью, помогая неимущим, его стараниями была открыта церковно-приходская школа, которую окружал грушевый сад. Он также принимал деятельное участие в строительстве двух церквей: деревянной церкви-ковчега Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, по преданию выстроенной с применением сандалового дерева, и каменного храма Святого Духа, освященного в 1914 году. В 1911 году архитектор С.В. Красильников расширил деревянную Боголюбскую церковь.




В обоих храмах пел Федор Шаляпин.



Летом 1897 и 1898 годов, когда актеры для будущего нового Московского Художественного театра уже были подобраны, но в помещении театра в Москве шел ремонт, первые репетиции проходили в специально оборудованном сарае на даче Н.Н. Архипова. Друг детства К.С. Станиславского, впоследствии ставший известным под сценической фамилией Арбатов, один из первых режиссеров, поставивших пьесу М. Горького «Дети солнца». К.С. Станиславский так вспоминает о тех днях: «Репетиции начинались в одиннадцать часов утра и оканчивались к пяти часам дня. После этого артисты шли купаться к реке, обедать, отдыхать, а в восемь часов они снова возвращались - на другую репетицию, которая продолжалась до одиннадцати часов ночи».
      В 1905 году в Пушкино проходили репетиции экспериментальной студии МХТ под руководством В.Э. Мейерхольда. Порой к студийцам приезжали из Москвы мхатовцы А.Л. Вишневский, О.Л. Книппер, В.И. Качалов, М.Ф. Андреева, а также А.М. Горький и другие. К ним присоединялись С.И. Мамонтов и молодые художники и скульпторы из Абрамцева. Играли в теннис, городки, спорили, обсуждали будущее театра.










Дачники Пушкино любили спорт и особенно набиравший популярность футбол. В 1911 году в Пушкино тренировалась даже дамская футбольная команда, соперничавшая с женскими клубами из Петровской-Разумовской лиги и Коммерческого училища. После создания в 1913 году футбольной лиги Ярославской железной дороги в нее вошла команда «Пушкино», за которую играл знаменитый футболист М. Ромм, участвовавший в олимпийских играх 1912 года.




«Из года в год Пушкино принимает все лучший и лучший вид и становится излюбленным местом всего Московского beau monde’a. Конечно, своим теперешним благоустройством и благосостоянием Пушкино обязано исключительно видному местному дачевладельцу Н.П. Пастухову, создавшему то, что теперь называется Пушкино. По части развлечений Пушкинский театр почти всегда идет во главе всех дачных театров. Г. Разсказов, пригласивший прекрасную труппу, обещает в будущем много удовольствия пушкинским дачникам... Следовало бы только упразднить «мещанскую» танцевалку. Последняя совсем не гармонирует с таким «бонтонным» уголком и является крайне темным пятном на светлом фоне скромных и семейных развлечений. Уже раз дело поставлено на «высшую» ногу - надо его довести до конца, если только в «танцульке» не кроется какая-нибудь «haute politgue».

Э-ий
Дачный вестник. Май 1898 года




Пушкино. На общественном кругу. Детский бал




«В Пушкине скоро будет образована вольная пожарная дружина. На одной из просек - на какой именно еще не решено - будет выстроен сарай с каланчою». Следовало бы пожарную команду иметь ближе к железнодорожной станции - не ради охранения сей последней, а ради сохранения той линии дач, которой может угрожать громаднейшая опасность, если, сохрани Бог, загорятся штабели леса, сложенного у линии железной дороги. Удивительное дело! Железная дорога сдала часть принадлежащей ей земли под лесные склады. И где? Около самой станции. До сих пор Бог хранил от случайностей, но можно смело сказать, что эти штабели с сухим лесом здесь вовсе не уместны.
       Вопрос: кто должен смотреть за фонарями на дорогах и просеках Пушкина? Фонарей до трехсот поставлено в этой дачной местности, а в каком они находятся виде, как это и невообразимо. Фонари погнуты, помяты, стекла побиты, многие столбы подгнили.
      Как-то был изловлен пейзан из Окуловского аула, занимавшийся битьем стекол в фонарях. Нечего сказать, как же фонари-то? Ведь нельзя же возложить обязанности по укарауливанию сих осветительных аппаратов на местную полицию, которая хотя и усиленна в составе, но вовсе не до таких размеров, чтобы охранять столбы, на столбах - фонари, а в фонарях - стекла.







Следует организовать Сторожевую дворницкую службу на более рациональных началах.
      Думается, что такой местности, как Пушкино, носящей название «Лесного городка» и, по существу, действительно обратившейся в город, следовало бы, по примеру петербурских больших дачных мест (Терриоки, Шувалово и др.) образовать общества для урегулирования дачной жизни.
      До сих пор в Пушкине ни одна из просек не имеет названия и ни одна же из них и не урегулирована, как следует. В дождь на просеках полное бездорожье.
      Кстати о дорогах.
      Дорога до Пестова будет приведена в проезжее состояние, для чего имеется собранный капитал, две тысячи рублей. Крестьяне решили навозить песок, а г. Арманд дал фашинник в неограниченном количестве. В этой последней заботе, как и во много других, пушкинцы обязаны местному становому приставу, большому радетелю о благоустройстве Пушкина.
      В истекшем году пушкинский театр осветился электричеством; и ныне электричество появилось на одной из дач и, даст Бог, это безопасное освещение привьется к пушкинским дачам.
      Хорошо бы было сделать генеральный смотр пушкинским лавкам, торгующим съестными припасами. Есть среди них также такие, которые требуют осмотра. Недурно было бы подчинить надзору и торговцев, бегающих по дачам. Дороговизна на все ужасающая, а цены никак не регулируются. Вот тут-то бы и было место «обществу благоустройства дачной жизни».
      В заключении моей первой корреспонденции сообщу о спектакле, который дается в четверг, 27-го мая. Прочтена будет г. Бушман сцена из пушкинского «Скупого рыцаря». Пишется новая декорация. Затем будет представлена комедия А.Н. Островского «Лес», в коем в роли Аксюши выступит г-жа Боярская, а в роли Счастливцева и Несчастливцева - гг. Разсказов и Галицкий. Роли, ими исполняемые, считаются лучшими в их репертуаре.
Пушкинский обыватель.
Дачный вестник, 1899 год




Старинное патриаршее, затем синодальное село Пушкино возникло на богомольном пути в Троицу. Впервые оно упоминается в завещании двоюродного брата князя Дмитрия Донского, полководца Владимира Андреевича Серпуховского, или Храброго, в 1401 году.







К 1498 году село уже принадлежало митрополичьему дому. Здесь была первая для патриархов остановка по дороге в Лавру. В 1585 году на высокой горе над селом возвели первую деревянную домовую церковь во имя Николая Чудотворца.




При патриархе Иосифе в 1643 году построили новую. Работы контролировал сам патриарх, по указам которого для церкви были приобретены иконы, церковные книги и утварь. Каменную церковь во имя святителя Николая построили в 1692 году при патриархе Адриане. При входе в храм установили следующую надпись: «От миросоздания 7200 г., от Рождества же Христова 1692, благоволением Всетворца нашего Бога, с помощию Пресвятыя Девы Богородицы Марии, господин Святейший Кир Андриан Архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран Патриарх создал сей храм Господен в честь угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая. Строена из домовния патриаршия казны. Освятил его чинодейством Святейший Андриан Патриарх со всем освященным собором 7202/1694 г. месяца июня в 17 день. Быст же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича». До 1753 года в церкви стояло патриаршее место.




Со временем храм стал тесен для паствы. С трудом искали средства для расширения, пока в 1868 году церковным старостой не стал купец Николай Иванович Авчуренков, стараниями которого и были собраны деньги для строительства двух приделов. В 1874 году перестройкой трапезной церкви занимался архитектор Н.П. Милюков, отец известного политического деятеля П.Н. Милюкова. В 1884 году шатер колокольни церкви спроектировал архитектор Н.В. Никитин, зодчий, давший начало знаменитому русскому стилю в архитектуре конца XIX века. На средства мецената Б.А. Медынцева возвели высокую каменную лестницу, ведущую к храму. На пожертвования Армандов при церкви была устроена богадельня.




Пушкино оказалось в центре политических событий во время стрелецкого бунта 1682 года, когда царевна Софья с братьями Петром и Иваном Алексеевичами бежала из села Коломенского в Троицкий монастырь. Ее приближенные хитростью заманили в Пушкино организатора мятежа - начальника стрелецкого приказа князя Ивана Андреевича Хованского. Здесь он был взят под стражу и препровожден в царское село Воздвиженское.
      В начале XIX века историк И.М. Карамзин отмечал, что «многие крестьяне села Пушкина живут не в избах, а в красивых домиках, не хуже самых богатых поселян в Англии и других европейских землях».




Жители процветающего села занимались ткачеством, извозом и торговлей в Москве, но главным стало предоставление различных услуг богомольцам, идущим в Троице-Сергиев монастырь. Многие крестьяне содержали постоялые дворы. И лишь в начале XIX века близ села возникают первые заводы: медный и суконный.




Первая Андреевская больница была открыта в 1884 году на средства промышленника А. Арманда, а первая библиотека-на пожертвования Е.И. Арманда. В 1868 году земское училище набрало первых воспитанников, в 1913 году врачи начали прием в земской больнице.
      Начинавшееся от станции Пушкино шоссе вело к крупной ткацкой и красильно-отделочной фабрике шерстяных тканей «Е.И. Арманд с Сыновьями».




Основанная еще в 1843 году французским промышленником К.Ф. Фавором фабрика перешла к Армандам в 1859 году. Производство расширялось, и к концу XIX века при фабрике уже был небольшой рабочий поселок, где жило 1200 человек, в основном из окрестных сел и Рязанской губернии.










На реке Серебрянке были устроены купальни.
















Литература:

Клычникова М.А., Мелентьев Г.Ф. "Мытищи и окрестности. Мытищинская волость на рубеже XIX - ХХ веков". М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

река, летний театр, железная дорога, храм, пушкино, фабрика (завод), старые открытки, дача, станция, известные личности, арманд, московский проспект

Previous post Next post
Up