«НАДЕЖДЫ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
Раскол Русской Церкви совершился не сразу. Определения «собора» 1666-1667 гг. были настолько ошеломляющими, В НИХ БЫЛО ТАК МНОГО БЕССМЫСЛИЯ И БЕЗУМИЯ, ЧТО РУССКИЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ НАРОД СЧЕЛ ИХ ЗА «ДЬЯВОЛЬСКОЕ НАВАЖДЕНИЕ». Многие думали, что это временный туман, который должен скоро рассеяться. Сторонники и защитники старых книг и древней Церкви думали, что царь Алексей обманут приезжими греками и хохлами (малороссами-украинцами) и верили, что он должен же понять этот обман и возвратиться к старине, а обманщиков отогнать от себя. Что же касается русских «архиереев», участвовавших на «соборе», то о них составилось убеждение, что ОНИ НЕ ТВЕРДЫ В НОВОЙ ВЕРЕ И, ТОЛЬКО БОЯСЬ ЦАРЯ, ГОТОВЫ ВЕРОВАТЬ ТАК, КАК ОН ПРИКАЖЕТ. Один из наиболее видных сторонников новой веры и новых книг, чудовский «архимандрит» Иоаким (впоследствии нововерческий лжепатриарх Московский), откровенно заявил: «Я НЕ ЗНАЮ НИ СТАРОЙ ВЕРЫ, НИ НОВОЙ, НО ЧТО ВЕЛЯТ НАЧАЛЬНИЦЫ, ТО Я ГОТОВ ТВОРИТЬ И СЛУШАТЬ ИХ ВО ВСЕМ». «Хороши законоучители, - удивлялся на тогдашних лжеархиереев протопоп Аввакум. - Да што на них дивить. ТАКОВЫЯ НАРОКОМ ПОСТАВЛЕНЫ, ЯКО ЗЕМСКИЯ ЯРЫЖКИ, - ЧТО ИМ ВЕЛЯТ, ТО И ТВОРЯТ. Только у них и вытвержено: «А-се, государь, бо-се государь, добро, государь». Аввакум припомнил один очень характерный случай, ярко рисующий безволие и покорность тогдашних «архиереев». «Медведя Никон, смеяся, прислал Ионе (лжемитрополиту) Ростовскому на двор, и он челом медведю. «Митрополитище законоположник», - удивляется ему Аввакум. - А тут же в сонмище с палестинскими сидит, будто знает». То есть заседал на «соборе» с восточными лжепатриархами. «А о Павле Крутицком, - вспоминает Аввакум другого «митрополита», - мерзко и говорить: тот явной любодей, церковной кровоядец и навадник, убийца и душегубец, Анны Михайловны Ртищевой любимой «владыка», подпазушный пес борзой, готов зайцов Христовых ловить и во огнь сажать». Он никогда «НЕ ЖИВАЛ ДУХОВНО, блинами все торговал да оладьями. Да как учинился попенком, так ПО БАРСКИМ ДВОРАМ НАУЧИЛСЯ БЛЮДЫ ЛИЗАТЬ. И НЕ ВИДАЛ И НЕ ЗНАЕТ ДУХОВНОГО ЖИТИЯ». Не лучше был и третий «иерарх», Илларион, «архиепископ» Рязанский. «В карету сядет, РАСТОПЫРИТСЯ, ЧТО ПУЗЫРЬ НА ВОДЕ, СИДЯ В КАРЕТЕ НА ПОДУШКЕ, РАСЧЕСАВ ВОЛОСЫ, ЧТО ДЕВКА, ДА ЕДЕТ, ВЫСТАВЯ РОЖУ НА ПЛОЩАДИ, ЧТОБЫ ЧЕРНИЦЫ-ВОРУХИНЯНСКИ ЛЮБИЛИ. ОХ, ОХ БЕДНОЙ! - восклицает Аввакум. - НЕКОМУ ПО ТЕБЕ ПЛАКАТЬ». Всех тогдашних лжеархиереев НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПРОТОПОП ОТЛИЧНО ЗНАЛ. Всем он им говорит: «НЕЧЕВА У ВАС И ПОСЛУШАТЬ ДОБРОМУ ЧЕЛОВЕКУ: ВСЕ ГОВОРИТЕ, КАК ПРОДАТЬ, КАК КУПОВАТЬ, КАК ЕСТЬ, КАК ПИТЬ, КАК БАБ БЛУДИТЬ… А ИНОЕ МНЕ И МОЛВИТЬ ТОВО СОРОМ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ: ЗНАЮ ВСЕ ВАШЕ ЗЛОХИТРСТВО, «митрополиты», «архиепископы» - воры, прелагатаи, другия немцы русския» (113). Конечно, ТАКИМ СОВСЕМ НЕ ДОРОГО БЫЛО НИ РУССКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ, НИ СВЯТАЯ РУСЬ, НИ ВСЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ПОЭТОМУ ОНИ ТАК ЛЕГКО И БЕЗ ВСЯКОГО РАССУЖДЕНИЯ И БЕЗ ЗНАНИЯ ПРИНИМАЛИ ВСЕ НОВШЕСТВА И ЗАОДНО С ПРИШЛЫМИ ЧУЖЕСТРАНЦАМИ ПРОКЛИНАЛИ ВЕСЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ РУССКИЙ НАРОД, ЕГО ИСТИННЫЕ ПРЕДАНИЯ, ОБЫЧАИ И КНИГИ.
После «собора» 1667 г. еще в течение пятнадцати лет идут пререкания между сторонниками Старой и новой веры, между представителями Истинной Церкви и представителями новой, правительственной лжецеркви. Защитники старины надеялись, что еще можно уладить возникший спор и устранить церковный раскол, что государственная власть одумается и вернется к старине, а все «никоновския затейки» оставит. Великоревностный протопоп Аввакум слал царю одно послание за другим и призывал его к покаянию: «ПОМИЛУЙ ЕДИНОРОДНУЮ ДУШУ СВОЮ И ВНИДЕ ПАКИ В ПЕРВОЕ СВОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ, В НЕМ ЖЕ ТЫ ПОРОЖДЕН ЕСИ». «Богатырь» протопоп, как величает его знаменитый историк С. М. Соловьев, горячо и вдохновенно убеждал царя, что в Старом Православии, которое так кощунственно проклято «собором», нет ни малейшей погрешности. «Если в нашем Православии, - писал Аввакум, - или в наших отеческих книгах и в содержимых ими догматах есть хоть одна ересь или хула на Христа или Церковь Его, то рады мы прощаться за них перед всеми православными, особенно за то, что сами внесли что-либо соблазнительное в Церковь». «Но несть, несть ни раскольства, ни ереси за нами, - убежденно восклицал стойкий и непреклонный пастырь. - МЫ СОДЕРЖИМ ИСТИННУЮ И ПРАВУЮ ВЕРУ, УМИРАЕМ И КРОВЬ СВОЮ ПРОЛИВАЕМ ЗА ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ».
Другой пламенный исповедник Истинного Православия и мученик, священник Лазарь, обратился с челобитной к новому Московскому лжепатриарху Иоасафу, умоляя его «загладить следы ног Никона», то есть отбросить все его нововведения и возвратиться к прежнему Благочестию. И тогда, надеялся священномученик, «престанет лютость еретическая». Царя же просил священник Лазарь назначить всенародное состязание с нововерческими властями: пусть все видят и слышат, какая вера истинная - старая или новая.
Алексей Михайлович не внял этим просьбам и мольбам и В ТЯЖКИХ МУКАХ СКОНЧАЛСЯ НЕРАСКАЯННЫМ
(29 января 1676 г.). Царский престол занял его сын, Феодор Алексеевич. Защитники и исповедники Старой Веры и Церкви обратились и к этому царю с горячей мольбой - оставить никоновскую прелесть и вернуться к Истинной Вере благочестивых предков и святых угодников Божиих, но и эта мольба не имела успеха. Новая «церковь», как и новая Россия, зародившаяся тогда в апостатных верхах царских и правительственных, прочно и безвозвратно встали на путь увлечений западничеством, новой европейской культурой, которая в сущности и тогда уже была АНТИХРИСТИАНСКОЙ И БЕЗБОЖНОЙ (114). «Ox, ox, бедная Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев», - горько восклицал ПРОЗОРЛИВЫЙ АВВАКУМ (115).
На все челобитные церковных пастырей, жаждавших мира и единства церковного, московское правительство отвечало ссылками и казнями.
ПРИМЕЧАНИЯ
113. Протопоп Аввакум. Житие... Указ. Изд. С. 34-35, 218, 220-221, 239-240 и др.
«Имя епископское дается ныне, - говорит св. Василий Великий о нечестивцах своего времени, - ЛЮДЯМ РАЗВРАЩЕННЫМ, ПОДЛЫМ РАБАМ, ПОТОМУ ЧТО НИКТО ИЗ РАБОВ БОЖИИХ НЕ РЕШИТСЯ ИСКАТЬ ЕПИСКОПСТВА, ИЩУТ ЖЕ ЛЮДИ ОТЧАЯННЫЕ». Письмо его к Евсевию, епископу Самосатскому // Творения. Ч. VII. С. 179-180.
114. В исключительно ценной по своей документальности и глубоко продуманным выводам книге крупного французского ученого Пьера Паскаля «Аввакум и начало раскола», Париж, 1939, доказано что увлечение русских верхов при царе Алексее Михайловиче латинством и западничеством было изменой не только русским национальным основам и народному духу, но и ИЗМЕНОЙ САМОМУ ПРАВОСЛАВИЮ, ДАЖЕ ХРИСТИАНСКИМ ОСНОВАМ.
115. Через 173 года эту глубокую скорбь священномученика Аввакума выразил знаменитый славянофил А. С. Хомяков в стихотворении «России»:
Пошли мы просить исцеления
Не у того, в чьей руке
И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов,
Но у бездушного кумира,
У мертвых и слепых богов.
И обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Мы отреклись от всей святыни,
От сердца стороны родной.
// Перепечатано в «Русском православном календаре», 1941 г. стр. 6-7, Владимирово - Чехословакия.»
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/185490.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/186029.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/186445.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/187262.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/187677.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/188910.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/189628.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/191160.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/191891.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/192519.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/193584.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/194319.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/195999.html ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ