Высокогорная узкоколейка в Матеране в Индии - памятник всемирного наследия ЮНЕСКО

Jan 14, 2024 19:39

Пару месяцев назад мне довелось оказаться в индийском Мумбае на несколько дней и поскольку закончил свои дела раньше, чем предполагал, то решил посвятить день поездке в местечко Матеран (Matheran Hill Station) в живописных горах штата Махараштра в двух часах езды на поезде от Мумбая. Там расположена уникальная высокогорная узкоколейка Нерал - Матеран протяженностью 21 километр и построенная в 1907 году, связывающая город Нирал и некогда фешенебельный британский курорт Матеран в горах. Чем-то эта железная дорогана поминает подобную узкоколейку в Даржиллинге, штат Западная Бенгалия. Перепад высот между нижней станцией (Нирал) и Матераном составляет около 800 метров, причем основная часть подьема происходит на последних десяти километрах пути. Линия крутит зигзагами по склонам горы и выглядит все это крайне впечатляюще.





Несколько лет назад из-за проливных дождей приведших к частичному разрушению линии сообщение было прекращено, но недавно снова восстановилось. Правда, лишь на финальных пяти километрах пути. Если раньше приехав из Мумбая на станцию Нирал вы могли сразу пересесть на узкоколейку, то теперь вам придется брать такси на гору почти до самого Матерана. Фактически, узкоколейка прекратилась в исключительно развлечение для местных индийских туристов (европейцев я там не встретил вообще), поскольку доставка грузов и туристов сегодня происходит по новой автодороге, петляющей по серпантинам. Но согласитесь, что использовать такси это как-то не спортивно. Поэтому, я намеренно не доехал до Матерана и сошел там, где можно все же немного прокатиться на историческом поезде, пусть даже скромные пять километров.

Ходят поезда несколько раз в день, билеты приобретаются там же, на станции и стоят сущие копейки, на моей памяти порядка 50 индийских рупий ($0,60), после чего вы ждете отправления поезда, что обычно случается в пределах часа от вывешенного на кассе расписания. В тот момент, когда люди уже стали терять терпение и многие отправились пешком в Матеран (5 километров прямо по рельсам, но с живописными панорамными видами), как вдруг поезд решил поехать.



К сожалению, полного антуража образца 1907 года тут уже нет, все же старые паровозы на угле заменили на маленькие маневровые тепловозы, а колоритные британские вагончики сменили на новые с огромными панорамными окнами, специально для туристов.







Внутри вагоны выглядят так:



Не меньший ажиотаж, чем сама поездка на поезде вызывают местные макаки. Обезьяны примерно знают время отправления и подтягиваются целыми семьями, зная щедрость туристов на угощения. Они бегают по платформе, залезают на крышу поезда:



Туристам общение с приматами нравится, все довольны, недостака в селфи на фоне наших с вами дальних и весьма мохнатых родствеников не наблюдается:







А это уже верхняя, конечная станция железной дороги, это поселок Матеран. Дальше поезд не идет.



В самом Матеране тоже немало обезьян, поэтому если вы их не встретили на станции, то обязательно встретите гуляя по улочкам этого весьма колоритного городка.







Самое время рассказать кратко про курорт Матеран. Его основал в 1850 году британский губернатор Бомбея (Мумбая), лорд Эльфинстоун. Дело в том, что Мумбай отличается не просто жарким климатом круглый год, но и исключительно влажным и дождливым. Для британцев, привыкших к несколько другому климату в Великобритании было тяжело в Бомбее, они искали место, где они могли бы отдыхать в приятной прохладе и с комфортом. Матеран, расположенный в 80 километрах к востоку от Бомбея идеально для этой цели подходил: горный район 800 метров над уровнем моря, температуры стабильно на 10 градусов прохладее Бомбея, великолепные панорамные виды. Здесь британцы построили несколько фешенебельных гостиниц, здесь же проложили маршруты для пеших прогулок и чуть позже в 1907 году, учитывая исключительную популярность нового курорта начали строить узкоколейку для доставки грузов.

К сожалению, после обретения в 1946 Индией независимости, Матеран постепенно начал приходить в упадок. Прекрасные виллы ветшали и разваливались, развались в итоге даже железная дорога, о чем рассказывал выше. В наши дни Матеран  безусловно не то чтобы совсем заброшен, но из фешенебельного курорта европейского уровня превратился в место отдыха очень сильно бюджетных индийских туристов. Здесь много мест для ночлега, но все они достаточно низкого уровня, с нестабильным электричеством, неизбежной плесенью на стенах (сильная влажность) и массой комаров.



Поэтому, логичнее всего приехать сюда на день. Вы прекрасно успеете и на поезде прокатиться и погулять по Матерану, вдоволь налюбовавшись природными красотами. Виды здесь реально шикарные, сами смотрите:







Собственно, на этом все!

Индия, АЗИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПАРОВОЗЫ

Previous post Next post
Up