Горная Сванетия, Ингурская ГЭС и несколько слов о прокате машин в Грузии

Jun 04, 2014 13:39

В Грузии я бывал неоднократно, но до сих пор никак не удавалось выбраться в Сванетию - красивейший горный край возле российской границы на северо-западе страны. Этим летом звезды сошлись под правильным "углом", я оказался в Грузии по пути из США в Израиль, взял в Батуми машину в прокат и рванул в Сванетию. Впрочем, положа руку на сердце, главной целью поездки все же была Абхазия, куда я тоже съездил через Ингурский мост. Помните, как меня задержали российские ФСБшники? Так вот, после возвращения из Абхазии назад в Грузию, собственно и рванул на покорение Сванетии. Времени было мало, дорога долгая. Знатоки мне скажут, что Сванетия это не край для легкого автомобильного путешествия, а место для долгих треков в горы с рюкзаками и спальниками. А для автомобилей всего одна дорога тянущаяся от Зугдиди к Ингурской ГЭС и далее на Местию и Ушгули. Все! Больше вам никуда на машине не проехать; и даже в Ушгули не факт, что доедете - там жуткая дорога, которая еще часто и закрыта во время снегопадов и оползней. Тем не менее, решил исходить из принципа "Лучше меньше, чем ничего". Итак, Сванетия -





Ингурская ГЭС уникальна в первую очередь не своими размерами (она не попадает даже в первую десяту крупнейших ГЭС мира), а скорее тем, что из-за грузино-абхазского конфликта граница прошла аккурат рядом с элетростанцией. Сооружения ГЭС находятся как на территории Грузии (плотина, водоприёмник и часть тоннеля), так и Абхазии (часть тоннеля и здание ГЭС), кроме того, в состав Ингурского гидроэнергетического комплекса, помимо собственно Ингурской ГЭС, также входят четыре Перепадные ГЭС на реке Эрисцкали, находятся на территории Абхазии (рядом с городом Гали, я там побывал, см. отчет " Через Ингурский мост в Абхазию"), поэтому для полноценной эксплуатации энергокомплекса необходимо сотрудничество двух сторон. И что удивительно - несмотря на десятилетия вражды и войн, обе стороны исправно сотрудничают в сфере энергетики и на станции ни разу не было выстрелов. В 1992 году между грузинской и абхазской сторонами была достигнута договоренность о распределении выработки электроэнергии с Ингурской ГЭС в пропорции 60 % (Грузия) на 40 % (Абхазия).





Там же мы перекусили салатом, привезенным в автомобильном холодильнике еще из Батуми -







На мой взгляд, дорога в Сванетию не менее живописна, чем сама Сванетия -





После каждого обильного дождя в горах случаются оползни и дорога становится непроходима. Сей нюанс надо иметь в виду тем, чей график предельно сжат и вы не можете себе позволить задержаться в горах на дополнительные день-два, чтобы расчистили дорогу. Грязи бывает столько, что не одолеете ее и на джипе. Нечто подобное я проходил на Зодском перевале между Арменией и Нагорным Карабахом, правда в ту поездку я был на полноприводном джипе, а нынче на малолитражке "Мазда-3".



По пути вам будут попадаться забавные хрюши, осторожно, не задавите их -



Хрюши бегают через дорогу и не смотрят по сторонам -



Участок дороги между Ингурской ГЭС и Местией -



Речка Ингури -











Пейзажи божественные! И знаете что интересно? В разных концах света можно встретить очень похожую природу. Сравните эту фотографию внизу -



...и вот эту, снятую на границе Мексики Гватемалы (полный отчет " 700 километров вдоль границы Мексики с Гватемалой по знаменитой Carretera fronteriza") -



Теперь возвращаемся назад в Грузию -



Местия - административный центр Сванетии и очень "туристическое" место. В сезон сюда прибывают тысячи туристов единовременно и нередко во всем городке не найти свободный гостиничный номер. Начало июня, тем более пока погода не самая подходящая (дожди и оползни в горах) здесь еще можно найти нормальное жилье по божеской цене. Мы жили в отличном номере с удобствами всего за 30 лари (20 долларов), но этот же самый номер будет стоить в июле 70 лари (50 долларов).



Сам по себе городок интересен не современным бутафорским центром, построенным при Саакашвили, а дальней частью городка, где возвышаются знаменитые сторожевые башни сванов. Что же касается нового центра, то эти огромные постройки на фоне гор и скромных и бедных сванских деревень выглядят странно. Собственно, центр города можно назвать "Городом призраков", ведь львиная доля коммерческих площадей так и не освоены. Первые этажи еще худо-бедно арендуются коммерсантами, а вторые-третьи стоят пустыми. Причин тому несколько: вся коммерция тут делается не сванами, а приезжими из Тбилиси и Кутаиси. Помнится, я был удивлен, насколько хорошо знают русский язык в любом заведении, будь то сувенирный салон, или магазин продуктов. Вот, подумал, молодцы сваны, хотя и живут в горах, а образование имеют! Но оказалось, что все эти люди не были сванами.

Мне рассказали, что местное население в принципе отличается ленью и немалым жлобством. Вначале, когда Местию только начали осваивать как туристическое направление, те пытались заниматься рэкетом, вымогая у предпринимателей деньги. Доходило до вооруженных стычек. К счастью, Саакашвили положил этому конец, определив самых ретивых гопников по тюрьмам. Сейчас все тихо и спокойно, но работать сваны так и не научились. В наши дни 90% всех бизнесов Сванетии открыты отнюдь не сванами, а приезжими. И не только грузинами! Я встретил в Местии чисто иностранные бизнесы, типа израильского хостеля "Шломи", или польского хостеля... забыл название. Ну что, молодцы.





Городская администрация Местии и тут же отделение полиции -



Нелепый памятник царице Тамаре -



О, а вот это интересно! Обычно я не коллекционирую магнитики на холодильник. Но тут не удержался и привез сразу три штуки. Это вам не китайские дешевки, а натуральная работа мастеров. Стоит чуть дороже, но супер колоритно. Магазин находится рядом с площадью, где памятник царице Тамаре. Чуть вниз, напротив городской администрации, там такая красная вывеска на английском "Souvenirs". Ребята реально молодцы, верхние три магнитика это их -



Собственно, знаменитные сванские башни, один из символов Грузии -



Сваны показались мне странными людьми, какими-то устраненными от действительности, недоверчивыми и недружелюбными. Нет, никаких проблем с ними не возникало, а просто ощущение от хмурых взглядов, любопытства кто на какой машине приехал (может богатый?), ну, очень субъективно. А вот великое множество этих сторожевых башен по всей Сванетии как раз мою теорию про обособленности недружелюбие подтверждает. Это ж надо, чтобы каждая семья(!) превращала свой дом в крепость, чтобы защищаться от вероломных соседей, живущих на соседней улице. Те башни, что мы видим сегодня, построены в 18-19 веках, более ранние к сожалению не сохранились. Первый ярус такой башни представляет собой плотную каменную кладку без каких-либо помещений внутри. Выше находится вход - маленький лаз, к которому поднимаются по приставной лестнице (в случае опасности ее можно затянуть внутрь). Еще выше в башне на нескольких ярусах располагаются жилые и хозяйственные помещения, а на самой макушке - наблюдательная площадка и точка с которой защитники стреляли в атакующих всеми доступными "стрелялками", будь то древние ружья, или просто камни -



В наши дни башни используют под склады всякой деревенской утвари -



В Местии таких башен несколько десятков -



Они безусловно "вылизаны" под группы туристов -















Многие башни отреставрированы, что с одной стороны выдает в них туристическую бутафорию, но с другой - ведь если их не восстанавливать, то они вконец разрушатся.





Аэропорт Местии с его удивительным терминалом. Сюда раз в день летает маленький самолет на 15 мест из Тбилиси, время в пути всего полчаса, билет стоит порядка 50 долларов в одну сторону. И если ваше время ограничено, то лучше таки лететь в Местию, а не ехать, ведь из Тбилиси сюда езды часов на семь -





Это уже не Местия, а деревушки вокруг -











Сванские деревни не менее интересны, чем их башни. Массивные такие старые дома, которые не встретите нигде в Грузии -







Несколько слов о прокате машины, а то читатели спрашивают, где машину брал и почем, а я все тяну с ответом. Итак -

Прокат машины в Грузии

Сфера проката в Грузии пребывает в каменном веке. Есть пара-тройка международных брендов (Sixt, Avis и другие), которые можно забронировать через интернет по адским ценам вроде 80-90 долларов в день за убитую "Хюндай-Гец" и 120-150 долларов за джип. Вы не смотрите, что бренд, там бизнес вполне советский, поэтому если машина едет - уже хорошо. Как обьясняют сотрудники крупных прокатных фирм, высокие цены обьясняются тем, что они блокируют на кредитной карте туриста сумму, но большинство клиентов это все же не туристы из Западных стран, а жители Грузии, у которых либо кредитной карты нет вовсе, либо они не согласны, чтобы у них заморозили долларов 500 (колоссальные деньги по местным меркам) и потом месяц ждать возврата. Так что компании, блокирующие деньги на карте сразу же теряют больше половины потенциальных клиентов. И вынуждены компенсировать это высокими ценами.

Есть вторая категория прокатных фирм - небольшие местные компании, готовые идти на риск, сдавая автомобили без кредитных карт. Они могут брать у вас залог наличными, но и на это многие не готовы, ожидая подвоха. Представьте сами, вы берете старый автомобиль весь в царапинах. Если прокатчики окажутся жуликами, вы ведь не докажете потом, что одна из ста царапин и вмятин на машине - не ваших рук дело. Потенциально конфликтная ситуация. Есть и еще одна неприятная для прокатных фирм особенность: местные жители нередко относятся к чужой вещи как к мусору. По словам тех, кто в бизнесе, могут запросто машину бросить где-то на дороге с пробитыми колесами и еще требовать назад залог, мол: "-А чё такое, устал я ехать, колесо спустило, деньги давай!". Все эти риски неизбежно вынуждают держать высокие цены, ведь чем-то прокатчики должны компенсировать вероятность форс-мажора. Тем не менее, у маленьких фирм тарифы ниже, в районе 50-60 долларов за самую дешевую машину.

Третья категория это обычные частники, сдающие свои автомобили по доверенности. Именно таким макаром я брал машину в прокат в Тбилиси, когда ездил в Армению и Карабах, это был убитый в хлам "Митсубиши-Рио", где сломано было все, что можно сломать. Там даже фары вырубились едва мы выехали в путь, все скрипело и отваливалось. В не лучшем состоянии была и другая машина, древний джипик Мерседес 320 (см. отчет о поездке на убитом джипе), который годом позже брал у другого частника.

Все эти проблемы с машиной здорово мешают нормально путешествовать по Грузии. Или дорого и плохо, или чуть дешевле и совсем плохо. Если честно - задолбали.



И хотя машина не новая, но в целом в хорошем техническом состоянии и по божеской (по местным меркам) цене.

ПУТЕШЕСТВИЯ, Грузия, БЫВШИЙ СССР

Previous post Next post
Up