«НЕПРЕРЫВНЫЕ ГОНЕНИЯ
Более двух с половиной столетий пребывало Староверие в гонении. Гонения временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. Царь Петр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И ТОЛЬКО ОДНИ СТАРОВЕРЫ НЕ ИМЕЛИ СВОБОДЫ В РОДНОМ ОТЕЧЕСТВЕ, ИМИ ЖЕ СОЗДАННОМ. В царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным окладом: если, например, последователь новой веры (официальной антихристовой «церкви») платил в казну за себя 5 руб., то со старообрядца взыскивали 10 руб. Кроме того, взимали с каждого мужчины 50 рублей в год за ношение бороды. Со старообрядцев взыскивали пошлину и в пользу духовенства нововерческой «церкви». Брали с них штрафы и за то, что у них священники совершали духовные требы. Словом, старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для нововерческого «духовенства». Они выносили на себе страшные тяготы всего государства. Однако за это они не пользовались в этом государстве никакими правами: им воспрещалось занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность; не дозволялось быть даже свидетелями на суде против нововерцев, т.е. последователей новой антихристовой «церкви», хотя бы последние были привлечены к суду за воровство, убийство или за другие тяжкие преступления. Старообрядцам приказано было носить особую одежду: мужчинам - однорядку с лежачим ожерельем и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем красного сукна, а женщинам - шапки с рогами и тоже сермяжный зипун с красным козырем. Это было издевательство и посмешище над русскими благочестивыми людьми.
Старообрядцы, записавшиеся в двойной оклад, числились записными. Но громадное большинство старообрядцев было незаписными: ОНИ ЖИЛИ ТАЙНО, СКРЫВАЯСЬ ОТ АПОСТАТНЫХ АНТИХРИСТОВЫХ ВЛАСТЕЙ. Такое состояние было крайне опасным. Их постоянно разыскивали и ссылали на каторгу. Причем разыскивать их были обязаны и сами записные старообрядцы. АПОСТАТНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАСТАВЛЯЛО ИХ БЫТЬ ПРЕДАТЕЛЯМИ СВОИХ РОДНЫХ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ, БРАТЬЕВ И СЕСТЕР. Чтобы иметь больше поводов преследовать старообрядцев, ПЕТР ПРИКАЗАЛ ДАЖЕ ВЫДУМЫВАТЬ ЛОЖНЫЕ ДЕЛА НА НИХ, А НОВОВЕРЧЕСКОЕ «ДУХОВЕНСТВО» ВСЕ ОЖЕСТОЧЕННЕЕ, ВСЕ НАСТОЙЧИВЕЕ ТРЕБОВАЛО ИСТРЕБЛЯТЬ СТАРООБРЯДЦЕВ КАК ВРАГОВ «ЦЕРКВИ» И ГОСУДАРСТВА, ХОТЯ ОНИ БЫЛИ САМЫМИ ВЕРНЫМИ ЧАДАМИ СВЯТОЙ, ИСТИННО ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И САМЫМИ ПРЕДАННЫМИ СЫНАМИ СВОЕГО РОДНОГО ОТЕЧЕСТВА (125).
Для более успешной борьбы со Староверием лжеиерархи нововерческой «церкви» составили подложное деяние небывалого «собора» на небывалого еретика Мартина Армянина. В этом деянии рассказывается, что за пятьсот лет до Никона-патриарха в Киеве будто бы появился еретик Мартин, который учил всех тем чинам, обрядам и обычаям, которых держатся староверы: двоеперстию, сугубой аллилуйе, посолонному хождению и др. Киевский «собор» будто бы проклял этого небывалого еретика за его учение, особенно же за двоеперстие. Проклял его и Константинопольский «собор»: десятками самых страшных анафем поражали бедного Мартина составители подложного на него деяния. Наконец, они его даже сожгли. Император Петр, сам участвовавший в замысле этого подлога, а также и созданный им «святейший правительствующий Синод», много раз «благословлявший» к изданию сего подлога, строго приказывали всему русскому народу верить этой выдумке, как «непреложной истине», даже после того, как старообрядческими писателями она была НАУЧНО РАЗОБЛАЧЕНА И ОПРОВЕРГНУТА. Велено было читать это подложное деяние даже в церквах за «богослужением» вместо Пролога. РАЗУМНЫЙ РУССКИЙ НАРОД, КОНЕЧНО, НЕ МОГ ПОВЕРИТЬ ЭТОЙ ДИКОВИННОЙ И ЖУТКОЙ БАСНЕ, ВОЗВЕДЕННОЙ В ДОГМАТ НОВОВЕРЧЕСКОЙ АНТИХРИСТОВОЙ ЕРЕСИ. Но страшно было и не верить, так как был издан ЦАРСКИЙ УКАЗ ПРЕДАВАТЬ ТЕХ СОЖЖЕНИЮ, КТО НЕ ВЕРИТ ЭТОМУ ПОДЛОГУ (126).
В царствование Петра I власти, главным образом нововерческие «духовные», разоряли старообрядческие скиты, монастыри и другие духовные убежища, отбирали у них имущество и всячески преследовали людей Старой Веры. Весьма тяжело жилось русским древлеправославным христианам при этом царе.
В таком же положении они находились и при преемниках Петра. Только в царствование императрицы Екатерины II (1762-1796 г.) старообрядцы вздохнули несколько свободнее. Отдельные случаи преследований были, однако, и в это царствование. При Александре I (1801-1825 гг.), в первую половину его царствования, правительство относилось к старообрядцам терпимо, но к концу царствования стало издавать указы, стесняющие духовную жизнь старообрядцев.
При императоре Николае I старообрядчество жестоко преследовалось (1825-1855 гг.). И лишь при императоре Николае II (с конца 1905 г.) старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве свою церковную жизнь: строить храмы, монастыри, совершать крестные ходы, иметь колокольный звон, устраивать общины, открывать училища и т. п. Но и при этом царе старообрядцы не получили полной религиозной свободы: не были отменены статьи уголовного закона, карающие за присоединение новообрядцев к старообрядчеству, не было разрешено проповедовать свою веру, не дано права старообрядческим учителям быть преподавателями в общих государственных школах и т. п. Были и другие стеснения. Уже во время мировой войны (с Германией) не разрешалось старообрядцам держать экзамен даже на прапорщиков запаса и приходилось по этому поводу возбуждать особые ходатайства, тогда как для лиц других религий и совсем не русских наций (французской, немецкой, польской, армянской, грузинской, литовской и др.) был свободный доступ ко всем военным и гражданским чинам, включительно до генеральских и министерских постов.
ПРИМЕЧАНИЯ
125. Все эти узаконения и факты изложены в книге «священника» А. Синайскаго «Отношение русской церковной власти к расколу при Петре Великом». СПб., 1895.
126. Там же. С. 124.»
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/185490.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/186029.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/186445.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/187262.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/187677.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/188910.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/189628.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/191160.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/191891.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/192519.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/193584.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/194319.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/195999.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/196597.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/197875.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/199039.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/200715.html ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ