Горная узкоколейка в Даржилинге (Индия)

Sep 26, 2013 11:27

Продолжая реанимировать старые пленочные фотографии из путешествия по Индии 5 лет назад, не могу не вспомнить про легендарную узкоколейку в Даржилинге. Где-то я частично публиковал что-то про Даржилинг, но обрывочно и с минимумом фотографий. Кстати, если кому-то показалось, что слово Даржиллинг он уже где-то слышал, то это не ошибка - в Даржилинге выращивают тот самый знаменитый чайный бренд. Забавно, что в этом крайне удаленном уголке Индии (зажатом между Непалом и Бутаном) я оказался абсолютно случайно и спонтанно: мы летели из Дели в Сринагар, наш рейс задержали на 3 часа, а затем объявили, что он вовсе отменен. Мне удалось выцыганить у представителей авиакомпании альтернативный перелет в любую точку Индии, причем это без каких-либо доплат. Как раз шла регистрация на рейс в местечко Багдогра. Где это? А бог его знает - в самолете поизучаем путеводитель. Тем более, что в Индии неинтересных мест не бывает в любом случае. Значит, мы летим в Багдогру, которая оказалась воротами Даржилинга!

Мы взлетаем, а я углубляюсь в изучение путеводителя. Итак. Багдогра. Оказывается, это лишь название аэропорта, обслуживающего горный Даржилинг и автономный регион Сикким. Мы летим довольно далеко, в другой конец Индии, на расстояние почти в 2000 километров к востоку от Дели. По быстрому читаю, что там есть, в этом самом Даржилинге. И с каждой строчкой убеждаюсь, что экспромт оказался удачным. Это прекрасный уголок Гималаев, расположенный на стыке границ Непала, Бутана, Китая и Бангладеш. Это вотчина буддизма, и это уникальный по своей красоте уголок природы, где джунгли соседствуют с гималайскими вершинами, а буддистские монастыри с индуистскими храмами.

Даржиллинг, Западная Бенгалия

Это крайне нетипичный для Индии регион. Более того, его жители и не считают себя индийцами, а власть Дели никогда не признавали. Сложность политической ситуации не сложно заметить уже по пути из аэропорта - растяжки на дорогах с надписями “Free Darjeeling”, и даржилингские флаги, встречающиеся чаще, чем индийские. И этнос тут совсем иной. Тут основную часть населения составляют этнические гуркхи (непальцы), являющиеся буддистами по вере, и монголоидами по расе. Все это плоды британской колониальной политики, когда те завозили рабочих-гурхков из соседнего Непала на чайные плантации. Сейчас это тлеющий межэтнический конфликт.

Сразу же по выходу из аэропорта мы присоединились к компании канадских и британских ребят, большой компаний путешествовавших по Индии. Они тоже двигались в Даржиллинг, и даже сторговались с владельцем джипа. Надо заметить, что именно джипы марки ТАТА являются основным средством передвижения в горных районах -

Регион знаменит тремя вещами: уникальной узкоколейкой, Гималаями, и чайными плантациями. Узкоколейка, построенная еще британцами считается одной из самых узких в мире - 60 см ширина колеи. Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта дорога, длиной 89 километров, соединяет Дарджилинг с городком Силигури, что неподалеку от аэропорта Багдогра. Перепад высот между начальной станцией узкоколейки и конечной составляет почти 2200 метров. Также город знаменит чаем сорта "Дарджилинг", производимом на находящихся в окрестностях города чайных плантациях. Примечательно, что именно здесь производится почти половина всего чая в Индии.

Дороги узкие, часто разбитые. Снегопады и оползни часты. Обычной легковушке здесь нет места, за исключением, возможно, теплого времени года. Дорога из аэропорта в Даржилинг впечатляет. Устрашающие серпантины на фоне убитой дороги, глубоких провалов и встречного движения, делают поездку необычайно острой. Преодоление 89 километров пути занимает почти 4 часа. Не сложно сделать вывод, что это за дорога. Вместе с тем, величие природы завораживает, а к опасности сорваться в пропасть начинаешь относиться философски. Впрочем, надо заметить, что всю дорогу я вел беспрерывную дискуссию с канадцем, который, как оказалось, в свое время был офицером в контингенте ЮНИФИЛа в южном Ливане. Ну, а мне довелось бывать в Ливане во время службы в армии соседнего с Ливаном государства.

На следующий день с утра мы отправились на местный ж.д вокзал, с которого как раз отправляется крохотный поезд по узкоколейке вниз, в Багдогру, куда мы прилетели накануне. Наша задумка была проехать на поезде пару километров и сойти на ходу, поскольку пройти на поезде весь маршрут было бы слишком - он занимает восемь(!) часов -

Боже, какие тут паровозы! Мечта любителя и даже просто ценителя подобной экзотики. Настоящие малюсенькие паровозы, шипящие и изрыгающие тучи черного дыма -

Крохотные вагончики с еще более крохотными сидениями. Плюс колоритнейшая публика. Самое главное - не пользуйтесь туристическим поездом, отправляющимся в 10.40 утра. Того не стоит.

В вагон набьются товарищи из организованных групп, которые не дадут вам пробиться к окнам, дабы сделать снимки гималайской природы и проплывающих мимо буддистских ступ. В 9.15 утра отправляется обычный местный состав, в котором три вагончика тянутся тем самым старинным паровозом. Паровозик петляет прямо по улицам Даржилинга и близлежащих горных деревушек.

Паровозик петляет прямо по улицам Даржиллинга и близлежащих горных деревушек. Притормаживая на спусках, и добавляя скорости на подъемах. На одном из таких подъемов, когда поезд двигался со скоростью пешехода, мы прямо на ходу сошли с поезда и отправились гулять. Вокруг - словно и не Индия вовсе. Чисто, зелено. Никакой суеты, никакого повышенного внимание к нашим персонам. По ходу мы зашли в огромный буддистский монастырь, где как раз шла служба -

Это великолепно, и надо видеть. Бритые наголо монахи всех возрастов хором читают мантры, и все это под аккомпанемент гудения в трубы и боя в барабаны. После монастыря мы, гуляючи, вернулись назад в собственно городок Даржилинг, где посетили Гималайский зоопарк, тоже являющийся в своем роде уникальным.

Потом мы просто гуляли, посещая и рассматривая буддистские храмы, фотографируя город и его жителей, любуясь снежными шапками Гималаев. О, благодатный Даржиллинг! В отличии от остальной Индии, здесь можно нормально покушать. Здесь не готовят остро-режущий кари и непонятные приправы от которых глаза лезут на лоб. Здесь кухня ближе к китайской. Кроме того, здесь чисто, что не вызывает отвращения и опасений за свое здоровье после трапезы. Все же, как интересно - одна и та же страна, а насколько все здесь культурнее и милее.

Ну, а панорамные виды открывающиеся на Гималаи и вовсе захватывают дух -