Перебирал сегодня бабушкин архив и обнаружил два интересных рекламных конверта, изданных в советские годы для Коми Управления гражданской авиации. Конверты с минимумом напечатанной на них информации (нет подсказа, кодового штампа, данных об издании) - лишь рисунок и указание, что справки можно получить по определённым телефонам в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Инте и Воркуте.
Конверты:
Рисунок примечательный - красивая романтичная девушка у самолета, в небе летит ещё один. Попробуем немного оживить конверт, то есть, атрибутировать его?
Итак, девушка изображена в летней серой форме для бортпроводниц образца 1962 года, на что указывают тип и форма головного убора, размещение эмблемы "Аэрофлота" на левой стороне груди, количество пуговиц на жакете, форма воротника, лацканов и выреза жакета. В 1966 году появилась новая униформа для стюардесс, самым заметным отличительным элементом которой была шапочка-таблетка. Однако, первоначально такая униформа была установлена только для членов экипажей, летающих на международных воздушных линиях.
Самолет на земле - винтовой двухдвигательный, однако, это стилизованное обобщенное изображение, выполненное по мотивам Ил-14, но с иной формой киля и расположением основных опор шасси. Ил-14 (
см. о самолёте-памятнике Ил-14 в Сыктывкаре) в те годы был одной из основных "рабочих лошадок" Коми УГА и являл собой его настоящее.
Ил-14 в завершении своей карьеры в сыктывкарском аэропорту, 1983 год. Снимок из экспозиции Фотогалереи истории Коми авиации (о самом музее -
здесь):
В небе на рисунке изображен реактивный самолёт, и это снова стилизованное изображение, судя по стреловидному крылу и отсутствию двигателей в хвостовой части, выполненное по мотивам Ту-104 или Ту-124. Первый был символом страны Советов и её авиации, а вот второй - его уменьшенная версия - как раз в 1960-е годы вполне мог бы оказаться в парке Коми УГА. Более того, в 1964 году Ту-124 даже прилетал на "смотрины" в Сыктывкар, но тогда с реактивной авиацией у нас не сложилось. По-видимому, было решено обойтись силами уже освоенных личным составом Ан-10А, о проблемах которых тогда ещё не было известно. К тому же, для реактивного лайнера надо было существенно модернизировать всю сеть аэропортов республики, что было весьма накладно. Спустя несколько лет, начиная с 1973 года, после спешного вывода из эксплуатации оказавшихся аварийными Ан-1ОА, в Коми АССР начали поступать более совершенные реактивные лайнеры Ту-134, двигатели которых, кстати, располагались на корме. Под новый самолёт была постепенно модернизирована аэропортовая сеть региона. Ту-134 находились в производстве с 1966 года и были введены на внутрисоюзные линии в 1969 году.
Ту-124 в Сыктывкаре, снимок из экспозиции Фотогалереи истории Коми авиации:
Наконец, отсутствующий в нашем случае кодовый штамп стал обязательным элементом почтовых конвертов в СССР с 1970 года, за исключением специальной продукции, например, рекламной.
Если обобщить все данные, можно сделать следующие выводы. Рисунок для конверта был подготовлен, судя по всему, в 1962-1965 гг., сам же конверт был издан не ранее 1962 года и не позднее 1970 года. Впрочем, удачный образ мог тиражироваться и в последующее время. Если узнать, когда одновременно в ГТС Печоры были трехзначные номера, а в Ухте и Инте - четырехзначные, можно существенно уточнить датировку. Благодаря подсказке пользователя социальной сети "ВКонтакте" под ником "Ретро Ухта", сообщившего, что перевод ГТС Ухты с четырехзначного номера на пятизначный был произведен в 1972 году, удалось уточнить верхнюю хронологическую границу периода возможной публикации рассматриваемого рекламного конверта "Аэрофлота" - не позднее 1972 года. Конверт, судя по всему, был издан большим тиражом, в частности, по воспоминаниям современников, после 1975 года в таких конвертах, минимум, один раз сотрудникам Коми УГА выдавали путёвки для детей в ведомственный летний лагерь.
А вот для сравнения настоящие почтовые конверты, изданные министерством связи СССР
- в 1972 году:
- в 1975 году:
И все вместе:
Рассказ о ещё одном артефакте советской поры в сыктывкарском аэропорту -
здесь.